Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







СВЯТАЯ К РУССКОМУ НАРОДУ, РОДИНЕ ЛЮБОВЬ


«Беречь Россию не устану,

Она – прозрение мое,

Когда умру – то рядом встану

Я с теми, кто берег ее».

    Вал. Сорокин.



Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) родился в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье выдающегося писателя Сергея Аксакова.

Константин рос в атмосфере театральных и литературных споров. Отец будущего философа слыл заядлым театралом-лю-бителем, взыскательным критиком и педагогом. В зрелые годы С.Т. Аксаков создал шедевры русской прозы: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника», сказки, воспоминания и др.

Дом Аксаковых был одним из центров культурной жизни Москвы. Юный Константин видел и общался с приходившими в их дом Н.В. Гоголем, М.С. Щепкиным, И.С. Тургеневым, А.С. Хомяковым, М.П. Погодиным, Т.Н. Грановским, Н.В. Станкевичем и др.

Детский мир предстает у младшего Аксакова во всей его не-повторимости и особости. Мир ребенка соприкасается с ми

ром взрослых людей, их влияние будет сказываться до конца жизни. Константин обучался в домашних условиях, непосредственно под неусыпным вниманием отца. В 15 лет он поступил в Московский университет на словесное отделение и успешно его закончил через три года. В студенческие годы он сблизился с В.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем, входил в их кружок, в котором участники изучали немецкую классическую философию. К. Аксаков в зрелые годы написал очерк о своих студенческих годах, посвященный столетию Московского университета.

В этих воспоминаниях он охарактеризовал общественную и политическую позицию Н. Станкевича и его сторонников, а сам лидер философского объединения высоко ценил литературные способности К. Аксакова и относил его к числу наиболее обра-зованных людей России. После ранней смерти Н. Станкевича в 1840 г. К. Аксаков примкнул к славянофилам и стал одним из заметных его участников, признанным авторитетом в области русской истории, философии и литературы, непримиримым противником западнических воззрений.

Расставание с западником В. Белинским было тяжелым, оба обладали горячим темпераментом, честностью и преданностью своим идеям, но не могли духовно быть вместе. К. Аксаков прямо заявил своему учителю, что из-за различий во взглядах не может общаться с ним. Свидетели этого разрыва засвидетельствовали такую картину: они расцеловались на прощание и прослезились. В. Белинский свою нетерпимость к взглядам К. Аксакова выразил так: «Я иудей по натуре и не могу быть в дружеских отношениях с филистимлянами». Надо признать, магистерская диссертация К. Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» 1846 г., несмотря на славянофильскую направленность и оригинальность научных выводов имела влияние немецкой классической философии (прежде всего Гегеля). Этапы развития русской литературы молодой ученый рассматривал в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. Большое влияние на мировоззрение К. Аксакова оказали лидеры славянофильства А. Хомяков и И. Киреевский. Все славянофи

лы, в теснейшем духовном общении, влияли друг на друга, т.к. каждый из них был яркой индивидуальностью. К. Аксаков, став приверженцем славянофильских идей, по существу наравне с лидерами становится теоретиком общественного движения.

Однако есть и некоторые отличия, касающиеся восприятия европейской цивилизации. Он был более фанатичен и нетерпим, тогда как лидеры славянофильства были толерантны по отношению к Западу. В своих статьях, книгах К. Аксаков, пожалуй, как ни один мыслитель того времени, говорит о величии русского народа, об его отличительности, свойствах характера, которые отличают его от других народов мира. Ученый, критикуя западную культуру, подчеркивает, что в ней чрезмерно преобладает государственность, выраженная в силе закона. «На Западе, – писал он, – душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом, внутреннее побуждение – регламентом». Как это верно и точно и для нашего времени. Человек, попадающий в объятия западной цивилизации, мгновенно начинает ощущать силу закона и бездушие отношений между людьми. На эту черту Запада обратил внимание еще в XI веке митрополит Иларион в своем трактате «Слово о Законе и Благодати». К. Аксаков, защищая свободу человека, обращает внимание не на внешний смысл закона, а на связь ее с религиозным началом. В понимании мыслителя русский народ живет традициями, семейными отношениями, воплощенными в крестьянской общине, подлинные интересы которого всецело в сфере духовно-нравственных, религиозных отношений между людьми.

Позволю себе процитировать записку К. Аксакова «О внутреннем состоянии России», поданной императору Александру Второму в 1855 году: «Русский народ государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, а свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, традиции, свой быт; жизнь мирного духа. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя… Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он пом

нит слова Христа: «Царство мое несть от мира сего»; и потому предоставив государство царству царство, народ христианский избирает для себя иной путь, путь к внутренней свободе и духу, т.к. «Царство Божие внутри нас есть». В данной записке дается четкий психологический, этнографический, базисный портрет русского народа.

