Сочинения в трех томах: Т. 2. О сибирском духовенстве
А. И. Сулоцкий





А.И. СУЛОЦКИЙ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Т. 2. О СИБИРСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ


Во второй части второго тома сочинений Александра Ивановича Сулоцкого помимо статей о духовенстве, не вошедших в первую книгу, собраны биографии светских исторических личностей, чья судьба так или иначе была связана с Сибирью, а также избранные проповеди, поучения, речи А.И. Сулоцкого, в которых раскрывается еще одна грань дарования автора, как проповедника, оратора.

Статья «Тобольские и томские архипастыри» в значительной своей части является кратким изложением других работ, опубликованных во втором томе собрания сочинений. Несмотря на это, составители решили её напечатать, поскольку она помогает привести в систематический порядок историю тобольской иерархии, содержит сведения о томских преосвященных, и, кроме того, хронологические рамки её распространяются до 1880-х гг., в то время как, например, аналогичный по тематике труд Н.А. Абрамова заканчивается началом XIX века. Извлекать фрагмент из статьи составители посчитали некорректным, тем более что все другие работы публикуются без сокращений, в варианте максимально приближенном к авторскому.

С некоторыми статьями, публикуемыми в книге, возникла «проблема» авторства, поскольку они подписаны псевдонимом.

А.И. Сулоцкий сам объясняет причину этой «конспирации» в «Авторской исповеди», опубликованной в первом томе собрания.

В связи с тем, что данная книга завершает воспроизведение опубликованных произведений А.И. Сулоцкого, том заканчивает библиография, созданная автором, являющаяся составной частью его «Авторской исповеди».



    В. Чупин

Тобольские и томские архипастыри

Публикуется по тексту: Тобольские и томские архипастыри. Омск, 1881. 25 с. – _прим._издателя_.



notes


Комментарии





1


Аналогичная работа написана Н.А. Абрамовым – «Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения её в 1581 году до начала 19 столетия». См.: _Н.А._Абрамов._ Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 63–95. (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8). Изложение истории епархии Абрамов закончил временем архиепископа Варлаама (1802 г.). Хронологические рамки работы А.И. Сулоцкого охватывают период с 1620 по 1880-е гг. – _прим._издателя_




2


В этом предложении пропущен глагол типа «существует». – _прим._издателя_




3


«_Еждение»_и_«ежжение»_ (в сноске на с. 504) – сохранены оба варианта авторского написания слова;




4


Еждение тобольских _митрополитов_в_неделю_ваий_на_осляти._ Эта статья под названием «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» опубликована в наст. собр. соч. (Т. 1. С. 323–328)




5


У Сулоцкого здесь наблюдается некоторая путаница с датой: то 1625 г, то 1624. _19_декабря_1624_г._ – у Н.А. Абрамова, кстати приводится другая дата этого указа – «19 декабря 1625 г.». Вероятно это разночтение связано с тем, что в XVII веке год начинался с сентября.




6


К 1709–1710 гг. Тюменский монастырь не успел ещё преобразиться «в лучшем виде». В 1708 г. строительство Троицкого собора только началось, его освятили в 1715 г.




7


См.: первую часть Т. 2 наст. собр. соч. С. 64–96.




8


См.: Т. 1 наст. собр. соч. С. 468 (прим. 70).




9


 Троице-Сергиевой лавры. 




Тобольские архипастыри: Антоний (Знаменский), Евгений (Казанцев) и Георгий (Ящуржинский).

Однородные случаи из их жизни


 Публикуется по тексту: Тобольские архипастыри: Антоний (Знаменский), Евгений (Казанцев) и Георгий (Ящуржинский). Однородные случаи из их жизни // Странник. 1880. Т. 1, январь. С. 5–24.




10


1712–1726 – годы миссионерства схимонаха Феодора (Филофея Лещинского).




11


_Вифезда_ – Овчая (овечья) купальня в Иерусалиме, в которой омывали овец, предназначенных в жертву; вифезда (с др.евр.) – «дом Божьей благодати» или «дом милосердия», т.к. «больные, слепые, хромые, иссохшие», входившие в неё, выздоравливали, когда «Ангел Господень (...) сходил в купальню и возмущал воду» (Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 20).




Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама


 Публикуется по тексту: Заметки к церемониалу погребения Тобольского архиепископа Варлаама I // Тобольские губернские ведомости. 1871. № 20. С. 121–123, 130–132.




12


Как явствует из примечания редакции Тобольские губернские ведомости, автор статьи анонимен, но авторство А.И. Сулоцкого не вызывает сомнения, поскольку в «Авторской исповеди», он включил эту работу в число своих трудов. «Конспирация» потребовалась в связи с тем, что «Заметки» опубликованы в 1871 г., во времена архиепископа Варлаама II (1862–1872), который негативно относился к сочинительству А.И. Сулоцкого (см.: Т.1 наст. собр. соч. С. 12).




13


См. Н.А. Абрамов. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 252–267.




14


Иуст, Иустин – возможно, здесь действительно опечатка, хотя в православных святцах имеются оба эти имени.




15


Имя «Исмаил» в православных святцах есть, а имя «Израиль» – отсутствует.




Дополнение к биографии преосвященного Антония Знаменского, бывшего с 1802 по 1803 год епископом Володским


 Публикуется ПО тексту: Дополнение к биографии преосвященного Антония Знаменского, бывшего с 1802 по 1803 год епископом Вологодским // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 3. С. 93–101. Полная биография Антония Знаменского опубликована в первой части Т. 2 наст. собр. соч. С. 175–214.




16


157,5 см; вершок равен 4,5 см, аршин равен 16 вершкам (72 см).




17


_Диттон_Гумфри_ (1675–1715) – известный английский математик.




Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет)


 Публикуется ПО тексту: Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) // Странник. 1874. Т. 4. С. 3–43, 101–123, 177–196.




18


См: _Н.А._Абрамов._ Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 269-280.




19


См.: Т. 1 наст. собр. соч. С. 329–338.




20


См.: Т. 2 наст. собр. соч.




21


Десятисловие – десять заповедей, данных Богом через пророка Моисея на горе Синай (Исход. 20, 1 –17).




22


Остяцкий (хантыйский), вогульский (мансийский) и финский языки принадлежат к разным подгруппам финно-угорской группы уральской языковой семьи.




23


Партесное пение – нотное пение по партиям.




24


Константин I Флавий Валерий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (ок. 285–337) – древнеримский император в 306–337 гг. В 312 г. Константин разбил своего соперника Максенция (Максентия) у Мульвийского моста в Риме. Перед битвой Константин увидел на небе крест с надписью «Сим побеждай!». Константин Великий перевёл столицу в Константинополь, покровительствовал христианам, в 325 г. участвовал в работе Никейского собора, перед смертью принял христианство. Причислен к лику святых.




25


См.: _Н.А._Абрамов._ Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 279.




Еще несколько слов о преосвященном Евлампии, бывшем епископе Вологодском


 Публикуется по тексту: Ещё несколько слов о преосвященном Евлампии, бывшем епископе Вологодском // Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1868. № 19. С. 539–541.




26


Полностью эта фраза звучит так: «Тон деспотии кэ архереа имон, Кирие, филатте, ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА», что в переводе с греческого означает: «Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани НА МНОГИЯ ЛЕТА». Этим возгласом (по-гречески) приветствуют епископов на архиерейском служении.




27


Причину «засекречивания» своего авторства, А.И. Сулоцкий объяснил в «Авторской исповеди» (см.: _Л.И._Сулоцкий._ Сочинения в трёх томах. Т. 1. Тюмень, 2000. С. 12.




28


Господские праздники – праздники, связанные с событиями жизни Иисуса Христа.




Иркутский архиепископ Михаил II


 Публикуется по тексту: Иркутский архиепископ Михаил II // Странник. 1880. Т. 2, февраль. С. 155–172.

Статья написана в соавторстве с иркутским кафедральным протоиереем Прокопием Васильевичем Громовым.




