Сочинения: Т. 2. Сибирские инородцы, их быт и современное положение
Н. М. Ядринцев




Сибирские инородцы

Сочинения

Том второй





КОММЕНТАРИИ





Работа Н.М. Ядринцева «Сибирские инородцы, их быт и современное положение» печатается по: Н.М. Ядринцев. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. С.-Пб.: Издание И.М. Сибирякова, 1891. 308 с.

При подготовке к изданию были исправлены некоторые ошибки, допущенные в прижизненном издании. В отдельных случаях наименования населенных пунктов настолько искажены на письме, что восстановить их подлинные имена не удалось.

Все сокращения, встречающиеся в издании, принадлежат автору. При подготовке книги к печати орфография в ней адаптирована к сегодняшней норме.

Все примечания Н.М. Ядринцева, помещенные в нижней части страницы, оставлены без каких-либо изменений.





    С. Пархимович



notes



1


Георги Иоганн Готлиб (1729–1802) — немецкий ученый, поступивший в 1770 году на службу в Российскую Императорскую Академию наук. Научные интересы Георги были разносторонними: этнография, химия, медицина, биология, география. Участвовал с 1768 в академической экспедиции по России под руководством Палласа. В 1783 году был избран действительным членом Российской Академии наук. Автор «Описания всех в Российском государстве обитающих народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» в трех частях, изданного в Санкт-Петербурге в 1776–1777 годах. К «Описанию…» было приложено 100 рисунков, изображающих представителей народов и племен Российской империи. В 1797 году в Кенигсберге вышла в свет его книга «Geographo-phisikalische und naturhistorische Beschrebund des Russ».




2


Паллас Петр Симон (1741–1811) — немецкий естествоиспытатель и этнограф. С 1767 года работал в России, был избран членом Петербургской Академии наук. В 1768–1774 годах возглавлял академическую экспедицию по России, в ходе которой были собраны и систематизированы богатейшие данные по географии, геологии, этнографии, археологии, зоологии и ботанике. Материалы экспедиции легли в основу «Русско-азиатской зоографии» и пятитомного «Путешествия по разным провинциям Российского государства».




3


Гмелин Иоганн Георг (1709–1755) — немецкий натуралист, с 1730 года член Императорской Петербургской Академии наук, участник второй Камчатской академической экспедиции (1733–1743 гг.). Его описание путешествия по Сибири («Reise durch Sibirien 1733–1743»), вышедшее в 1751 году в Геттингене, содержит самые разнообразные сведения о жизни сибиряков, о природе и археологии края. В частности, он подробно описал и впервые классифицировал древние погребальные комплексы Минусинской котловины.




4


Кастрен Матиас Алексантери (1813–1852) — финский лингвист и этнограф, профессор Гельсингфорского Александровского университета, член Российской Императорской Академии наук. С 1838 по 1849 годы предпринял ряд экспедиций в Лапландию, Карелию, на Северный Урал и в Сибирь, в ходе которых собрал богатейшие материалы по лингвистике, мифологии, этнографии и археологии. Впервые выдвинул и обосновал гипотезу о саяно-алтайской прародине народов уральской языковой семьи. Автор ряда фундаментальных трудов по зырянской, черемисской (марийской) и самодийской грамматике. Описание научных путешествий Кастрена в двух частях вышло в свет в 1853 и 1856 годах на немецком языке, а в 1860 году — на русском. В 1999 году книга переиздана: Кастрен М.А. Соч.: В 2-х т. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999; Т. 1: Лапландия. Карелия. Россия. 256 е.; Т.2: Путешествие в Сибирь (1845–1849). 352 с.




5


Миддендорф Александр Федорович (1815–1894) — российский естествоиспытатель, с 1850 года — академик. В 1842–1878 годах по заданию Императорской Академии наук предпринял ряд экспедиций по Сибири и в Ферганскую долину. В результате им были собраны ценные материалы о фауне Сибири и многолетней мерзлоте, а также этнографические сведения о населении Восточной Сибири и побережья Охотского моря. В 1860–1877 годах в Санкт-Петербурге издано его «Путешествие на север и восток Сибири», а в 1871 году — «Бараба».




