Сочинения в трех томах: Т. 3. Из архива Александра Сулоцкого
А. И. Сулоцкий






Сноски





1


Плутарх о важности религии по отношению к государству (против Колоса в глав. 31) говорит: «Самые важные из всех законов суть законы касательно веры в богов, которые по сему самому Ликург, Нума и Девкалион внушили своим народам. Странствуя по земле, ты можешь найти города без стен, без короля, без домов, без монет, без театра и гимназии, но никогда не увидишь города без Бога, без молитвы, без оракула, без жертвоприношения. Скорее город может стоять без основания, нежели государство без веры в богов. Вера сия есть союз и средоточие общества, опора и учреждение всякого законодательства».




2


Вообще отвне не может быть сообщено нам ничего, к чему мы от природы не способны. Справедливо говорят, что все делает из человека воспитание; однако ж ничего не может дать ему, к чему он от природы не предназначен. Все, чем впоследствии делается человек, все то, как в семени, заключается уже в его природе.




3


По учению Платона истинное, доброе и изящное принадлежит к существенным благам нашего духа, и он стремится к обладанию ими, как к некоему потерянному наследству. Сии врожденные чувства, обнаруживающиеся в каждом человеке, хотя в различной степени, при открытии истины, при взоре на прекрасное, при представлении истинно благородного и добродетельного поступка составляют благородство человека и продолжаются тогда, когда чувственный покров наш приближается к своему разрешению.




4


Например. Долг мудрого — ни к кому не быть милосердным, начиная с себя; нанесенную обиду мстить; самоубийство позволительно.




5


Например. Он учит презирать и ненавидеть врагов.




6


Почти все те, замечает один писатель, кои сделались философами, дошли наконец до того, что потеряли и то убеждение, которое они имели по здравому смыслу, и научились во всем сомневаться.




7


Сии писатели обвиняют в постыдных пороках не епикурейцев только и циников, но и знаменитейших из греческих философов — Сократа и Платона.




8


Действительно, какую силу могут иметь самые наилучшие правила без авторитета?




9


То есть в системах философских является не прежде, как по появлении христианства.




10


Так, Платон говорит: человек не знает, что приятно Богу, и потому, конечно, можно надеяться, что сие Высочайшее Существо умилосердится над нами и ниспошлет нам учителя, который наставит нас в мудрости. Какое слабое создание человек, говорит Монтан, если не укрепит себя небесными средствами: ужасные заблуждения, унижавшие его во все времена, доказывают сие. Разум, говорит Бель, есть источник разрушения, доказывания; он способен только рождать сомнения.




11


Руссо удивляется, что он в образованном городе едва может найти четырех прозелитов для своей философии, между тем как миссионеры обращают целые страны.




12


Так, Смирнская церковь пользовалась преимущественным уважением при св. Поликарпе, Лионская — при св. Иринее, Неоквсарийская — при Григории Чудотворце, Карфагенская — при св. Киприане, Кордувийская — при Осии.




13


Так, издревле отдавалось предпочтение церквам: Иерусалимской, как матери всех церквей, Антиохийской, Александрийской и Римской, как церквам столичным, и притом древнейшим.




14


С III и IV века преимущества епископов одного пред другим стати обозначать в самом имени их. Собственно епископом называли только пастырей небольших городов и селений; а столичные и областные стали именоваться митрополитами, архиепископами, экзархами и патриархами. Последние, будучи равны по существу сана, получили преимущество по обширности власти.




15


От умершей девицы получил ответ, где скрыто золото, которое она взяла.




16


Неоднократно разыскивал молитвою персидское войско, осадившее город Низибы, мнимо умершего нищего поразил смертию и воскресил.




17


Подавал чудесную помощь обиженным, уже кающимся вдовцам и мн. др.




18


Во время гонения его лишали правого ока и сокрушили колено левой ноги




19


По повелению гонителя Лициния у него оторваны у живого кисти обеих рук.




20


В завещании своем Константин Великий повелел непременно возвратить свободу Афанасию, несмотря на упорное сопротивление арианина Евзевия, епископа Никомидийского, в присутствии которого завещание делано.




