Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ПОВЕЛИТЕЛЬ МУЗЫКИ – ПРАВОСЛАВНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ.


«Георгий Свиридов – явление, прежде всего

национальное и, как таковое, явление мирового

масштаба, интересное всем».

    Валентин Распутин.



Наш великий писатель – мыслитель Лев Толстой был большим оригиналом в оценке отдельных личностей, происходящих событий в мире, в предсказаниях относительно будущего развития человечества. Так Лев Николаевич отказывал музыкантам и композиторам в их умственных дарованиях, видимо, он полагал, что их род занятий, связанный с эмоциональной сферой не позволяет достигнуть уровня мыслителей, так как эмоции, чувства доминируют над разумом.

Надо сказать, Толстой очень любил музыку, когда он открыл Яснополянскую школу для детей, то преподавал в ней двенадцать предметов, в том числе сольфеджио, он даже сочинил вальс. Эта статья задумана не для того чтобы опровергнуть гения русской литературы, а для того чтобы показать, что гениальный композитор, пианист, в данном случае Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998), столетие которого отмечается в этом году, был мыслителем, энциклопедически образованным человеком. Исключения все – таки бывают,- а то, что встречается, как исключение, может стать и правилом. Русская земля подарила миру великое множество гениальных людей, вышедших из глубины народной жизни. Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился в небольшом городе Фатеж Курской области в семье, происходившей из крестьян. В книге «Музыка как судьба» он показал свои истоки и корни, живую историю своей жизни и след ее на земле. Свиридов с самого раннего детства пристрастился к чтению «к слову, как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира».

Его учителями, помимо школьных учителей, о которых он говорит тепло, нежно и сдержанно, стала русская классика в лице: Лермонтова, Пушкина, Жуковского, Державина, Тютчева, Некрасова, Майкова, Толстого, Фета, Достоевского, Блока, Есенина, Клюева, Хлебникова. Свиридов дает им такую характеристику: «Они пели Человека, благородство его страстей, пели Россию, ее народ, пели кормильца – крестьянина, пробуждая в нас чувство сострадания к ближнему. Пели Природу – видимый символ бессмертия и вечного обновления жизни, пели Любовь, пели Бога своего Иисуса Христа, в котором слилось все это…». Слушая музыку Свиридова, читая его дневниковые записи, задаешься вопросом, почему мы слушатели и читатели избирательно подходим к музыкальным и литературным произведениям разных авторов. Чем объяснить такую народную любовь к стихам С.Есенина, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова, книги которых даже космонавты берут с собой в полет или к музыке М.Мусоргского, С.Рахманинова, Г.Свиридова, В.Гаврилина, вызывающую восторг, страдание, катарсис, исцеляющий душу.

Объяснить этот феномен социальным, нравственным, жизненным опытом человека, мне представляется, явно недостаточно. И какие бы исследования ученые не проводили, на предмет восприятия на человека Слова и Музыки, они не могут адекватно отразить, почему от стихов и музыки некоторых авторов ворохнется сердце, начинает волноваться, страдать и радоваться человек или наоборот равнодушно созерцать и переставать слушать музыку. Это непознаваемая до конца трансцендентная сущность, как признался в одной из своих записей Свиридов: «Ответить на него я сам не в силах». А где уж нам простым смертным ответить на подобные вопросы. В музыке Свиридова целостно, органично на равных присутствуют вера, чувство, разум. Мыслитель искал ответы на многочисленные вопросы, поставленные современной жизнью. Философия, история, политика, проза и поэзия, отечественная и зарубежная литература, живопись, театр, кино, архитектура, на протяжении всей жизни, были предметом познания, постоянных размышлений Свиридова. Он писал: «Духовный мир, может быть, очень прост и, вместе с тем, очень глубок. Божественная простота, мироздание для нас непонятны из – за их непостижимости».

Мое знакомство с музыкой Свиридова началось с шестого класса, учитель физики был фанатом русской классической музыки, и особенно творчества Свиридова, приобщал учеников к пониманию музыки. У него имелось большое количество пластинок. Он например заставлял прослушать оперу «Борис Годунов», «Женитьбу» Мусоргского или концерт для хора «Пушкинский венок», «кантаты из Блока, Есенина», «Курские песни», «Деревянная Русь», «Романсы и песни на слова русских поэтов» Свиридова и высказать свое мнение, свое ощущение от услышанного. Смешно вспоминать, о чем мы сельские мальчишки, впервые услышав музыкальные серьезные шедевры, говорили. Посещение музыкального кружка физика было необязательным, и мы могли дать волю своей фантазии, вызывая смех (до слез у руководителя), и всех присутствующих. Однако многие из кружка научились играть на баяне, фортепьяно, гитаре, играли на разных инструментах в духовом школьном оркестре и на всю жизнь полюбили музыку Георгия Свиридова. Постигая духовный мир великого композитора, мы сталкиваемся с его мировоззренчекой, христианской позицией по отношению к миру, к отдельным людям, к обществу в целом.

