Добыча дьявола. Абсурд. Романы
К. Я. Лагунов





КОНСТАНТИН ЛАГУНОВ







Константину Яковлевичу Лагунову – семьдесят пять!

Эта цифра никак не стыкуется с внешним обликом, характером, темпераментом и работоспособностью писателя.

Чтобы в этом убедиться, стоит хотя бы раз увидеть его на трибуне, ознакомиться с его публицистическими выступлениями, прочесть включенные в эту книгу его новые романы.

Однако документы утверждают: Константин Яковлевич родился 16 сентября 1924 года – семьдесят пять лет назад.

Если "олитературить" его биографию, получится увлекательнейший роман о герое нашего яростного и прекрасного времени.

В шестнадцать лет он – воспитатель старшей группы Голышмановского детского дома (Тюменская область). В семнадцать – директор этого детдома. В восемнадцать – заместитель секретаря, а в девятнадцать первый секретарь Голышмановского райкома ВЛКСМ.

В 1946 году Константин Лагунов – ответственный работник ЦК комсомола Литвы, затем первый секретарь Вильнюсского уездного комитета комсомола.

Потом – ответорганизатор ЦК ВЛКСМ, второй секретарь ЦК комсомола Таджикистана.

14 лет комсомольской работы.

Четырнадцать неповторимых, незабываемых, прекрасных.

Писатель и ныне считает комсомол великой, могучей, крайне нужной молодежи организацией, воспитавшей многие миллионы подлинных патриотов Советской Родины.

Комсомол "выдернул" Лагунова из глухомани, дал ему образование, сформировал его мировоззрение и характер, научил деловитости, собранности, целеустремленности и работоспособности, породил уверенность в своих силах, закалил волю.

Комсомол, говорит писатель, мой бог, ему я обязан всем лучшим, что есть у меня...

Пересказывать биографию писателя нет нужды: всякий может ознакомиться с ней, прочитав книгу Лагунова "Перед Богом и людьми" (Тюмень. 1993 г.). Эта книга волнующая, поразительно откровенная исповедь. В ней нет недомолвок, подтекстов и намеков, писатель не прячет ни сомнений своих, ни ошибок. В книге все, как говорят, живьем, никаких экивоков, никаких маскшараханий ни влево, ни вправо, что было – то было.

Откровенность, искренность, прямота – характернейшие черты эссеистики и публицистики Константина Лагунова. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть хотя бы его последние крупные публицистические выступления: "Подранки", "Листая старые блокноты", "Плач у затухающего очага", "Я – русский!".

Как известно, публицистика и очерк – наиболее мобильные и оперативные жанры литературы, позволяющие писателю активно вмешиваться в жизнь, высвечивать ее наиболее болевые точки, содействовать скорейшему разрешению "проклятых вопросов" современности.

Очерки Лагунова публиковались во многих, самых популярных, журналах и газетах страны, включались во всевозможные сборники и альманахи, издавались отдельными книгами, отмечались всесоюзными и иными литературными премиями.

Все очерки Константина Яковлевича являлись читателю, как говорят, с пылу с жару. И не только потому, что они всегда были злободневны и остры, но и потому, что материал для них писатель черпал не из газет и радиопередач, а из самой гущи нашей жизни. Он постоянно общался с героями своих очерков и документальных повестей. В его памяти, как и в его записных книжках, хранится множество имен политиков, ученых, деятелей культуры. Вместе с ними теснятся имена буровиков и вышкомонтажников, промысловиков и строителей, "трубачей" и "топиков", изобретателей и командиров производства всех рангов – от министра до бригадира.

Они, эти люди, являются подлинными героями нашего времени, их деяниям, их трудовым свершениям и посвящены очерковые книги Лагунова, являющиеся неповторимой, оригинальной летописью истории создания Тюменского топливно-энергетического комплекса.