29


Статья А. И. Сулоцкого «Архиереи из сибирских уроженцев...» опубликована в первой части Т. 2 наст. собр. соч. С. 435–445.




30


В конце литургии в Страстной (Великий) Четверг в кафедральных соборах совершается чин умовения ног. Архиерей, символизирующий в тот момент Христа на Тайной вечере, снимает с себя верхнее облачение, препоясывается лентием (полотенцем) и умывает ноги сослужащим ему священникам. В это время диакон читает фрагмент Евангелия об умовении ног Христом своим ученикам.




Тобольского кафедрального собора протоиерей Пётр Андреевич Фелицын


 Публикуется по тексту: Тобольского кафедрального собора протоиерей Пётр Андреевич Фелицын // Странник. 1880. Т.2, май. С. 3–26.




31


Краниология (от _греч._ kranion – череп) – раздел анатомии, изучающий строение черепа человека и животных.




32


Примечание странное, т.к. фамилия отца, а следовательно, и самого мальчика, была тоже Смирнов и менять фамилию ему не было никакой необходимости.




Секретарь одной из сибирских консисторий


 Публикуется по тексту: Секретарь одной из сибирских консисторий // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1872. № 24. С. 293–297; № 25. С. 308–312; № 26. С. 323–329; № 27. С. 338–346.




33


_Курган,_Ирбит –_ во времена Сулоцкого названия этих городов часто употреблялись в женском роде.




34


_Мазурик_ (мазурник, мазурин) – от _польск._ «mazur» – замарашка, оборванец; здесь: карманный вор, особенно в столицах, где мазурики придумали даже свой «язык» – байковый, или музыку («ходишь по музыке?», то есть говоришь на «музыке»?).




35


_Иверских_ – грузинских.




36


_Михайловский-Данилевский_ Александр Иванович (1790–1848) генерал–лейтенант, известный военный писатель, во время Отечественной войны 1812 года – адъютант М.И. Кутузова, участник заграничных походов 1813–1814 гг., Венского конгресса 1815 г., с 1835 г. – сенатор и председатель военно-цензурного комитета. Им написаны и опубликованы: «Записки 1814–1815 гг.» (1834 г.), «Описание похода во Францию в 1814 г.» (1836 г.), «Записки Отечественной войны 1812 г.» (1839 г.) и др. В последние годы жизни – главный редактор «Военной галлереи Зимнего дворца».




Иеромонах Мисаил, духовник Тобольского архирейского дома


Публикуется по тексту: Иеромонах Мисаил, духовник Тобольского архиерейского дома // Странник. 1870. Т. 1, февраль. С. 38–56, 147–160. 




37


_Паремия_ (с _греч._ – пословица, притча) – нравоучительное слово; фрагменты Священного писания (чаще Ветхого завета), которые содержат пророчества о вспоминаемом в положенный день событии, читаются на вечерне после входа и прокимна.




38


_Прокимен_ (с _греч._ – поставленный вперед) – стих из Псалтыри, соответствующий содержанию отмечаемого праздника; предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий.




39


_Аллилуйя_ (от _др.-евр._ «хвалите Господа») – песнь в честь триединого Бога; поётся или читается при богослужении троекратно (трегубая аллилуйя), с присоединением славословия Богу «Слава Тебе, Боже!».




40


_Кондак –_ краткое песнопение, содержащее похвалу святому или выражающее сущность праздника (икос – пространная песнь того же содержания).




41


_Стиховны_ – собрание стихир, предваряемых тропарём без запева; поются или читаются на вечерне после сугубой ектиньи и литии.




42


_Хвалитны_ – стихиры, которые поются преимущественно на утрене после канона, так названы потому, что к ним припеваются стихи из псалма 150, начинающиеся словами «хвалите» («Хвалите Бога во святыне Его» и др.).




Архимандриты на чреде священнослужения в столице


Публикуется ПО тексту: Архимандриты на чреде священнослужения в столице // Русская старина. 1873. Т. XXIV, март. С. 562–567. 