21


Из письма Козьмы к Иоанну Мосху.




22


Замечательнейшие из сочинений св. Афанасия суть следующие: 1. Слово против язычников; 2. Слово о воплощении Богослова; 3. Испытание веры; 4. Толкование на слова Спасителя: вся мне предана суть Отцом моим; 5. Два обзорных послания епископам, против ариан; 6. Апология против ариан; 7. Послание об определениях Никейского собора; <…> 9. Апология к императору Констанцию; 10. Об образе мыслей Дионисия Александрийского; 11. Апология о своем богатстве; 12. Послание к Серапиону; 13. Послание к монахам. <…> Многие из них переведены на русский язык.




23


Следующие три письма могут дать понятие о том, в каком духе была благодетельная переписка св. Василия с епископами.




24


Замечателен ответ св. Василия на угрозы Модеста. «Твои угрозы, — говорил он, — не смущают меня. Возьмешь ли имение оное — и себя не обогатишь и я не обнищаю. Все мое богатство в летах, ветхих одеждах и нескольких книгах; что тебе в них! Изгнания я не боюсь, потому что земля не моя, а Божия и для меня везде отечество. О мучениях не думаю: они только приведут меня к желанной цели. Ты видишь, на мне почти нет тела, один удар окончит все и смерть только ускорит мое стремление к Богу». — «Хочешь ли видеть кесаря в своей церкви?» — спросил префект. «Хочу, — отвечал святитель, — потому что радуюсь о спасении всякой души, но не соглашусь изменить ни одной черты в Символе веры». «Подумай до завтра», — уходя, сказал Модест. «И завтра скажу то же, что сегодня!» (Первые IV в. христ., стр. 357).




25


Особенно изобилуют примечаниями беседы о творениях 5-го и 6-го дня. Например, говоря о животных, населяющих воды, святитель, между прочим, так рассуждает: «Рак хочет поесть мяса устрицы, но твердая и крепкая поверхность этаго животного не позволяет добраться раку до мяса. Что же он делает? Когда устрица выйдет греться на теплом месте и откроет свою скорлупу пред лучами Солнца, рак выбрасывает в нее камешек и чрез то препятствует ей закрываться… Такова хитрость животных безсловесных! Но я желаю, чтобы ты, соревнуя искусству и изобретательности раков в снискании пиши, удерживался от вреда ближним. Таков тот, кто уловляет брата своего лестию, нападает на него злополучия и радуется чужим несчастиям… Не могу умалять и о лукавстве полипов, которые принимали на себя цвет всякаго камня, к которому бы ни приставали. От этого многая рыбы, плавая подле, без всякаго опасения приближаются к полипу, как к камню, и делаются жертвою этого хитреца. Таковы, например, те люди, которые примыкают к высшим властям, притягиваются ко всем случаям и готовы переменить свои мнения в угождение всякому. От таких людей также трудно предостеречь себя и не испытать вреда; потому что под видом дружбы у них искусно скрывается злоба». Объясняя свойства животных, обитающих на суше, св. Василий так говорил о пчелах: «Оне живут обществами, летают все вместе; все исправляют одинаковые должности и — что всего примечательнее — управляются одним царем, прежде и без котораго не смеют вылетать на работу. Царь же у них не избирается ни большинством голосов, ни по жребию, но от самой природы получает над всеми первенство, превосходя других и видом, и величиною, и крепостию нрава. У этого царя бывает и жало, но он не употребляет его на лишение. В этом можно видеть, так сказать, естественный закон, или уроки всем властителям, чтобы они не скоры были на наказания. Впрочем, и те пчелы, которые не следуют примеру своего царя, дорого платят за гнев свой, потому что, ужалив другаго, сами умирают. Да слышат это христиане, которым заповедано не воздавать злом за зло, но побеждать благостию злое»; «Говорят, что орел при воспитании бывает жесток и несправедлив; потому что, выведши двух птенцов, он однаго только берет на свое попечение, другаго бьет крыльями и выбрасывает из гнезда… Подобны ему те родители, которые, под предлогом бедности, бросают детей своих или которые несправедливо разделяют имения между детьми. Не подражайте жестокосердию этих птиц, которые, едва увидят птенцов своих способными летать, насильственно изгоняют их из гнезда и больше не прилагают об них попечения».