6


Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — российский государственный деятель, граф, ближайший советник Александра I, автор ряда проектов законодательных и административных реформ. В 1812 году был уволен и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Через четыре года его назначили пензенским губернатором, в 1819 году — генерал-губернатором Сибири. С 1821 года — член Государственного Совета. Автор «Сибирского Учреждения» 1822 года, на основе которого проводилась административная реформа в Сибири, и «Устава об инородцах», который должен был упорядочить управление коренными народами Сибири и, в определенной степени, реанимировать традиционные институты самоуправления.




7


Клапрот Г.Ю. — немецкий ученый, востоковед, автор фундаментального труда «Asia Poliglotta» («Азия многоязычная»).




8


Шотт Вильгельм — немецкий лингвист, синолог, который на основании сведений из китайских летописей впервые описал историю енисейских кыргызов, их культуру и происхождение. В 1847 году вышел в свет его труд «Об алтайском или финно-татарском языковом роде».




9


Григорьев Василий Васильевич (1816–1881) — известный русский востоковед, автор более 200 работ по истории Азии. Известен как один из первых российских ученых, изучавших историю народов Средней Азии и, главным образом, казахов. Интерес к истории казахского народа возник у него в 50-60-х годах, когда он управлял Оренбуржьем, где проживали т. н. оренбургские киргизы (казахи).




10


Тунгусские племена — устаревшее название эвенков.




11


Из перечисленных «племен» лишь койбалы и камассинцы по происхождению были самодийцами. К середине XIX века койбалы подверглись ассимиляции тюркоязычных соседей, а позднее вошли в состав хакасов. Тубинцы — тюркоязычная племенная группа киргизского происхождения, а котты, асаны и арины — кетоязычные народы Северного Алтая, к XIX веку полностью ассимилированные русскими и хакасами. Упоминаемые далее карагасы (устаревшее название тофаларов) и сойоты (предки тувинцев) — тюркоязычные народы.




12


Остяко-самоеды — по сути неверный, но длительное время бытовавший в официальных документах и научной литературе этноним. В середине XIX века М.А.Кастрен впервые отметил, что этот народ лишь по материальной культуре близок остякам (ханты), а по происхождению и языку является самодийским. Впоследствии остяко-самоеды, жившие на Средней Оби, Енисее и Тазе, стали именоваться селькупами (от родового самоназвания сельгула).




13


Остяки — устаревшее название ханты. Вероятнее всего, данный этноним происходит от «ас-ях» — обской народ.




14


Вогулы — устаревшее название манси, бытовавшее в русских письменных источниках и научной литературе с XV века по начало ХХ-го. Вероятнее всего, происходит от «вохаль» («выкли») — родового или племенного названия северных манси.




15


Вотяки — устаревшее название удмуртов, которые вместе с коми-зырянами и коми-пермяками относятся к пермской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи.




16


Черемисы — устаревшее название марийцев, язык которых относится к волжской группе финно-угорских языков.




17


Мадьяры — самоназвание венгров (magiar), язык которых вместе с хантыйским и мансийским составляет т. н. угорскую группу.




18


Древние болгары или булгары — кочевые тюркоязычные племена, до VIII века обитавшие в Подонье и Нижнем Поволжье. В VIII веке большая часть булгар откочевала в Среднее Поволжье и низовья Камы, где вскоре образовала самостоятельное государство — Волжскую Булгарию. В этногенезе бунтарского народа принимали участие отдельные группы финноязычных и угорских племен Приуралья. С середины XIII века, после разгрома булгар монголо-татарами, их земли стали улусом Золотой Орды. Булгары-язычники, ассимилировавшие финноязычных аборигенов, стали ядром чувашского народа, а другая часть булгар, принявшая ислам еше в IX веке, вместе с кыпчаками сформировала впоследствии новый этнос — казанских татар.




19


Альквист А. — финский ученый, лингвист и этнограф. В 1858, 1877 и 1889 годах предпринял экспедиции на Урал и в Западную Сибирь, к ханты и манси, для изучения их языков и фольклора. Собранные материалы были опубликованы в 1880 и 1894 годах на финском и немецком языках. В 1883 году увидело свет описание его путешествий — «Среди остяков и вогулов» (на немецком языке).