43


_САКЕЛЛАРИЙ_ (греч.), _сакеларь_ – ризничий, хранитель царских и церковных облачений и утвари.




Челобитная князя Сулешева царю Михаилу Феодоровичу


 Публикуется по тексту: Челобитная Тобольского воеводы князя Сулешова царю Михаилу Фёдоровичу // Тобольские губернские ведомости. 1858. № 18. С. 547–550. – Публикация подписана: «св. С.».

Сулешов Юрий Яншеевич (?–1643) – боярин, происходил из знатного крымско–татарского рода. Служил воеводой в Новгороде, был женат на Марфе Салтыковой, племяннице Марфы Романовой. После избрания царём Михаила Романова получил титул стольника, назначен тобольским воеводой. В 1623–1625 гг. предпринял статистическое обследование ряда уездов Западной Сибири, унифицировал денежные оклады служилых людей. 




44


В статье сохранены оба варианта написания фамилии «Низовцев» и «Низовцов».




Старинный тобольский учитель Сильвестрович и ученик его Мирович


В тексте-источнике статья опубликована без названия. Публикуется по тексту: Русская старина. 1879. Т. XXV. С. 513–514. Была также опубликована в Тобольские губернские ведомости. 1871. № 26. 




45


_Иоанн_VI_Антонович_ (1740–1764) – российский император в 1740–1741 гг., правнук Ивана V. За императора–младенца правили Э.И. Бирон, затем мать Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией, заключён в тюрьму, убит при попытке освободить его.




46


О каких исторических документах здесь идёт речь – неизвестно, но они, видимо, не имеют отношения к авторству Сулоцкого.




Материалы для истории пугачёвского бунта


Публикуется по тексту: Материалы для истории пугачёвского бунта // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при МГУ. М., 1859. Кн. 1. С. 49–56. 




47


В статье сохранено авторское написание фамилии губернатора Д.И. Чичерина «Чечерин».




Княжна Екатерина Александровна Долгорукая в ссылке в Берёзове и в монашестве в Томске


 Публикуется по тексту: Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая в ссылке в Берёзове и в монашестве в Томске // Русский вестник. 1880. № 4. Т. СХIVIII. С. 5–19.




48


Митрополит Никодим был назначен на тобольскую кафедру 29 мая 1740 г., но из–за болезни ехать в Сибирь отказался.




49


_Фургер_ – видимо, от нем. fahren (fuhren) – вести, руководить, командовать, приводить, доводить.




Пётр Андреевич Словцов


 Публикуется по тексту: Пётр Андреевич Словцов // Издание Императорского общества истории и древностей Российских. – М., 1874. 11 с. (Университетская типография Катков и К на Страстном бульваре). Три проповеди П.А. Словцова. С. 1–13.




50


_Сперанский_Михаил_Михайлович_ (1772–1839), граф, русский государственный деятель. С 1808 г. ближайший советник императора Александра Первого, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. совета (1810). В 1812–16 гг. в ссылке, в 1819–21 гг. генерал-губернатор Сибири, составил план административной реформы Сибири. С 1826 г. фактический глава Второго отделения, руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи (1832).




51


В авторском написании «возставляет» – то есть воздвигает, представляет, преподносит в качестве нравственного идеала.




52


_Презорчив –_ презрителен, пренебрежителен, высокомерен.




53


Макиавелли (Machiavelli) _Никколо_ (1469–1527) – итальянский историк, военный теоретик, сторонник республиканской формы правления. «Макиавеллизм» означает политику, пренебрегающую законами морали.




54


Рало – соха, плуг; здесь использована фраза из Евангелия от Луки: «Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг (в более ранних переводах «на рало» – В.Ч.) и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).




55


_СТОЛЫПИН_АРКАДИЙ_АЛЕКСЕЕВИЧ_ (?–1825) – русский писатель, сенатор.