26


Например, прибавили слова: рождение от Отца прежде всех век, воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы.




27


Впрочем, родился он не в самом Назианзе, а в близлежащем селении Арианзе.




28


Стихотворение о своей жизни, стр. 2.




29


В Константинополе были в то время не одни ариане, но и македоняне, аполлинаристы, новатиане и пр.




30


Почти все сочинения св. Григория переведены на русский язык в журнале, издаваемом при Москов. духов, академии под названием «Творения Святых Отцов» за 1843 и 1844 гг.




31


Почти на 15 саженей.




32


Собор был в Селевкии в 395 году для примирения ариан с православными.




33


Замечание это сделано во время проповеди: «Златоустый Иоанн! — воскликнула женщина из толпы. — Глубока кладезь твоего учения, а вервии ума нашего коротки и не достигают до дна».




34


Нынешняя Пиционда в Абхазии.




35


Таковы сочинения его: Шестоднев (подражание Василию Великому, кн. IV; о рае, кн. I; о Каине и Авеле, кн. II; о Ное и ковчеге, кн. I; об Аврааме, кн. 11; об Исааке и душе, кн. I; об Иакове и блаженной жизни, кн. II; об Иосифе Патриархе, кн. I; об Илье и посте, кн. I; об Иове и Давиде, кн. IV, и проч.




36


Догматические сочинения: о таинствах, кн. VI; о покаянии, кн. II; о вере, кн. V; о Духе Святом, кн. III; о таинстве воплощения, кн. I, и др.




37


Книги о должностях и покаянии переведены на русский язык.




38


Праздник этот состоит в том, что при собрании архиерея и многих священнослужителей в кафедральной церкви сперва торжественно возглашаются все догматы Символа веры и некоторые церковные постановления, потом произносится анафема на отвергающих сии догматы и постановления, наконец, совершается поклонение пред образом Спасителя и Божией Матери.




39


Другой Козьма, также из пленников, был усыновлен Сергием и воспитан вместе с Иоанном. Он был впоследствии епископом Маюмским в Палестине и оставил православной церкви много священных песней.




40


«Сознавая свое недостоинство, — так начал речь св. Иоанн, — я должен бы без сомнения соблюдать молчание и только оплакивать грехи свои перед Богом, но, видя, что Церковь Божия волнуется жестокою бурею, думаю, что молчать теперь не время… Власть Государя так велика, что легко может увлекать народ… Бог, говорят, сказал чрез Моисея: Господу Богу твоему поклонимся: не сотвори себе кумира, ни всякаго подобия, и проч. Но это сказано для того, чтобы люди не служили твари вместо Творца и ничему, кроме Его единаго, не воздали служебнаго поклонения. Такой закон дан Иудеям потому, что они склонны были к идолопоклонству; мы же, по прошествии младенчества, удостоившись достигнуть в мужа совершенна, получили способность разсуждения, по которой знаем, что может быть изображено и что не подлежит изображению. Образа Его, говорит Моисей, не видесте. Как же можно было им представлять в образе того, кто был невидим?…Как можно изображать Безтелеснаго? Но теперь, когда невидимый явился во плоти я изображаю Его на иконе, живописую Его рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе… изображаю все и словами и красками, в книгах и на иконах. Я поклоняюсь в этих изображениях не земному веществу, но Творцу вещества, который ради меня сделался плотию, чтобы совершить во плоти мое спасение. Иисус Навин повелел Иудеям взять со дна Иордана 12 камней, представляя на это такую причину: «если дети ваши спросят, к чему эти камни тут? — вы перескажите им, как, по мановению Божию, разделились воды Иордана и ковчег Завета и весь народ перешел между ними». Как же теперь нам не начертать образ страданий, посредством коих совершилось спасение мира, чтобы, если сын спросит меня: «что это?» — я мог пересказать ему, что Бог вочеловечился, что помощию Его не только Израильтяне перешли через Иордан, но и весь род человеческий приведен к первобытному блаженству». «И те грубо заблуждаются, — продолжает Дамаскин, которые, допуская иконы Спасителя и Богоматери, не принимают икон Святых. Они враждают не против Икон, а против Святых, против чествования их; не признают силы Божией, явившей и действовавшей в них. Возможно ли, чтобы Святые, бывшие соучастниками страданий Христовых, не участвовали и в Его прославлении. Бог не называет уже Святых рабами, но чадами своими, друзьями, сынами Царствия, сонаследниками Христу. И так мы должны поклоняться им потому, что Бог прославил их и сделал благодетельными для приходящих к ним с верою; должны поклоняться не как богам, но как друзьям Божиим, имеющим дерзновение к Богу… должны воздвигать в честь их храмы и украшать иконами тех, которые сами были живыми Храмами Божиими. В Ветхом Завете Израиль не воздвигал храмов во имя Святых и не праздновал их памяти; смерть праведников была оплакиваема, а не празднуема; прикосновение к мертвому оскверняло. Но совсем иначе теперь, когда природа человеческая, освобожденная явлением в ней Сына Божия и страданием Его от греха и смерти, не слитно соединилась с Божеством и изменилась в нетленную, теперь и храмы воздвигаются в честь святых и пишутся иконы их»… (Речь оканчивается свидетельствами в зашиту икон отцёв церкви: Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Софрония Иерусалимского и многих других)