20


Джунгария — историческая область в Западной Монголии и примыкающих районах Средней Азии и Алтая. Население — западные монголы — ойраты (предки калмыков). В ХП-Х1У веках входила в состав Монгольской империи. В XV–XVI веках ойратские князья-нойоны во главе с контайшой воевали за независимость с Восточной Монголией, Китаем и тюркскими государствами Средней Азии. В 1657 году все ойратские тайши принесли шерть (присягу на верность) русскому царю и обязались служить в российской армии. Приняв русское подданство, ойраты откочевали сначала в западно-сибирскую лесостепь, а затем, в начале 60-х годов XVII века в степи Поволжья и Урала. Топоним Джунгария возник от этнонима зюнгар (левое крыло монгольского войска).




21


О «сильном сопротивлении» туралинцев (татарского населения бассейна р. Тура) отряду Ермака вряд ли можно вести речь. Критический разбор сведений о походе, содержащихся в Сибирских летописях, показывает, что на туринском отрезке маршрута ермаковцы предприняли бой с татарами лишь под Епанчиным городком (близ современного Туринска). Бывшая столица Сибирского юрта — Чинги-Тура к этому времени уже «была впусте», т. е. заброшена.




22


Торхан-колга — правильное название Тархан-Кала, что в переводе с татарского означает «поселение (городок) тархана». Тархан — титул тюркского правителя, который можно перевести как «высокий (высокородный, достойный) хан».




23


Материалы из раскопок древних обско-угорских городков свидетельствуют о наличии у предков ханты и манси достаточно развитых металлургических производств и кузнечного дела, которые к началу XVII века постепенно пришли в упадок, не выдержав конкуренции с булгарскими и русскими ремесленными центрами. В ходе активного товарообмена с западными соседями обские угры получили значительное количество высококачественных железных, медных и серебряных изделий, поэтому их металлургические традиции были практически утрачены, проявляясь спорадически лишь в ритуальной практике (отливка оловянных и свинцовых идолов и украшений).




24


Миллер Герхард Фридрих (1705–1783) — выдающийся российский историк, академик, немец по происхождению. Участник второй Камчатской экспедиции Российской Академии наук (1733–1743 гг.). Обширные материалы по истории, археологии, этнографии и лингвистике, собранные во время экспедиции (так называемые «портфели Миллера»), до сих пор полностью не опубликованы. Автор первого фундаментального труда по истории Сибири — «Описания Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особенно от покорения его Российской державе по наши времена», вышедшего в 1750 и 1787 годах. После 1917 года в России этот труд переиздавался дважды.




25


Фишер Иоганн Эбергард (1697–1771) — российский историк, немец по происхождению. В Россию приехал в 1730 году. С 1739 года по 1748 год находился в академической экспедиции в Сибири. Известен как автор «Сибирской истории с самого открытия Сибири до завоевания этой земли Российским оружием…». Этот труд, как и его другие опусы (неопубликованный «Вокабуларий, содержащий по триста слов тридцати четырех народов, в основном из Сибирского региона» и статья «О происхождении венгров», вышедшая в свет на немецком языке в 1770 году), основан, по мнению специалистов, главным образом на материалах и неопубликованных рукописях его научного руководителя и соперника — Г.Ф.Миллера.




26


Словцов Петр Андреевич (1767–1843) — преподаватель философии и красноречия, краевед. Большую часть жизни провел в Сибири (Иркутске и Тобольске). Автор ряда исторических статей и фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» в двух томах, вышедших в свет в 1838 и 1844 годах.




27


Радлов Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) — 1837–1918 — российский лингвист, этнограф, археолог. Автор фундаментального труда «Древние аборигены Сибири». Разработал сравнительную фонетику тюркских языков (Опыт словаря тюркских наречий: В 4-х томах). Собрал и дешифровал обширную коллекцию орхонских, восточно-туркестанских и енисейских рунических надписей и памятников уйгурской письменности. Выдвинул гипотезы о переселении кыргызов с Енисея на Тянь-Шань и о формировании саяно-алтайских народов. «Айв 51Ыпеп» («Из Сибири») переиздана на русском языке в 1989 году в Москве.




28


Филофей Лещинский (1650–1727) — митрополит Сибирский (1702–1712, 1716–1720 гг.). С 1712 года, приняв схиму под именем Федора, возглавил миссию по крещению ханты и манси. В течение четырех лет проповедовал христианскую веру на Нижней Оби и ее притоках и лично крестил около 30 тысяч язычников. Затем вновь возглавил Сибирскую епархию, а в 1720 году постригся в монахи и провел остаток дней в тюменском Троицком монастыре.