56


_ПОЛЕВОЙ_НИКОЛАЙ_АЛЕКСЕЕВИЧ –_ род. в Иркутске, 1796 г. – выдающийся русский журналист, критик, публицист, историк, беллетрист, драматург. Печатался в «Русском вестнике», «Вестнике Европы», в 1825 г. издавал «Московский телеграф», сотрудничал с «Библиотекой для чтения», редактировал «Живописное обозрение», «Сын Отечества», «Литературную газету»; автор «Очерков русской литературы», «Истории народа русского», «Истории Петра Великого, «Истории Суворова», «Истории Наполеона», а также романов: «Абадонна», «Клятва при гробе Господнем», «Мечты и действительность». По влиянию, которое Полевой оказал на русскую литературу Белинский ставил его рядом с Ломоносовым и Карамзиным.




57


_МАГНИЦКИЙ_МИХАИЛ_ЛЕОНТЬЕВИЧ_ (1778–1844) – русский государственный деятель; в 1810–11 гг. – сотрудник М.М. Сперанского по подготовке проектов государственных реформ, был сослан в Вологду. С 1819 г. служил в Министерстве духовных дел и просвещения. Проведя ревизию Казанского университета, Магницкий предложил закрыть его и даже торжественно разрушить университетское здание.




Сперанский в Тобольске


 Публикуется по тексту: Сперанский в Тобольске // Тобольские губернские ведомости. –1872. № 41. С. 249–250; № 42. С. 255–256; № 43. С. 260–261; № 44. С. 267–268; № 45. С. 275; № 46. С. 280–282; № 47. С. 286–287; № 48. С. 293; № 49. С. 299; № 50. С. 504; № 51. С. 511; № 52. С. 516; № 53. С. 521–522.




58


_Пестель_Иван_Борисович_ (1765–1843) – сенатор, будучи сибирским генерал–губернатором (1806–1818 гг.), жил в Петербурге. После его отставки и ревизии Сибири, Сперанский в отчёте обвинял Пестеля в том, что он жил вне управляемого края, дал слишком много власти губернаторам, особенно иркутскому (Трескину), покрывал их противозаконные действия. Сперанский упрекал Пестеля за взяточничество и называл его «пустой головой, какую когда–либо знал». По выходе в отставку (1821 г.) Пестель имел ок. 200 тысяч рублей долгу, жил в имении жены в Смоленской губернии, прослыв «набожным и благотворительным».




59


_Батеньков_Гавриил_Степанович_ (1793–1863) – родился в Томске, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813–1814 гг., подполковник. В 1819–1821 гг. – ближайший помощник М.М. Сперанского по управлению Сибирью. После восстания декабристов – в одиночной камере в Петропавловской крепости, с 1846 г. – на поселении в Томске, после амнистии 1856 г. – в Калуге. Автор оригинальных работ по вопросам финансов, права, этнографии, незаурядный поэт.




60


Келецкая губерния с центром в г. Кельцы находилась в составе Варшавского генерал-губернаторства.




61


_Экосез_ (франц. ecossise), устар. «экоссес» – старинный национальный шотландский танец, разновидность контрданса; первоначально исполнялся на волынке, с конца XVIII века стал достоянием салонов. В начале XIX века мелодия экосеза как светского танца была распространена в Германии, Франции, в художественной обработке использована в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского. Поздний экосез – живой, весёлый, быстрый танец.




62


Омский протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский. Статья о нём опубликована в томе 2 настоящего собрания сочинений.




63


_Буий_ –1) глупый, несмышлёный; 2) дикий.




64


_«А_НАРОДЫ_(НАРЯДЫ,_НАГРАДЫ?)» –_ так написано в тексте–оригинале. Скорее всего, это не авторское сомнение – в скобках, со знаком вопроса, а невыверенное и неисправленное сомнение редактора или издателя. Следуя логике этой фразы А.И. Сулоцкого, из приведённых вариантов слова наиболее подходит «награды».




65


_НЕ_ВЕМ –_ не знаем.




66


_Рифейские_горы_ (от лат. Ripheci montes) – так античные авторы иногда называли Уральские горы.