41


«Я не раз видал, — пишет он, — что кто кого любит, то и на одежду того смотрит, и лобызает его, как того самаго, кого любит: почему же не изображать нам того, что мы любим, но чего, по причине отсутствия, видеть не можем? Господь называет блаженными учеников своих за то, что их очи видели и уши слышали. Апостолы телесно видели Христа, Его страдания и чудеса и слышали Его учение. То же и мы желаем видеть, слышать и быть блаженными. Они видели Его лицом к лицу, поелику Он был присущ им телом: но нам телом Он неприсущ; потому как слыша учение Его в книгах, мы освящаемся в слухах и чрез него в души и, делаясь божественными, благоговейно чтим самыя книги, в которых читаем Его учение: так, видя телесный образ Его начертанным на иконах и чрез это освящаясь, утверждаясь в вере и делаясь блаженными, мы благоговейно поклоняемся телесному Его изображению».




42


Замечателен отзыв об этом одного писателя Западной церкви (Weroneusis in Epist, ad Cllementem VII). «Очень заботились, — говорит он, — что изследовали ревнители Христианства в продолжение нескольких веков с величайшими усилиями, то совершил Иоанн Дамаскин один в нашем учении. Он доставил нам ручную книгу, в которой имеем все необходимое для верования; изложил догматы с такою ясностию, что даже женщины, если можно так выразиться, и люди неученые, легко могут понимать все, и с такою краткостию при полноте содержания, что все можно прочитать в несколько часов; мнения Богословов и учителей Христианской веры, разсеянных во многочисленных огромных фолиантах, он представил в немногих кратких главах, и предметы веры, о коих другие писали без порядка, изложил с таким искусством, и в такой строгой системе, что всякий, прочитавши это сочинение, может ученейшим и основательнейшим образом разсуждать о предметах Богословских».




43


Память Св. Иоанна празднуется 4-го декабря.




44


Например, <…> во 2 ст. 3-й песни канона в Неделю Фомы вместо: во гробе затворен быв описуемою плотию своею было напечатано: неописуемою.




45


Из Записок Сибирской истории, помещенных в Древней Российской Вивлиофике>. Т. 3. Стр. 234, 236, 264, 268.




46


В посл. Митр. Игнатия — только около 1700.




47


Вот здесь и тени недоумения не может быть о том, каким образом Аввакум попал в Москву: Юрьевец Повольский — это от Москвы менее чем в 500 верстах, а главное то, что Юрьевец с Костромой и другими местными городами в 17 столетии принадлежал к Патриаршей области (по нынешнему к Московской епархии).