29


Кашутские татары — вероятно, речь идет о вогулах (манси), так как в Сибирских летописях упоминается городок вогульского князька Кошука в низовьях Тавды (левый приток Тобола). Впрочем, в течение XVII–XIX веков мансийское население этого района было полностью ассимилировано татарами.




30


Тобар — Табаринские юрты (ныне с. Таборы) в верховьях Тавды. До конца XVI века входили в состав мансийского Пелымского княжества. К началу XX века таборинские манси практически полностью обрусели.




31


Тагильские юрты — речь опять же идет о вогульском поселении, располагавшемся на левом берегу Тавды, ниже Таборов. Ныне — дер. Тагильцы.




32


Кречеминская волость (она же ниже в тексте именуется Кречетинской) в Тюменском уезде и вообще в Тобольской губернии неизвестна. Название искажено до неузнаваемости..




33


Очевидно, имеется в виду Карагайская волость, располагавшаяся на Иртыше выше Тобольска.




34


Очередное искаженное название, не поддающееся идентификации.




35


Патканов Серафим Керопович (1860–1918) — чиновник Министерства государственных имуществ, статистик. В 1868–1888 годах, будучи в служебной командировке в Западной Сибири, изучал «экономический быт крестьян и инородцев» и одновременно, по собственной инициативе, собирал фольклор ханты. Результаты изысканий Патканова опубликованы в тридцати статьях и монографиях, сохраняющих научную ценность и по сей день. Наиболее значительные его труды — «Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям», «Иртышские остяки и их народная поэзия» (опубликована на русском языке лишь в 1999 году. См.: Патканов С.К. Соч.: В 2-х т. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999; Т. 1: Остяцкая молитва. 400 е.; Т.2: Очерк колонизации Сибири. 320 е.), четыре выпуска «Материалов об изучении экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири», посвященные Тюменскому и Тобольскому округам.




36


То есть до 1584 года, когда Маметкул, он же Мухаммад Кули султан, племянник Кучума, был пленен казаками и отослан в Москву. Активная политика исламизации населения Сибирского ханства проводилась Кучумом с 1563 по 1582 годы.




37


Рашид-ад-дин, Абу-л-Фадл Али Хамидани (1247–1318) — персидский историк и государственный деятель. Автор знаменитого «Сборника летописей» — ценного источника по истории тюрко-язычных народов.




38


Киргизами или киргиз-кайсаками до начала XX века в документах и научной литературе именовали казахов. Не путать с современными киргизами и енисейскими кыргызами, одними из предков современных хакасов.




39


Неясно, о каком населенном пункте идет речь. Название сильно искажено.




40


Первый губернатор Сибири князь М.П. Гагарин (?-1721) в 1713 году надумал прибрать к рукам Яркенское месторождение россыпного золота, находившееся во владениях джунгарского контайши. Узнав о его планах, Петр I велел немедленно снарядить военную экспедицию в Джунгарию, которая должна была построить у Ямышева озера крепость, а затем овладеть Яркеном. Начальником отряда был назначен полковник Бухгольц. Этот поход (1716–1717 гг.) закончился неудачей. Вернувшийся в Петербург Бухгольц, стремясь отвести от себя гнев императора, открыл тому глаза на «противозаконные» действия губернатора. Спустя четыре года после длительного следствия и двухлетнего заключения, Гагарин был признан виновным, а затем казнен.




41


В научной литературе XIX — начала XX веков жилища ханты и манси часто называли юртами. Между тем этот термин принципиально неприемлем, так как юрта — специфически степной тип временного переносного жилища — может быть сравнима лишь с чумом. Но и чум отличается от юрты как формой (коническая, а не куполообразная), так и опорной конструкцией (шесты, а не решетчатый остов). Кроме того, чум покрывался традиционно полотнищами из бересты (летний) или из оленьих шкур (зимний). Постоянные (стационарные) жилища ханты и манси представлены бревенчатыми каркасными или срубными землянками, полуземлянками и наземными избами. Последний тип жилищ даже в поселках, где сохранились традиции домостроительства, практически полностью вытеснил сегодня углубленные в землю постройки.