Краткие записки жителях Берёзовского уезда


 Публикуется по: Краткие записки о жителях Берёзовского уезда // Чтения при МГУ. 1871. Кн. 2. С. 1–21 (Обозначено: автор В.Н. Шавров. Сообщил Протоиерей Александр Сулоцкий.) В «Авторской исповеди» эта работа не указана. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с очередной «мистификацией» А.И. Сулоцкого, связанной с отрицательным отношением архиепископа Варлаама II (1862–1872) к сочинительству А.И. Сулоцкого. Эту «гипотезу» косвенно подтверждает дата издания статьи: «1871». Что означает фраза «сообщил протоиерей А. Сулоцкий», какова в действительности степень его участия в создании этой статьи, узнать пока не удалось и, возможно, никогда не удастся.




67


_Пенаты_ – в римской мифологии божества – хранители дома, домашнего очага.




Миссионерства Берёзовского края - обдорское, кондинское и в особенности сургутское


 Публикуется по тексту: Миссионерства Берёзовского края – обдорское, кондинское и в особенности сургутское. – Отдельный оттиск. Б.м. Б.д. 13 с. 




68


_«принял_христианство_царь_грузинский_Вакурий_с_супругой_своей»_ – Грузинская православная церковь – одна из древнейших православных церквей. Грузия (Картли) приняла христианство в качестве государственной религии в первой половине 4 века, при царе Мириане (265–342 гг.) и его супруге царице Нане, а не при их сыне царе Бакуре (342–264), как ошибочно указывается в статье. Мириан и Нана причислены к лику святых.




Обращение в христианство язычников Енисейской епархии


Публикуется по тексту: Обращение в христианство язычников Енисейской епархии // Странник. 1876. Т.З. С. 191–196. 




69


_Святитель_Стефан_Пермский_ (ок. 1340–1396) – уроженец Устюга Великого, сын русского и зырянки (коми), церковный писатель, создатель зырянской азбуки, обращал в христианскую веру пермяков, строил часовни и церкви в Пермском крае, уничтожал языческие кумирни. С 1382 г. – епископ Великопермский.




Образ Божий в человеке


 Слово на день Нерукотворного образа Спасителя

Публикуется но тексту: Образ Божий в человеке: Слово на день Нерукотворенного образа Спасителя // Душеполезное чтение. 1874. Т. 3, август. С. 442–450.




70


_Авгарь_V_Ухама_ – царь небольшой страны Осроены, располагавшейся между Тигром и Евфратом, жил в столице г. Едессе (Орфу, Рогаис). Осроена была первым христианским государством в мире (между 170 и 214 гг., при царе Авгаре IX).




71


Персидский царь Хосрой осадил Едессу (Эдессу) в 544–545 гг.




72


_Тропарь –_ краткое песнопение, составленное в честь праздника или святого; в тропаре кратко выражается сущность праздника или образ святого.




73


_Три_отрока_в_печи_Вавилонской_(Анания,_Мисаил_и_Азария) –_ герои ветхозаветного предания, отказавшиеся поклониться «золотому истукану» и брошеные за это царём Навуходоносором в печь. Но юноши не погибли, а «ходили посреди пламени и воспевали Бога». Ангел сошёл в печь и «выбросил пламень огня из печи». (Книга пророка Даниила (Дан. 3, 1–30). «Пещное действо» было излюбленным сюжетом театрализованных представлений на Руси XVI–XVII вв.




74


_Иона –_ ветхозаветный пророк. Получив от Яхве повеление идти в ассирийскую столицу Ниневию, чтобы проповедовать её жителям о наказании, которое ожидает за их злодеяния. Иона уклонился от этого поручения и бежал в другую сторону, сел на корабль, чтобы плыть в Фарсис (Испания). Яхве повелел большой рыбе (в славянском переводе Библии – киту) проглотить Иону. Во чреве китовом Иона оставался три дня и три ночи, взывая к Богу. Вняв мольбам Ионы, Яхве приказал рыбе извергнуть его на сушу (Иона 4, 11). В новозаветной традиции Христос предсказал свою смерть и последующее Воскресение на третий день, уподобляя эти события трёхдневному пребыванию Ионы во чреве китовом (Матф. 12, 39–40).