"Жажда бури", "Надымская тетрадь", "Свадебный марш", "Власть огня" и многие другие северные очерки и документальные повести Константина Лагунова – это захватывающе яркие, волнующие повествования о тех, кто искал тюменскую нефть и газ, обустраивал месторождения, строил города, прокладывал дороги и делал еще очень и очень многое, чтобы превратить насквозь промороженный, заболоченный и дикий край в энергетическую жемчужину страны Советов...

Неумолимое Время мчит вперед и вперед, оставляя за спиной имена, события, факты, и те усыхают и блекнут, стираясь из людской памяти. Это неизбежно и необратимо. Однако очеркам Лагунова, я убеждена, уготована долгая жизнь, потому что они являются прекрасными художественными документами своей эпохи. Всякий интересующийся историей нашего края, в частности – зарождением, становлением и расцветом Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, непременно обратится к очеркам и документальным повестям Константина Яковлевича и найдет в них ответы на многие волнующие вопросы, и с их помощью воссоздаст подлинную картину великого открытия двадцатого века, и постигнет духовную суть многих тысяч героев-первопроходцев, подаривших Отечеству "сибирского нефтяного исполина"...


***

Перу Константина Яковлевича Лагунова принадлежит двенадцать романов. О каждом из них можно написать монографию или диссертацию. Высокий художественный уровень романов делает их "непотопляемыми". Роман "Так было", например, переиздавался пять раз. Первое издание вышло в 1966 году, а пятое – в 1995. Четырежды переиздавался роман "Больно берег крут". Кстати, он был признан лучшим романом года и удостоен премии Союза писателей СССР.

В романах, как и в публицистике, Лагунов "распахнут настежь", откровенен и прям, не прячет свою позицию, называет вещи своими именами. Он – непримиримый враг лакировки и очернительства. Правда – вот бог, которому он служит. А Правда, как известно, "штука" обоюдоострая, беспощадная, ее боятся и ненавидят многие, особенно властьимущие.

Именно поэтому каждый новый роман Лагунова становится событием не только в литературе, но и в общественной жизни. А такие его романы, как "Ордалия" или "Бронзовый дог", вызвали настоящую бурю в обществе. В судьбе этих романов принимали участие ЦК КПСС, Свердловский и Тюменский обкомы партии, государственные комитеты по печати СССР и РСФСР.

Позиция партийных органов была настолько жесткой и резкой, что второе издание восторженно встреченного читателями романа "Ордалия" так и не состоялось, хотя книга была принята к изданию новорожденным московским издательством "Современник".

Непомерно долгой и изнурительной оказалась борьба за издание романа "Бронзовый дог". От журнальной публикации до выхода книги прошло десять лет! Десять лет хождений по инстанциям, сочинений прошений и жалоб, изнурительных поединков с наемными рецензентами и редакторами. На сей раз Лагунов победил: роман "Бронзовый дог" вышел отдельной книгой в издательстве "Советский писатель".

Романы Лагунова "Так было", "Одержимые", "Красные петухи" инсценированы и много лет не сходили со сцены Тюменского областного драматического театра. По мотивам романа "Одержимые" снят двухсерийный художественный фильм.

Достойно удивления умение писателя проникать в глубинные явления нашей действительности, постигать истоки болезней современного общества, отвечать на извечные проклятые вопросы "кто виноват?" и "что делать?".

Романы Константина Лагунова с полным основанием можно назвать зеркалом нашей жизни. Ни назойливой елейной лакировки, ни глумливой, так модной ныне чернухи в книгах Лагунова нет. Его романы написаны по велению писательского сердца, в них много воздуха и света, и населены они живыми, не выдуманными героями, выхваченными писателем из нашей, очень сложной и противоречивой действительности.

Василий Рыбаков, Пантелей Русаков, Гурий Бакутин, Максим Бурлак, Серафим Бархударов и другие ведущие герои романов – все это могутные, оригинально, ярко и выразительно выписанные характеры. А ведь именно ХАРАКТЕР "тащит" на себе и сюжет, и идею любого художественного произведения.