48


В Красноярске лет 10 тому назад жил, да и, по всей вероятности, и доселе живет, раскольник, который выдавал себя за прямого потомка Аввакумова (не только по духу, но и по плоти). Раскольник этот ссыльный и именно из Костромской губернии, Юрьевец Повольский там. Новое, хотя и не так сильное доказательство против протопопства Аввакумова в Тобольске! Раскольника никто не спрашивал, не знатного ли (по их, раскольническим, понятиям о знатности) он происхождения, и тем более, что о протопопстве Аввакума в Юрьевце Повольском тогда никто не только в Красноярске, да и в целой Сибири и не знал.




49


В Ист. об унии на стр. 148 сказано: «Униатский митрополит Киприан Жоховский ходатайствовал от архиепископа Гнезинскаго (католика) лист, дабы впредь благочестивым (христианам греко-российского вероисповедания), в Польше и Литве живущим, никаких чинов и урядов ни королевских, ни мирских не давать и им ни у каких дел в начальстве не быть». То же смотри на стр. 429 и в Опис. Киев. Соб. на стр. 215.




50


В жалобе, присланной Петру I от настоятеля всех православных монастырей, находившихся в Польше и Литве, между прочим, сказано: «Поляки податями стократно сугубили обители наши православные вконец разоряют, дабы нам от веры благочестивой принуждением презлейшим отвратити возмогли». Ист. унии, стр. 187, то же на стр. 144.




51


Так, в Мошеноках дом епископа Белорусскаго, князя Четвертинскаго со всем имуществом отняли. Ист. ун., стр. 247. «Чиновник Любовицкий объявил православным священникам: или будьте униатами, или, все оставя, выходите из домов своих. Они вышли и имущество их растащено», стр. 232. Подобной участи постоянно подвергались православные священники от польских и литовских помещиков.




52


В 1712 г. епископ Луцкий Кирилл Шумлянский жаловался коронному гетману на то, что униаты отняли у него весь хлеб и угрожают самому заточением; на это гетман отвечал, что он не имеет обыкновения оборонять схизматиков. Ист. ун., стр. 160, там же, стр. 249.




53


Иезуитские миссионеры в 1765 г. желали отнять себе православную церковь в селе Осмаловичах, сделали на нее нападение, кое, впрочем, прикрыли видом крестного хода к стоявшей близ нее своей церкви. Когда православные стали защищаться от сего нападения, то ксендз терлецкий, несший большой деревянный крест, нарочно упал и сломал поперечную часть креста. Он с исступлением закричал: «Схизматики Христу руку отломили». С этим крестом явился он в Мстиславский городской суд, который признал поступок православных Христоубийством и виновных приговорил четвертовать. Только те избавились от этой казни, кои согласились быть католиками или униатами. Ист. унии, стр. 453. Полковник Пелтрицкий в генваре 1744 г. забрав в город Кричев шесть православных священников под тем предлогом, что они. по показанию людей, захватили какие-то жидовские пожитки, 6 дней держал их на замке за крепкою стражею; потом одних засадил в погреба, других в печные трубы, требовал выкупу по 850 руб. с каждаго, угрожая в противном случае предать их палачам. Несчастные дали подписки заплатить в течение двух недель требуемый выкуп и получили свободу. Некоторые, продав все, что имели, заплатили оный, а другие, не имея, что продать, убежали из домов. Быв пойманы чрез военную команду, они не только лишены были всего имущества, но и преданы жестоким мучениям. Им, между прочим, вонзали под ногти рук и ног обмакнутые в сере и зажженные спицы. Ист. ун… стр. 310. Подоб. в опис. Киев. Соф. соб. 271.




54


Жители местечка Борисова в 1749 г. просили воеводу своего Огинскаго позволить им покрыть свою церковь новыми досками, он обещал им выстроить новую церковь, если примут унию. Но как они от этого отказались, то он сказал им: если я хоть какую-нибудь покрышку увижу на вашей церкви, то прикажу всех вас повесить на виселице. Стр. 330




55


Так, в 1742 году в городе Дрочитине иезуитские воспитанники отняли у православных хоругвь, ободрали с нее украшения, изломали на ней крест и изображенного Спасителя кололи, резали ножами и попирали ногами (Ист. об унии, стр. 300).