75


_Великий_вход_ – составляющая Литургии верных (третьей части литургии), совершается после Великой ектеньи, между первой и второй частями Херувимской песни. Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на страдания («крестный путь»). Во время Великого входа производится перенос Св. Даров (чаши с вином и дискоса с «хлебом») с жертвенника на престол.




76


_НИКОДИМ_И_ИОСИФ_АРИМАФЕЙСКИЙ_ – тайные ученики Христа, участники снятия с креста тела Христа и положения во гроб (Ин. 19, 38–39). Часто изображаются в сцене оплакивания Христа.




77


_«Помяни_мя,_Господи,_егда_приидеши_во_царствии_Твоем»_слова_разбойника_благоразумного,_распятого_вместе_с_Христом_и_уверовавшего_на_Голгофе,_перед_смертью_(Лк.,_23,_42)._




Промысл Божий в спасении семейства от холода и голода


 Публикуется по тексту: Промысл Божий в спасении семейства от холода и голода // Странник. 1862. Т. 4, октябрь. С. 437–440.




78


_АССАРИЙ –_ древнееврейская монета, в четыре раза меньше драхмы; 1/96 часть сикля, 1/20 динария (Мф. 10, 29). Вес –1,5 драхмы.




Замечательный спор двух добросовестных простецов


 Публикуется по тексту: Замечательный спор двух добросовестных простецов // Странник. 1867. Т. 2, июнь. С. 34–36. Обнаружен ещё один вариант работы: Великодушный спор // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1869. № 9. С. 102–104. Статья датирована автором: 23 мая 1866 г. Омск.




79


В варианте статьи под названием «Великодушный спор» указана другая дата: 1865 г.




Замечательная черта в кончине одного доброго человека


 Публикуется по тексту: Замечательная черта в кончине одного доброго человека // Прибавление к Вологодским еп. вед. 1879. № 11. С. 243–249.




80


_ЭМЕРИТУРА_ (от лат. emeritus – заслуженный) – в дореволюционной России специальная пенсия для уволенных в отставку государственных служащих, пособие вдовам, сиротам из сумм эмеритальной кассы, средства которой составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих.




Назидательная кончина


 ПУБЛИКУЕТСЯ по ТЕКСТУ: Назидательная кончина // Странник. 1864. Т. 2, май. С. 38–42.




81


_ПРИСНИЦ_ (Priessniz) _ВИНЦЕНТ_ (1790–1851) – крестьянин из Силезии, основоположник современной гидротерапии.




82


_ГРУММ-ГРЖИМАЙЛО_КОНДРАТИЙ_ИВАНОВИЧ_ (1794–1874) – один из первых русских врачей–писателей; издавал первую в России медицинскую газету «Друг здравия», в 1833–1866 гг. публиковался в «Медицинском журнале», «Трудах русских врачей», автор популярных книг по гигиене, по проблемам воспитания и сохранения здоровья у детей и др.




Соблазн на зло под видом добра


Публикуется по тексту: Соблазн на зло под видом добра // Странник. 1867. Т. 1, январь. Составителем обнаружен вариант статьи под названием «Соблазн под видом благочестия» // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1867. № 2. С. 24–26.




Необыкновенные похитители


 Публикуется по тексту: Необыкновенные похитители // Странник. 1867. Т. 4, ноябрь. С. 69–72.




Наказанное зложелание


 Публикуется по тексту: Наказанное зложелание // Странник. 1867. Т. 2, май. С. 80–82.




Наказанное кощунство


 Публикуется по тексту: Наказанное кощунство // Странник. 1867. Т.2, июнь. С. 107–108.