Созданные в романах Лагунова характеры – жизненны и достоверны, но не одномерны, не одноцветны. Они оступаются, ошибаются, грешат, ничто человеческое им не чуждо. Они страстно, безоглядно влюбляются, очертя голову, кидаются с кручи, но не подличают, не холуйствуют, не торгуют честью и совестью. Оттого так духовны, да и внешне так красивы они неподдельной, ненадуманной мужской красотой.

Это подлинные великорусские богатыри духа.

Они прямы, открыты и честны перед Родиной, перед любимыми и перед своей совестью. Они неутомимы в деле, которому служат всеми силами своими, всей сутью своей.

К тому же, и это, пожалуй, архиважно, герои романов Лагунова – типичный продукт своего времени. Потому- то читатели легко находят "прототипов", с которых писатель якобы "списал" своих героев. Судя по читательским письмам, прототипы главных героев романа "Бронзовый дог" обнаружились не только на тюменском Севере, но и в Екатеринбургской, и в Томской, и в Новосибирской, и во многих других областях. Это, по-моему, свидетельство того, что описываемые в романе явление и его носители – типичны для всей страны.

Писатель безошибочно нащупал болевые точки своего времени и бесстрашно их обнажил, вызвав раздражение и гнев правящей верхушки Советского Союза. Чтобы убедиться в правоте моих выводов, достаточно прочесть речь первого секретаря Свердловского обкома партии Бориса Ельцина на заседании бюро обкома, где по команде ЦК обсуждался журнал "Урал", опубликовавший роман "Бронзовый дог".

Глянешь с этой колокольни на судьбу романа, и сразу станут понятны причины десятилетнего мытарства писателя по инстанциям и его изнурительной борьбы за издание романа книгой.

Константин Лагунов – признанный мастер лепить неотразимые характеры, силой и волей которых движутся события в его романах.

А как глубоко, как волнующе ярко, как чувственно и чисто нарисованы в его романах картины подлинной, ненадуманной, ненаигранной любви. Вспомним... Василий Рыбаков и Настасья, Гурий Бакутин и Нурия, Максим Бурлак и Ольга, Степан Синельников и Зоя...

Да мыслимо ли перечислить героев всех романов, прошедших через святилище всепоглощающей, прекрасной любви.

Читатели и критики единодушно признают Лагунова мастером пейзажа. Его романы полны ярких впечатляющих картин родной сибирской природы. Она – то светла и ласкова, то смурна и неприветлива, а то беспощадна и свирепа. Но и в первом, и в другом, и в третьем случае она – живая, непридуманная, подлинная. Читаешь, и не только видишь, но, кажется, и слышишь, и чувствуешь буран или падеру, или погожий солнцепад в летней тайге...

Вышедший в прошлом году роман Лагунова "Отрицание отрицания" отличается от всех предыдущих не только объемом (40 авторских листов), но и художественной манерой.

Во-первых, это "двухслойный" роман, где современность неразрывно связана с далеким прошлым не только идеей, но и содержанием. Судьба юродивого Геши Пелымского почти три столетия спустя продолжается в судьбе нашего современника – писателя Петра Жигулина. И продолжается органично, без натяжек.

То, давнее, ветхозаветное время вливается в наши дни, неоспоримо доказывая неразрывность Истории, преемственность поколений, еще и еще раз убеждая: настоящее произрастает из прошлого, а корни будущего – в настоящем.

В "Отрицании отрицания" писатель впервые в своем творчестве прибегает к фантасмагории. И делает это, на мой взгляд, очень успешно, не вызывая ни читательского недоумения, ни его неприятия. Нас нимало не смущает присутствие в романе о наших днях растерзанного в двадцать первом продкомиссара Макара Бархударова и его давно погибшего сына Венедикта.

Этот доселе неведомый творчеству Лагунова прием широко используется и в новом романе "Добыча дьявола", который впервые публикуется в этой книге. Добычей дьявола, по мнению автора, является сегодняшняя Россия. Утверждение ошеломляющее, наверное, спорное, но, прочитав роман, трудно не согласиться с автором.

Так ли это? – судить тебе, дорогой читатель.

Роман "Абсурд" иной стороной, по-своему, но все-таки продолжает ту же тему, ибо в нормальном, пригретом и обласканном Богом народе подобное не может происходить.