Но пытаясь постигнуть смыслы христианского учения, мы приходим к пониманию, что «этот мир не ведает раздвоения, какого – либо внутреннего противоречия. Это линия, устремленная в бесконечность». В цельном соотношении синтеза веры, чувства, разума пульсирует дух творца, созидателя гармонии мира. В книге «Музыка, как судьба», Свиридов, анализируя творчество выдающихся композиторов разных эпох, русских и зарубежных, таких как: Мусоргского, Глинки, Моцарта, Баха, Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Вагнера, Бизе, Шумана, Шубарта, Шопена, Шостаковича, Гаврилина, Стравинского, Римского – Корсакова, композитор, видимо, искал в их музыке триаду – веру, чувство, разум, приводящие к гармонии, «освежение, обновление мира». Вот лишь некоторые краткие суждения его о русских композиторах Х!Х и ХХ веков. «Для меня лично «Хованщина» Мусоргского является величайшим, быть может, произведением музыкального искусства». О В.Гаврилине: «Его искусство глубоко трогательно, оно направлено прямо к душе человека, к лучшему в ней. Оно стремится вызвать в человеке чувство сострадание к чужой беде, чужой боли, и тем очистить свою душу. Это искусство высоких нравственных начал удивительной красоты». Как мыслитель Свиридов интересовался изменениями в культуре, духовной жизни, происходящие в Европе и России.

Его постоянно тревожила вестернизация (западнизация) России, убегающая от себя, стыдливая и в то же время великая по своей духовности русская культура, ее подражательность западной цивилизации. Русская культура высоконравственна и мистична, таинственна и до сих пор, привыкшая исторически учиться рационализму у Запада, не ведая при этом, что важнее сочетание веры, ума и сердца, чем бессердечный ум могущий натворить много бед в России и мире.

Холодный, расчетливый рационализм и эгоизм, аморализм правителей и граждан европейских стран с их реформами, регистрирующие браки одного пола, события, происходящие на Украине, подводят нынешний мир к ужасной катастрофе. И приходится удивляться российским либералам западникам, их устремленность навязать людям западные ценности, их стыдливость за восточную мистичность своей души. В безумных поисках западных эталонов культура в России меняется не в лучшую сторону. Патриот Свиридов выступал и писал о разрушении русской культуры, процитирую небольшой фрагмент его статьи, в которой он поведал читателям, что тревожило мыслителя в конце жизни. «За свою жизнь, особенно за последние годы, я насмотрелся на изображения всяческого порока и зла в разных видах искусства, изображая многослойную толщу ее народа скопищем дремучих хамов, жуликов и идиотов, коверкать сознательно, опошлять ее гениев – на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать его безликим стадом». Не угрожают ли нынешние распри между державниками и либералами – демократами, современными славянофилами и западниками целостности России? Поэт В.Кочетков дал свое определение мировоззренческих распрей.



_Нашу_русскую_боль_не_изменит_Восток,_
_И_на_Запад_не_стоит_бежать_за_советом._
_Здесь,_на_этой_земле,-_наш_исход_и_исток,_
_Надо_помнить_об_этом…_



Все ли мы помним об этом? У некоторых людей вновь амнезия. Георгий Свиридов своей музыкой, ярким словом, патриотической позицией всегда помнил о своих истоках, помнил, что мир сотворен ради человека и сотворен он не только словом, но и рукой и разрушать его великий грех. В своих письмах к многочисленным корреспондентам (с ним стремились общаться многие выдающиеся люди планеты), композитор писал о социальном развитии России в ХХ! веке, на основе соборности, великой русской культуре, гуманизма и этики ненасилия – это основная целевая задача будущей русской цивилизации. Уже несколько поколений людей помнят произведения Свиридова, он напоминает о себе ежедневно, когда начинается заставка из гениальной сюиты «Время, вперед!» на первом телевизионном канале.

Недавно телевизионный канал «Культура», рубрика «вспоминая великую певицу» показал фрагмент концерта Елены Образцовой, исполнившей песни и романсы на стихи русских и советских поэтов на музыку Георгия Свиридова, который аккомпанировал сам на фортепьяно певице, запись 1976года. Это было прекрасное зрелище: красавица Елена Васильевна, с ее чудесным голосом, поющая вдохновенно, азартно в такт великой музыки Георгия Васильевича покорила зал. После каждой песни ее награждали цветами, которые она делила на две кучки, укладывая их на фортепьяно для Свиридова и для себя. Я сидел один в комнате смотрел и думал о двух великих русских подвижников русской культуры, которых знают и ценят во всех цивилизованных странах мира и аплодировал им вместе со всеми зрителями. Родина высоко оценила заслуги Георгия Васильевича Свиридова народного артиста СССР, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, был лауреатом Сталинской, Ленинской, Государственных премий.