42


Самоназвание башкир — башкорт. Этимология этнонима связывается, по одной версии, с общетюркской основой «баш» — голова, главный и тюрко-огузским «корт» — волк. По другой версии вторая часть термина представлена основой «кор» — корень, племя и аффиксом множественного числа «т», что дает в результате «главные племена, коренные». По мнению большинства современных лингвистов, археологов и этнографов, основу башкирского этноса составили древнетюркские племена, продвинувшиеся в VII–X веках из Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, ассимилировавшие в Южном Приуралье местные финно-угорские и ираноязычные племена. Роль угорского (мадьярского) компонента в этногенезе башкир, вероятно, была незначительной. В то же время заслуживают внимания свидетельства нескольких венгерских монахов, которые в поисках прародины добрались в XII начале XIV веков в «Баскардию», где встретили мадьяр-язычников.




43


Самоназвание вогулов — манси, что означает «говорящие» или «люди». Ядринцев ошибочно приписывает им этноним «суоми» — самоназвание финнов.




44


Речь идет о походе «в Югорскую землю на Куду и на гогуличи» войска во главе с воеводами князьями Семеном Курбским, Петром Ушатым и Василием Гавриловым (он же — Бражник-Заболоцкий).




45


По мнению Р.Г.Скрынникова, сведения о первом походе Ермака и зимовке на Сылве в 1578 (а не в 1576) году легендарны и не могут приниматься всерьез хотя бы потому, что к этому времени там уже стояли деревни и слободы, принадлежавшие Строгановым, что подтверждает царская грамота от 20 декабря 1581 года. Екатеринбургский историк А.Т. Шашков, напротив, считает, что известие Кунгурской летописи, основанной на воспоминаниях ермаковцев о зимовке отряда Ермака на Сылве, заслуживает доверия. По его мнению, казаки прибыли на Сылву в конце сентября 1581 года и зимовали там в укрепленном лагере.




46


Неромкар — гибридный топоним, первая часть которого в переводе с мансийского означает «болото», а вторая (кар) — коми-термин, который переводится как «высокое место, городок». Этот городок находился недалеко от устья речки Неромки, левого притока Туры, рядом с которым в 1598 году было основано Верхотурье.




47


Вероятно, было два набега на пермские земли: первый, в 1581 году, совершило войско пелымских вогуличей во главе с князем Аблегиримом, а второй, во время которого осаждалась Чердынь — резиденция царского воеводы, осуществил царевич Алей, сын Кучума, и присоединившийся к нему тот же Аблегирим.




48


Посольство Ермака возглавлял не Иван Кольцо, а Черкас Александров.




49


Как показывает критический анализ летописных источников, отряд ермаковцев дошел лишь до Белогорского княжества (устья Иртыша), поэтому версия о взятии ими городков Кодского княжества, располагавшегося ниже по Оби, не может быть признана состоятельной.




50


Речь идет о походе объединенного отряда березовских казаков и стрельцов во главе с письменным головой Иваном Змеевым и кодских остяков под предводительством князей Онжи Юрьева и Игичея Алачева. После разгрома кондинцев в плен были взяты и верховный князь Агай (а не Ачой — в тексте опечатка), его сын Азыпка и брат Косякма. Указом Годунова в 1600 году кодичам воспрещалось ходить на Конду и разорять вогуличей.




51


В антирусском восстании 1607 года участвовали в основном березовские, обдорские и кодские остяки, во главе с их князьями Василием Обдорским, Онжей Юрьевым, Мамруком и Шатровом Лугуевым. Вместе с обдорцами в осаде Березова приняла участие и самоядь (ненцы). Об участии в восстании вогулов сведений нет.




52


В подготовке восстания в 1609 году участвовала вдова кодского князя Игичея — Анна и его двоюродный брат Чумей Капландеев. Они призывали к участию кондинских вогулов и обдорских остяков, но затея провалилась, так как заговор был раскрыт, а его вдохновительницу, княгиню Анну, арестовали.




53


Новицкий Григорий Ильич — бывший мазепинский полковник, сосланный Петром I в Сибирь. С 1712 года принимал участие в миссионерских экспедициях Филофея Лещинского (схимонаха Федора) по Оби и ее притокам. В 1721 году был убит кондинскими язычниками-вогулами. В 1715 году закончил «Краткое описание о народе остяцком», первый научный труд о ханты и манси. Книга вышла в свет лишь в 1884 году. В 1999 году книга переиздана: Путешествия по Обскому Северу [Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году; Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедцов, сочиненное студентом Васильем Зуевым]. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999. 240 с.