Но и в оценке этого романа последнее слово опять-таки за тобой, читатель...


***

Константин Яковлевич Лагунов по образованию историк, он – кандидат исторических наук. Этим, вероятно, в значительной мере объясняется его тяга к истории родного края.

Многие годы по крупицам собирал писатель материал о деятельности выдающегося просветителя – настоятеля Обдорской духовной миссии – игумена Иринарха, Иринарха Обдорского, в миру Ивана Семеновича Шемановского.

Москва – Ленинград – Тверь – Обдорск – Тобольск – Тюмень...

Архивы – музеи – воспоминания очевидцев...

Непрерывная многолетняя исследовательская работа, и в результате документальная повесть "Иринарх", благодаря которой Иван Шемановский воскрес из небытия, явился своим потомкам, вписался в историю земли Тюменской...

К слову сказать, Константин Лагунов открыл нам преднамеренно вычеркнутое из летописи имя подлинного первооткрывателя сибирских нефтяных кладов, начальника первой нефтеразведочной экспедиции в Приобье – Виктора Васильева. На широкой и прочной документальной основе стоят и очерки Лагунова, посвященные истории становления Тюменского топливно-энергетического комплекса.

Писатель явился первооткрывателем подлинной истории, сознательно замалчиваемого властями Западно-Сибирского крестьянского восстания 1921 года против большевиков. Ядром этого жесточайшего кровавого восстания была Тюменская губерния.

Гражданским и писательским подвигом Константина Яковлевича справедливо называют его книгу "И сильно падает снег..." ("Двадцать первый"). Это большой исторический очерк, который дает исчерпывающий ответ на вопрос о причинах свирепого мужицкого бунта, названного советской историографией "Западно-Сибирским кулацко-эсеровским мятежом".

Несколько лет писатель упорно работал в архиве КГБ, партийном и государственном архивах, отыскивая документы "сибирской пугачевщины" – так окрестил это восстание Александр Твардовский.

Собрав уникальные документы, Константин Яковлевич создал глубокое, яркое, потрясающее и ошеломляющее историческое повествование, которое, хоть и с огромным трудом, но все-таки прошибло гранитную стену неумолимой партийной цензуры.

Чтобы книга увидела свет, писателю пришлось "повоевать" за нее двадцать лет!

Рукопись читали и обсуждали в отделе науки ЦК КПСС и в институте марксизма-ленинизма при ЦК, в Союзе писателей СССР, в редакциях многих журналов. Но, кроме редактора "Нового мира" А.Твардовского, никто не попытался обнародовать сочинение Лагунова о незабываемых, страшных событиях двадцать первого года.

Лишь через двадцать лет после написания эта книга Лагунова увидела свет.

Двадцать лет изнурительной нервотрепки, безнадежных дискуссий, когда тебя слушают, но не слышат.

Двадцать лет пустопорожних фарисейских похвал, лживых обещаний, вельможных похлопываний по плечу, и ни с места, никаких результатов.

Это надо было выдержать.

Это надо было пережить.

Константин Яковлевич выдержал, пережил, подарил нам прекрасную, уникальную книгу "И сильно падает снег...'' И за то ему наш низкий поклон.

Следует добавить, что роман "Красные петухи", посвященный кровавому восстанию двадцать первого года, пробивался к читателю долгих десять лет...


* * *

Константин Яковлевич Лагунов – великолепный детский писатель. Он – автор многих замечательных повестей-сказок, горячо любимых маленькими читателями. Его книги огромными тиражами издавали всесоюзные издательства "Малыш" и "Детская литература", а также многие региональные издательства.

После выхода книги о Ромке Ромазане писатель получил много тысяч писем от мальчишек и девчонок, со всех концов великого Советского Союза. От Калининграда до Владивостока и от Термеза до Мурманска не было ни одного мало-мальски известного города, откуда не пришло бы письмо герою этой знаменитой повести-сказки, усатому псу Ромке Ромазану.