56


Эта часть богословия еще называется полемикою и сравнительным богословием.




57


Здесь изложение учения язычества как религии общенародной, а не как частного предмета. В поел, отношении изложение религии языческой и суждение о ней принадлежит Историч. систем, фил.




58


Сами язычники (Гораций, кн. 1) осмеивали своих богов; у Лукиана собор богов обвиняет главного бога в том, что он наводнил небо извергами, стоящими ада.




59


Пророчества языческие можно разделить на предсказания письменные, каковы сивиллины, и устные — предсказания жрецов. Происхождение и свойства сивиллиных предсказаний неизвестно. Они хранились в Капитолии и сгорели за 100 лет до Р.Х., после собраны из обрывков народов Азии, Африки и не пользовались уважением у просвещенных язычников. Теперь есть стр. в разл. писателях. Собрание их в библ. Отечеств, составлено едва ли не из подлинных произведений. Впрочем, здесь все они в пользу хр. и, следовательно, во вред языч.




60


Сей источник заблуждений ракрыт Павлом в Пос. к Рим. 3–9.




61


Саул избран в цари по смерти Моисея; во время потопа утонул сын Ноев; в строении храма Соломону помогли дьяволы и пр.




62


Магометане верят, что без точного соблюдения обрядов вера, любовь, сердечная чистота недействительны по описанию; а путешествие в Мекку, употребление воды, в коей было омыто рубище Магометово, изглаждают грехи мусульман.




63


голубка прилетала к уху; верблюд ночью разговаривай с Магометом; вода текла из ногтей его; ему поклонялись камни, дерева.




64


По мнению древних, душа имеет во сне чистые понятия даже о будущем; потому что она, будучи бессмертной и имея сообщение с бесчисленным множеством душ, видит все сущее в природе, когда тело, ее облекающее, находится в усыплении.




65


«Богам приносят жертвы для получения от них здоровья, наделе обжираясь остатками жертвенных мяс, распродают его» (Diogen Лаерц.).




66


Yambi. de Myst. В Феофрасте видим мы суевера, который боится подходить к могилам и сопровождать похороны.




67


Эти слова относятся до митрополита Филофея, который в то время просился на покой по вторичном управлении епархиею, и был уже слишком 70 лет.




68


Любопытно бы знать, что за возмутителей защищал Антоний Стаховский?




69


Словарь этот только с русского на остяцкий язык. Он состоит листов из 20 письменных…




70


Примечание. Утверждают за достоверное, что результат уголовного судопроизводства по русским законам в Киргизской степи Сибирского ведомства за последнее десятилетие (1847–1857) представляет следующие выводы: сложное число лиц, подвергавшихся суду ежегодно, простирается до 266, отношения к общему числу обвиняемых и наказанных 1 к 16,6; оставленных в подозрении 1 к 5; оправданных 1 к 1,37, по важнейшим преступлениям открыты виновные из числа всех случаев по убийству 1 из 11,5; по баранте 1 из 42,5; по грабежу 1 из 15,5, а в сложности по этим трем родам преступлений 1 из 17.




71


Примечание. В Еано-Аульском и Каракал и не ком округах находится по ½ роты пехоты, 50 казаков и по 2 орудия гарнизонной артиллерии, войска эти инспектируются начальниками бригад пехоты и казачьей, начальниками артиллерийских гарнизонов и инженеров, военным губернатором области, областным штаб-доктором, корпусным штаб-доктором и иногда и самим корпусным командиром; любопытно знать, что стоит казне столь бдительный надзор и какую особенную пользу он приносит самому делу?