83


_АРИЙ_ – александрийский священник (?–336), основатель течения в христианстве (арианства), отвергшего догмат Никейского Вселенского собора о единосущии Бога-сына Богу-отцу, то есть ариане не признавали божественное во Христе. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (Николай Чудотворец), разгневанный еретическими словами Ария, дал ему пощёчину, за что был лишён сана. Однако после того, как некоторым из участников собора было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю знаки архиерейского достоинства – Евангелие и омофор, Николай был восстановлен в сане. На большинстве русских икон Никола изображается в окружении Христа с Евангелием в руках и Богоматери с омофором. Арианство осуждено как ересь на соборе 381 г.




За Богом и святыми его молитва не пропадает (Письмо к другу)


 Публикуется по тексту: За Богом и святыми его молитва не пропадает (Письмо к другу) // Странник. 1868. Т. 4, декабрь. Статья подписана: Литвинов.




84


См.: _А.И._Сулоцкий._ Сочинения в трёх томах. – Тюмень, 2000. Т. 1. С. 13–14.




Чествование св. Бориса и Глеба в станице Захламине


 Публикуется по тексту: Чествование св. Бориса и Глеба в станице Захламине // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1868. № 44. С. 499–502.




Сила тайной молитвы


 Публикуется по тексту: Сила тайной молитвы // Странник. 1862. Т. 2, май. С. 274-276.




Киргиз на поклонении св. местам русским и палестинским


 Публикуется по тексту: Киргиз на поклонении св. местам русским и палестинским // Странник. 1862. Т. 3, сентябрь. С. 136–145.




85


Примечание редакции журнала «Странник».




86


 _Полуимпериал_ – российская золотая монета, её начали чеканить с 1755 г. ценностью в 5 рублей, 88 пробы, вес в 1 ^90^/^88^ золотника; с 1764 г. – 88 пробы, весом 1 ^47^/^96^ золотника; при Павле I в 1797 г. проба была возвышена до 94 ^2^/^3^ зол., вес уменьшен; в 1817 г. восстановлена 88 проба и вес 1764 года; с 17 декабря 1885 г. –1 золотник 49,2 доли (900 частей золота и 100 частей меди); с 1897 г. на полуимпериалах выбивается означение их курсовой цены: 7 рублей 50 копеек.




87


_Теревинф –_ вероятно, имеется в виду теребинт (terebint) – деревья и кустарники со смоляными ходами в ветвях. Распространены в тропиках, в Средиземноморье, Андах Южной Америки, в Маньчжурии, Японии и т.д.




Крещение кокандца в городе Омске (Корреспонденция «Странника»)


 Публикуется по тексту: Крещение кокандца в городе Омске (Корреспонденция «Странника») // Странник. 1877. Т. 2, май. С. 250–255.



88


 _Сарт_ – от тюркск. «купец»; старинное название населения городов Средней Азии.




Возвращение к православию совратившегося в иудейство


 Публикуется по тексту: Возвращение к православию совратившегося в иудейство // Странник. 1870. Т. _4._ С. 313–314.




Слово на пятидесятилетний юбилей Сибирской военной гимназии (22 августа 1876 г.)


 Публикуется по тексту: Слово на пятидесятилетний юбилей Сибирской военной гимназии (22 августа 1876 г.) // Странник. 1876. Т. 4, ноябрь. С. 1–8.




Речь при отправлении в С.–Петербург воспитанников Сибирского кадетского корпуса для специального, окончательного там образования


 Публикуется по тексту: Речь при отправлении в С.–Петербург воспитанников Сибирского кадетского корпуса для специального, окончательного там образования // Странник. 1867. Т. 4, ноябрь. С. 79–81.




Прощальное слово законоучителя Сибирской военной гимназии протоиерея Александра Сулоцкого к воспитанникам той гимназии


 Публикуется по тексту: Прощальное слово законоучителя Сибирской военной гимназии протоиерея Александра Сулоцкого к воспитанникам той гимназии // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1878. № 8. С. 91–101.




Перечень сочинений покойного о. А.И. Сулоцкого с показанием, какое сочинение, когда и где печаталось


 Публикуется по тексту: Перечень сочинений покойного о. А.И. Сулоцкого с показанием, какое сочинение, когда и где печаталось // Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 11. С. 245–255.