54


Витзен Николай — амстердамский бургомистр. В 1644 году совершил путешествие в Россию, длившееся несколько лет. В 1692 году издал сочинение «Северная и Восточная Татария», где были собраны сведения о географии, природе и народах России.




55


Самоедов никак нельзя относить к «северным финским племенам»: в соответствии с современной классификацией самоеды (самодийские народы) представляют особую ветвь уральской языковой семьи, отпочковавшуюся от нее не позднее начала IV тыс. до н. э.




56


Гипотеза о саяно-алтайской прародине самодийских народов, выдвинутая в середине XIX века М.А. Кастреном, сегодня разделяется немногими учеными. Прародина народов уральской языковой семьи, вероятнее всего, находилась на Северном и Среднем Урале и в примыкающих таежных районах Западной Сибири. Финноязычные народы окончательно сформировались в Западном Приуралье, отделившись от родственных угорских племен в начале II тыс. до н. э.




57


Наличие общих корней в ряде слов у переднеазиатских народов и «угро-алтайских» (а также у многих других народов) в рамках т. н. ностратической теории объясняется существованием на заре человечества, в эпоху верхнего палеолита, единого праязыка.




58


В очередной раз связывая финское самоназвание суоми с вогулами (манси), Ядринцев убеждает нас, что это не случайная ошибка, а его искреннее заблуждение.




59


«Обдорские остяки» — самая северная этническая группа ханты. В данном случае автор имеет в виду обских остяков, т. е. собственно всех ханты. Встречающиеся далее в тексте енисейские остяки на самом деле не являются родственниками ханты: правильное название их — кеты. Язык кетов занимает особое место среди сибирских языков, а их происхождение до сих пор остается нерешенной проблемой.




60


«Величайшая бедность» обских остяков, поражавшая цивилизованных путешественников, на самом деле не результат неспособности их «достичь благосостояния», а традиционный образ жизни. Менталитету ханты чуждо стремление к излишествам, накопительству и т. п., так как они привыкли брать от природы ровно столько, сколько необходимо для нормального, по их представлению, существования. С точки зрения представителей европейской цивилизации, такой образ жизни непонятен и непривычен, поэтому они нередко ханты и манси обвиняли в ленивости и проч.




61


Из трудов арабских и персидских историков и географов X–XVI веков известно, что обские угры уже в начале второго тысячелетия поставляли пушнину на европейский и азиатский рынки через булгарских купцов. В обмен на ценные шкурки предки ханты и манси получали предметы вооружения и роскоши. О размахе товарообмена свидетельствуют археологические находки, встречаемые на средневековых памятниках Западной Сибири: серебряные чаши, бляхи, перстни и проч.




62


Остяки, обитавшие по Оби и ее крупным притокам, занимались преимущественно рыболовством, за что их в XVII–XVIII веках именовали «рыбоядцами». Эта отрасль хозяйства сформировалась у населения Приобья в глубочайшей древности. Говорить о переходе остяков к рыболовству из-за упадка звериного промысла неправомерно, тем более что в системе их жизнеобеспечения меха имели не столь большое значение, как мясо и рыба. Сокращение поголовья пушного зверя осложняло жизнь аборигенов прежде всего из-за необходимости ежегодной выплаты ясака, который взимался мехами.




63


Имеются в виду нельма и муксун, относящиеся к семейству лососевых.




64


Село Шаркалинское (ныне Шеркалы) находится на Нижней Оби, рядом с древней столицей Шоркарской земли — городищем Шоркар. Название в переводе с коми означает «город на ручье (речке)».




65


Село Кондинск — прежнее название пос. Октябрьского — районного центра ХМАО. Название Кондинское закрепилось в письменных источниках и литературе в начале XIX века как искаженный вариант исконного названия Кодского городка (затем села Кодского) — прежней (с конца XVI века) столицы одноименного остяцкого княжества, резиденции Алачевых.




66


В данном случае речь идет, скорее всего, о кетах.




67


Скорбут — устаревшее название цинги. От немецкого skorbut.




68


Абрамов Николай Алексеевич (1812–1870) — сибирский краевед, историк, действительный член Российского географического общества. Работал преподавателем Тобольского духовного училища, смотрителем Березовского, Тюменского и Ялуторовского училищ, столоначальником Главного Управления Западной Сибири. Написал более сотни статей и публикаций по истории Западной Сибири. Тематика его работ обширна. Наряду с церковной историей он интересовался археологией, этнографией, географией. Истории аборигенов Тобольского Севера посвящены его работы «О введении христианства у березовских остяков» (1851 г.) и «Описание Березовского края» (1857 г.). См.: Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998.