По мотивам этой повести создан трехсерийный мультфильм.

Почти все сказки-повести Лагунова написаны рифмованной прозой. Она изящна, легка и напевна. Читать ее одно удовольствие. Как говорят маленькие читатели, сказка сама запоминается, не хочешь, да выучишь.

В своих детских повестях Константин Яковлевич мастерски сплавляет фантастическую сказку с реальной действительностью, которая выписана красочно, выразительно и точно.

Фантастические персонажи повестей-сказок Клык-Клык Грумбумбес, Фурфура Царапкус и многие другие, воспринимаются малышами с той же уверенностью в их подлинности, как псы Ромка или Мишель, кот Мурзила или козел Бемекл и иные земные герои повествований.

Писатель не жалеет ярких, пожалуй, броских красок, сочных эпитетов и запоминающихся сравнений, размашисто и неотразимо впечатляюще описывая сибирскую тайгу, величавый Иртыш или полноводную Обь.

Детские книги Константина Лагунова прозрачны, светлы и теплы, как солнышко. Они согревают, бодрят и веселят малыша, пробуждают в нем самые добрые, так нужные нам, чувства любви к Родине, к родного природе, ко всему живому – зверю, птице, дереву или цветку.

Повести-сказки Лагунова воспевают дружбу, верность слову, мужество и смелость и иные, так необходимые людям, душевные качества.

Язык детских книг изящен, гибок и наряден.

Читаешь и слышишь, как гудит в ветвях кедра верховой ветер; как звенит волной задремавший Иртыш; как хрустит под лапами Ромки сухая прошлогодняя хвоя.

Читаешь и слышишь, и созерцаешь, и обоняешь мир, в котором действуют герои повестей-сказок.

Их с неподдельным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

Бывшие малыши, став папами и мамами, не расстаются с книгами Константина Яковлевича. И в этом, наверное, высшее признание писательского мастерства и великая благодарность ему за прекрасные книги...

* * *

По складу характера, по духовной сути своей, по жизненному опыту Константин Яковлевич – общественный деятель.

И пером, и словом, и деяниями своими он всегда в самой гуще борьбы со Злом, со всем, что мешает нам быть чище, лучше, духовно и нравственно выше.

Всю сознательную жизнь Константин Яковлевич с теми, "кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден".

Многие годы К.Я. Лагунов был членом правлений СП СССР и СП РСФСР. Он входил в состав журнальных редколлегий, издательских редсоветов, партийных, комсомольских, советских выборных органов.

Его заслуженно называют создателем Тюменской областной писательской организации, которую Константин Яковлевич возглавлял двадцать лет (1963 – 1983).

В 1992 году он возглавил вновь созданную кафедру журналистики Тюменского государственного университета. За работу в этом качестве Константин Яковлевич награжден золотой медалью ТюмГУ "За выдающиеся заслуги".

Комсомольская и писательская работа Константина Яковлевича высоко оценена Родиной. Он награжден орденом Дружбы народов, двумя орденами "Знак почета", многими медалями и почетными грамотами. К.Я.Лагунов – Почетный гражданин города Тюмени, заслуженный работник культуры РФ. Он – академик губернской академии, профессор.

Но прежде всего он – писатель.

Признанный и почитаемый своим народом.

Семьдесят пять лет – возраст преклонный. Но всей своей сутью Константин Яковлевич опровергает это. Он по-прежнему не кланяется ни прожитым годам, ни обстоятельствам. Свою жизненную позицию он великолепно выразил вот в этом коротеньком стихотворении:

Мне предлагают много лет
Под пенсионный флаг,
А я в ответ,
Как выстрел: "Нет!",
И убыстряю шаг.
Когда услышу за спиной:
"Вали с дороги, дед",
Звеню натянутой струной
Все то же слово: "Нет!".

Поздравляя Константина Яковлевича с его прекрасным юбилеем, пожелаем ему _еще_ долгие-долгие годы не покидать седла, радуя нас и детей наших, и внуков новыми прекрасными книгами.



    Апполинария НОВОСЕЛОВА.