72


Крыжанич, по всей вероятности, не без намерения заметил, что в Кузнецке около 1660 года пуд соли продавался по 14 рублей медными: медные деньги, в первый раз отчеканенные при царе Алексее Михайловиче и пушенные в оборот с повелением принимать их в одинаковой цене с серебряной монетой, однако в народе были принимаемы плохо и вскоре до того упали против своей номинальной цены, что за 1 р. серебра давали уже 14 и даже 15 р. медных монет. При всем том цена за соль страшно высокая: при царе Алексее Михайловиче серебряный рубль старого чекана равнялся 7-й части фунта, значит, стоил слишком в полтора раза против нынешнего рубля сер.




73


Сведения о Юрии Сербляиние Крыжаниче и о его сочинениях, краткие, можно найти в моей статье: Архиерей из сибирских уроженцев (Тоб. Губ. вед. 1858 г. № 40, стр. 618), в Моск. вед. настоящ. года № 83, стр. 623 и у архиепископа, прежде Харьковского, а ныне Черниговского. Филарета в его Обзоре русской дух. литературы, и подробные у Бодянского в Чтениях Общества ист. и древ. Росс., год 4-й кн. 1, ст. 111).




74


Конечно, в мешках, перешивать в которые дозволялось прибывшим в караване значительное количество парусов, на обратном пути в Тобольск не столько уже нужных (см. Наказ Тоб. Воевод Кн. Черкасских Фефилову в 5 т. Ист. акт № 288).




75


Разумеется, так добывали русские соль только в те годы, в которые или вовсе не кочевало калмыков вблизи Ямышевского озера, или калмыки были с русскими не в ладах. Во все прочие годы русские возили соль с озера (лежащего в 8 верстах от Иртыша) на лошадях и верблюдах, которых за кой-какие придирки дали им калмыки. См. Наказ, упомянутый в предыд. примечании.




76


См. мою статью: Ист. заметки о добыче соли на Ям. оз. в Губ. Вед. 1858 г. № 1, стр. 8, а также Ист. акт., т. 5 № 288.




77


Словарь Щекатова, сказано: Иртышная линия — Ямышевская и Омская крепости. Энцикл. Леке. ст. Бухгольц.




78


Здесь разумеется вотчина Тобольского архиерейского дома (напр., село Преображенское, слобода Покровская и пр.), в которых при отобрании их в казну было около 4000 душ мужского пола.




79


Ист. акт., т. 5, стр. 529, 531. Сиб. Ист. Фиш. 246. Сотникам стрелецким и атаманам казачьим, плававшим за казенною солью, давали в награду по 10 пудов соли, а служилым людям из русских и татар по 5 пуд. Но поскольку давали соли в год всем служилым людям и еще каким-то ружникам и оброчникам, об этом в акте вовсе не сказано.




80


Так полагаю на том основании, что Фефилову было предписано принять в Таре на пяти дощаниках 150 чин команды.




81


Тоб. губ. вед. № 29, стр. 278. Ист. об. Сиб. Словц., кн. 2, стр. 62.




82


Например, в 1699 году на этот предмет было послано с Фефиловым: «половинка сукна анбурскаго, шесть ведер вина горячего, два пуда меда, две четверти муки ржаной, четверть круп и толокна», — и только. Акт. ист., т. 5, стр. 525 и 523. Сиб. ист. Фиш., стр. 417.




83


См. ист. Фиш., стр. 425. Ист. акт., т. 5, стр. 529. Особенно памятен был для калмыков в этом отношении с 1650 г. начальник отряда, отправленного из Тары совсем не с тою целью, Влас Чередов.




84


Куть. г. Иваницкой в причитании вологодской невесты (Москв. на 1841 г., ч. 6, стр. 483) неправильно объяснил словами: горница, светлица. Кутья в Вологодской губернии, как и везде, называется часть избы против печи, в которой готовят кушанье и которая от прочей части отделяется или перегородкой, или занавеской. За это ручается волог. родич и самое причитание невесты: так (на стр. 489) дружка говорит: «Так пойду я, дружка… (неразб.) в куть за матицу (то же, что грядка или брус), за (неразб.) занавеску, за занавеской точно (неразб.) посторонние люди сидят и кроются девицы, а также и дети.