Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







Н. ДАНИЛЕВСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Для всякого славянина после

Бога и его святой церкви – идея

Славянства должна быть высшей идеей.

    Н.Данилевский



Родился Н. Данилевский в с. Оберец Ливепского уезда Орловской губернии в родовом имении. Будущий мыслитель был вынужден учиться в частном пансионе в связи с частыми переездами его отца – армейского офицера. В 1837 году Н. Данилевский поступил в Императорский Царскосельский лицей, который и закончил в 1842 году. Обладая необыкновенными способностями, он не удовлетворился знаниями, полученными в лицее, и записался вольным слушателем на физико-математический факультет Петербургского университета, где и проучился 4 гола. В это же время серьезно увлекся ботаникой, учением Ш. Фурье – французского социалиста-утописта. Н. Данилевский был знаком с М. В. Петрашевским еще по лицею и принимал участие в деятельности общества, руководимого сокурсником. За связь с петрашевцами Н. Даниловский был заключен в один из казематов Петропавловской крепости, в которой провел более 3 месяцев, а затем был выслан в Вологду, под надзор полиции. С 1853 года Н. Данилевский участвовал в многочисленных, многолетних экспедициях. Он и умер от сердечного приступа в возрасте 63 лет в одной из поездок, исследуя вопрос «о причине уменьшения рыболовства на озере Гожге». Случилось это в г. Тифлисе. В последний период жизни он был известен как ученый-биолог и философ не только в России, но и Европе, являлся членом совета министра по государственным имуществам, имел чип тайного советника. Н. Данилевский по своим взглядам был близок почвенникам и как один из идеологов этого философского направления считал, что всемирная история представляет собой развитие самостоятельных цивилизаций.

Это был энциклопедически образованный ученый, сочетавший в себе знания физика и математика, биолога и социолога, философа и историка. Он автор известных всему миру произведений «Дарвинизм» и «Россия и Европа». О второй книге и пойдет речь. Она была написана в 1868 году и вызвала громадный интерес в России и за рубежом. Философ и публицист Н. Н. Страхов писал: «В книге Данилевского все новое от начала до конца».

Данилевский на обширном эмпирическом материале показал существенное различие между Европой и Россией с точки зрения культуры и ментальности. Социальный смысл его учения в объективном подходе к каждому государству, к людям этих стран, к чужому опыту и достоинству наций, к истории их развития.

Русский мыслитель был первым ученым мирового масштаба, заявившим об отсутствии универсальных культур для стран мира, отрицал он и универсальность западной культуры. Как биолог и социолог рассматривал множество культурных организмов в мировом обществе, имеющих собственную иерархию ценностей. Николай Яковлевич Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоио-финикийский, холдейский или древнесимитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Под культурно-историческим типом он понимал устойчивую реально существующую общность людей, подчиняющуюся общим закономерностям: наличие общего языка у народов, живущих вместе; политическая независимость; культурная самобытность; федеративный принцип построения государства; длительность периода формирования и развития основ цивилизации, за которым неизбежно следует ее закат. Как биолог, естествоиспытатель, все культурно-исторические типы, их развитие он рассматривает с биологической точки зрения. Культура, по его мнению, проходит период зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Культурно-исторический тип исчерпывает свои ресурсные силы, и период агонии может растянуться на неопределенно долгое время. Так западная цивилизация – по Данилевскому – уже прошла период своего расцвета и вступила в эпоху разложения и заката. Русский мыслитель за пятьдесят лет до выхода книги Освальда Шпенглера «Закат Европы» предсказал увядание западной цивилизации, которая при своей агонии ведет себя агрессивно и не собирается уступать свое место нарождающейся славяно-русской цивилизации. Он писал: «Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто чуждое. Русский в глазах европейцев может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой (не без влияния западнизации России) национальный облик».

Сегодня мы, русские, теряем свой национальный облик.

Величавость и широта русской натуры вместе с ее неведомой европейским народам чуткости ко всему великому и прекрасному – по Данилевскому – является отражением органически присущего русскому человеку свойства оказывать помощь каждому, нуждающемуся в помощи.