69


Гондатти Николай Львович (1860–1946) — выдающийся российский государственный деятель, талантливый и разносторонний ученый. Добился значительных успехов на административном поприще: с 1893 года — начальник Анадырской округи, чиновник Переселенческого управления МВД, правитель канцелярии иркутского генерал-губернатора, губернатор Тобольской, затем Томской губерний и Приамурский генерал-губернатор. Известен как автор ряда работ по этнографии Сибири и Дальнего Востока, среди которых особенно ценными являются «Поездка из с. Маркова на р. Анадырь в бухту Провидения (Берингов пролив)», «Описание одежды инородцев Северо-Западной Сибири», «Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири» и «Следы языческих верований у маньзов».




70


Карамо — селькупский вариант землянки, специфической чертой которого является ее устройство на склоне берега реки. При этом одна из стен с дверью была открытой и выходила к реке. Бревенчатые стены поддерживались изнутри вертикальными столбами, а крыша представляла собой один-два наката из бревен, перекрытых берестой и землей.




71


На карте России, составленной в начале XVI века немецким послом Сигизмундом Герберштейном, действительно к востоку от Уральского хребта отмечен городок Тером, который Ядринцев окрестил Торумом. При всей заманчивости такого прочтения топонима оно неприемлемо, так как не подтверждается ни письменными, ни фольклорными источниками. Более того, сопоставляя этот городок с малоизвестным Нером-каром, автор «Сибирских инородцев» тем самым предлагает другую версию топонима, не совместимую с первой, но более вероятную: Неромкар — «городок на Неромке» (см. примечание 97). И все же предлагаемая «привязка» Терома сомнительна, так как на карте этот городок помещен севернее Тюмени (Tymen), в устье Туры (?), в то время как Неромкар находился недалеко от ее истока. Кроме упомянутых сибирских городков, Герберштейн нанес на карту некий Обский городок (Obeacas), расположив его недалеко от устья Северной Сосьвы. Впрочем, в тексте его книги «Записки о московитских делах», где помещена карта, говорится о том, что Сосьва впадает в Иртыш, а за устьем Оби, на горах у Лукоморья, находятся крепости Серпонова и Ляпин. Также он отметил наличие множества крепостей на Оби и ее притоках, не называя их конкретно. В целом следует подчеркнуть, что упомянутые городки, за исключением Тюмени (Чинги-Тура), трудно связать с какими-либо известными городищами или современными населенными пунктами. С учетом географических неточностей и искаженности названий в тексте и на карте такая работа выглядит весьма сложной, хотя и небезнадежной.153




72


Кортом — термин, заимствованный из коми языка. Означает — «аренда».




73


Кош — заимствование из тюркских языков, означающее «становище, юрта».




74


Юратки — имеются в виду юрацкие женщины. Юраки — устаревшее название тундровых сибирских ненцев.




75


Прозелиты — люди, принявшие новую веру, от греческого proselitos. В данном случае — новокрещены.




76


Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) — немецкий философ, писатель, гуманист. Автор десятков работ по философии, литературный критик.




77


Риттер Карл (1779–1859) — немецкий географ, автор двухтомного труда «Землеведение» (1817–1818). Известен как разработчик сравнительного метода в географии. Считал, что географический фактор играет решающую роль в судьбах народов. Утверждал, что западно-европейским народам предначертано свыше занимать господствующее положение в мире.




78


Гумбольдт Александр Фридрих Вильгельм — выдающийся немецкий естествоиспытатель и путешественник. В 1829 году совершил поездку по Уралу, Каспийскому морю и Алтаю. Автор ряда фундаментальных трудов по теоретической географии, ландшафтоведению, орографии и т. п. В 1837 году в Санкт-Петербурге было опубликовано на русском языке «Путешествие барона Александра Гумбольдта, Эренберга и Розе в 1829 году по Сибири и Каспийскому морю».




79


Рихтгофен Фердинанд Пауль Вильгельм (1833–1905) — немецкий географ и геолог. Изучал орографию Азии. Основные исследования посвящены географии и геологии Китая.





    С. Пархимович