Сегодня на «Радио России» объявлен общественно-нацио-нальный проект «Русские в двадцать первом веке». Предложения, которые прозвучали по радио из разных регионов страны от людей разного социального уровня и конфессиональной принадлежности, часто совпадали с оценкой русского народа, высказанной К. Аксаковым в первой половине девятнадцатого века. Многообразной была деятельность ученого, теоретика славянофильства, мыслитель в период увлечения немецкой философией перевел ряд работ немецких философов, а также произведения Шеллинга, Гете, Шиллера, гуманизм которых приводил его в восхищение. К. Аксаков писал поэмы на патриотические и политические темы, такие, как: «Петр I», «Русь», драма «Освобождение Москвы 1612 г.», пьесу «Олег под Константинополем», комедию «Князь Луповицкий» и др. Его исторические работы «Нравы и обычаи древних славян вообще, и русских славян в частности», «Богатыри князя Владимира» были высоко оценены современниками.

Кое-кто, прочитав книги ученого, подумает, что историк идеализирует русский народ, русскую историю, но он и не скрывал, не отрицал своего пристрастия к истории России. Мыслитель говорил, что русская история является «всеобщей исповедью, ее можно читать так же, как житие святых». Сравниваешь сегодняшних историков (прозападной ориентации), пишущих историю России, а по существу, искажающих ее сознательно, и думаешь: почему произошла такая мировоззренческая деформация, почему перестают любить свое Отечество, свою культуру, народ? Восхваляя русский народ, К. Аксаков обратил внимание на скромность его, опираясь на факты, почерпнутые из истории: русские все свои победы не приписывают себе, а приписывают воле Божьей, не ставят памятников

в честь народа и его великих людей, а славят Бога молебнами, шествиями и воздвигают церкви и храмы. По мнению К. Аксакова, русский народ выше всех других народов, т.к. в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы (Достоевский позднее осмысливает эти понятия) и «дух христианской гуманности». Отличие русского народа от европейского в том, что он не страдает индивидуализмом, национальной исключительностью или ее противоположностью – космополитизмом. Какое глубокое понимание и прозрение! Индивидуализм на Западе приводит, считает он, к раздроблению общественного целого, к разброду мнений, к господству рационализма над верой. Западная цивилизация становится безбожной и прагматичной, это грозит ей духовной гибелью. Его формула такова: «На Западе душа убывает». Этой же точки зрения придерживался славянофил второго поколения, выдающийся мыслитель-публицист, его родной брат Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886). Народники подхватили идеи К. Аксакова, в частности, противопоставление социальной сферы государственной, а его термин «хоровое начало» долгие годы использовался в гуманитарных науках и был эквивалентен хомяковскому понятию «соборность».

К. Аксаков был противником крепостного права и, отмечая «негосударственность» русского народа, говорил, что в России может гармонично существовать только одна форма власти – православная самодержавная монархия. В то же время он критикует «внутренние язвы» российской действительности: выступает против коррупции, осуждал хапуг-чиновников, иго государево над землей, выступал против любых форм аристократизма, сословной кастовости. В своих исторических, политических, философских, литературоведческих статьях ученый защищал, воспевал русский народ, его исторические свершения, исключительное благородство по отношению к другим этносам, глубокую искренность и чистоту религиозных убеждений. И надо отдать должное, что в истории развития общественной мысли К. Аксаков является, пожалуй, самым ярким, последовательным защитником русского народа и русской

культуры. До конца своей недолгой жизни он боготворил, вос-хвалял русский народ, ибо сам был частью этого народа.

Весной 1859 года скончался отец, С.Т. Аксаков, который был духовным поводырем для сыновей. Смерть отца стала глубоким потрясением для старшего сына, Константина Сергеевича. Не-смотря на то, что он обладал богатырским здоровьем, огромной физической и духовной силой, пережил отца лишь на полтора года. Духовная и интеллектуальная потеря в лице отца была так велика, что скоротечная чахотка унесла в могилу за несколько месяцев великого просветителя, мыслителя земли Русской. Еще при жизни об К. Аксакове слагали легенды, ему посвящали поэмы и стихотворения. Николай Рубцов о таких людях, как К. Аксаков, уже современным языком написал:



_Какая_жизнь_отликовала,_
_Отгоревала,_отошла!_
_И_все_ж_я_слышу_с_перевала,_
_Как_веет_здесь,_чем_Русь_жила._