Отличие русской и западной культур связано с реальностью опосредованно, через сознание людей, усваивающих разные духовные ценности.

Способность воздействия этих ценностей неодинакова, т. к. нужно учитывать национальный характер людей. Россия имеет свой путь развития, сложившийся веками, основанный на православной традиции: терпимости, милосердии, бескорыстии.

Запад не раз пытался силой оружия завоевать нашу страну и навязать ей свои ценности, образ жизни и мысли. Однако Россия, как самобытное государство, отвергала западные модели и стандарты жизни. Ученый убедительно и последовательно, основываясь па огромном количестве исторических данных, доказал, что культурно-исторические типы цивилизаций имеют одну, две или три основы, например, греческий тип художественный, германо-романский имеет двойную основу – политическую и научно-индустриальную. И только славянский культурно-исторический тип будет первым четырехосновным. Н. Данилевский в своем научном трактате убеждает, что Россия, как великая страна, достойна идти своим собственным путем. Но при этом мыслитель исключает навязывание славянского культурно-исторического типа другим пародам. «Славянские народы, – писал он, – самою природою избавлены от насильственности характера, что присуще другим народам. Русский, перестав быть русским, обращается в ничто».

Европейцы, по мнению ученого, интуитивно осознают величие и силу славянских пародов и всегда выступали против их объединения, против слияния потоков в один общий водоем на обширных землях Европы и Азии. Все великие писатели и мыслители России выступали против бессмысленного разрушения национальной культуры.

Путь к современному возрождению России очень долгий и жертвенный. Варварское отношение к русской культуре, науке, природе – свидетельство угасания духовной жизни людей. Цель жизни каждого человека – выращивание и развитие души. В процессе творчества во имя и на благо родины человек осознает смысл своего бытия и Отечества.

Н. Данилевский – оптимист и его прогноз относительно России воодушевляет и нас, людей XXI века. «Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину слой, все же Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить, которое, следовательно, нельзя будет ассимилировать, претворить, в свою кровь и плоть, которое имеет и силу, и притязания жить своею независимою, самобытною жизнью», – писал Н. Данилевский. Много событий произошло в России с тех пор, когда были написаны эти слова великого патриота. Идеологи Запада уже пришли к мысли, что силой оружия нельзя завоевать нашу страну, ее нужно взорвать изнутри, совершить духовную оккупацию, навязать нашему народу западные ценности через пятую колонну. Вся история России происходит под знаком борьбы двух сил – Христа и антихриста, Зла и Добра, сил патриотических и космополитических. Книга Н. Данилевского оказалась пророческой: сейчас усиленно через СМИ происходит вестернизация России, насаждается идеология глобализма общечеловеческих ценностей, которые он высмеивал. «...Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им – значит желать довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможно неполнотою».

Многое потеряла Россия в так называемый «перестроечный» период. Экономический и культурный уровень нашей страны настолько упал, что западные страны, США относят Россию к странам третьего мира. Уход России из Восточной Европы, вступление прибалтийских бывших союзных республик СССР в НАТО, одностороннее разоружение, добровольная ликвидация наших военных баз на Кубе и Вьетнаме, отсутствие геополитического влияния в разных регионов земного шара, это пренебрежение национальными интересами. В книге Н. Данилевского четко прослеживается мысль об отличии славянской цивилизации от западной, о несоединимости России и Европы.

Русский ученый предчувствовал и больше всего боялся наступления того времени, когда космополиты, говоря современным языком, посредством глобализма растворят, уничтожат национальные культурно-исторические типы многих пародов. Сегодня это осуществляется посредством навязывания европейско-американской рационалистической и космополитической цивилизации, нивелирующих национальные культуры народов мира. Значение идей Н. Данилевского очень велико. Имя русского мыслителя стоит в первом ряду цивилизаторов, по признанию таких выдающихся ученых как: А, Тойнби, О. Шпенглер, Ф. Нортроп, А. Шубарт, П. Сорокин и др., которые развивали после него идеи пространственно-временной локализации явлений культуры, общественного прогресса.