Сочинения в трех томах: Т. 1. О церковных древностях Сибири
А. И. Сулоцкий




Комментарии





Фамилия Александра Ивановича Сулоцкого[1] происходит от названия села Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии, где в 1812 г. он родился в семье бедного причетника[2]. В 1833 г. А. Сулоцкий окончил курс Ярославской духовной семинарии и как лучший выпускник «на казённый счёт» был направлен учиться в Петербургскую духовную академию. В 1837 г. по окончании академического курса ему было присвоено звание старшего кандидата богословия. Комиссия духовных училищ назначила его на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую духовную семинарию. В Тобольск А. Сулоцкий прибыл в начале 1838 г. и прожил там до конца 1847 г. Помимо канонического права, церковной и библейской истории А. Сулоцкий преподавал историю русской церкви, церковные древности и обряды, а также заведовал семинарской библиотекой. Для того, чтобы его ученики знали о распространении христианства в Сибири, «о сибирских иерархах и святынях земли Сибирской», он немало времени проводил за изучением архивных материалов в губернском архиве Тобольска и в древлехранилище Тобольского кафедрального Софийско-Успенского собора. Преподавателем А. Сулоцкий был «ревностным и влиятельным». Он быстро заслужил расположение архиепископа Афанасия. В доме архиерея Сулоцкий не раз общался с И. Менделеевым, в то время отставным директором Тобольской гимназии, а также с декабристом М.А. Фонвизиным и молодым поэтом П.П. Ершовым. На этих приёмах в доме архиепископа Афанасия «были разговоры о предметах учёных, иногда политических, но никогда о городских новостях». В Тобольске А. Сулоцкому довелось встречаться с выдающимися русскими миссионерами XIX века: основателем Алтайской духовной миссии архимандритом Макарием (Глухаревым) и святителем Иннокентием (Вениаминовым), митрополитом Московским и Коломенским. Большая дружба связывала Александра Ивановича с известным сибирским краеведом Н.А. Абрамовым (1812–1870).

В Тобольске Александр Иванович Сулоцкий женился на дочери священника Андрея Бекреева Марии Андреевне, с которой прожил до конца своей жизни. Тесть его впоследствии принял монашество с именем Антоний и был архимандритом Абалацкого Знаменского монастыря. У Сулоцкого было два сына, три дочери и внуки. Одна из дочерей, Анна Александровна, была замужем за Дмитрием Ивановичем Тихомировым, директором Омской гражданской гимназии.

В 1848 г. архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием (1845–1852 гг.) Александр Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, затем священника и направлен в г. Омск на должность законоучителя Сибирского кадетского корпуса и настоятеля храма Николая Чудотворца при этом учебном заведении. 30 апреля 1853 г. Святейший Синод присвоил Сулоцкому степень магистра богословия. В 1854 г. «за отлично усердную службу» он удостоился «благодарности Его Императорского Высочества, Главного Начальника военно-учебных заведений». 4 августа 1863 г. «за усердное пастырское служение» священник Александр Сулоцкий был возведён в сан протоиерея[3].

Кроме церковных наград (набедренника, скуфьи, камилавки, магистерского креста, наперсного бронзового креста за войну 1853–1856 гг., золотого наперсного креста), протоиерей Александр Иванович Сулоцкий имел орден св. Анны II степени с короною, украшенною драгоценными камнями, и св. Владимира IV степени.

В 1870 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам предложил протоиерею А. Сулоцкому должность ректора Тобольской духовной семинарии. Но о. Александр отказался, написав в ответе: «Я кончил Академию уже 33 года назад и отстал от многих предметов, да, кроме того, по административной части я никогда не служил…». Многие считали этот отказ проявлением христианского смирения и скромности, которая всегда отличала А. Сулоцкого. Те, кто знал его лично, свидетельствовали, «что это был человек в высшей степени скромный, деликатный, благожелательный». Многие годы он прожил в небольшом деревянном домике, который купил ещё в первые годы пребывания в Омске. В 1877 г. по состоянию здоровья Сулоцкий вышел в отставку. Однако учёных занятий он не прекращал до самой кончины. Ещё до выхода первых номеров «Тобольских епархиальных ведомостей» (1882 г.) он советовал редактору дать журналу направление, которое бы отвечало «местным и церковным нуждам, уделять больше внимания сибирской церковной истории, избегая направления сугубо академического, какого придерживались, например, издатели «Томских епархиальных ведомостей».

Выйдя в отставку, Сулоцкий «получал достаточную пенсию за службу в военном ведомстве» и «по духовному ведомству за свою 10-летнюю семинарскую труженическую службу».

Скончался протоиерей Александр Иванович Сулоцкий от туберкулёза 3 мая 1884 г.

«Едва ли кто может приступить теперь к изучению Сибирского края в церковно-историческом отношении, не ознакомившись предварительно с литературными трудами Александра Ивановича»[4], — эти слова были написаны почти 120 лет назад. Они вполне могли быть сказаны и сегодня. Сулоцкий «был одним из первых (…) тружеников по разработке разных письменных архивных и других памятников Сибирской старины. Ему приводилось не обобщения делать, а первому пролагать путь к занятиям Сибирской церковной историей; по его следам теперь легко будет идти всякому, кто пожелает принять на себя труд изучения и дальнейшей разработки церковно-исторической науки Сибирского края»[5].

В первый том сочинений известного сибирского историка протоиерея Александра Ивановича Сулоцкого вошли его работы о церковных достопримечательностях Сибири: о храмах и монастырях, чудотворных и почитаемых иконах, колоколах, о богатстве церковных ризниц и библиотек.

Тексты работ публикуются без сокращения, по изданиям, сохранившимся в библиотеках Москвы, Тобольска…

При подготовке книги к печати орфография текстов в основном приведена в соответствие с современными нормами по принципам, разработанным Л.С. Филипповой, доцентом Тюменского госуниверситета (См.: К.Носилов. На Новой Земле. Тюмень, 1997. С. 361–363).

Цитаты, встречающиеся в тексте и помещенные в кавычки, напечатаны без каких-либо изменений.

В авторских текстах нет единообразия в написании названий книг, журналов, газет, статей и т. п. Часть из них обрамлены кавычками, часть — без кавычек, часть — выделены курсивом. В данном издании названия книг воспроизведены без изменений, в авторской редакции.

Пунктуация изменена только в тех случаях, когда это было необходимо для сохранения смысла написанного.

Сохранены авторские сокращения слов либо расшифрованы и поставлены в квадратные скобки.

Даты в тексте приведены по юлианскому календарю (старому стилю).

Все иллюстрации, имевшиеся в источниках, воспроизведены.




«Авторская исповедь»

Публикуется по тексту: Тобольские епархиальные ведомости. 1884. № 10. Отдел неофициальный. С. 222–233.

«Авторская исповедь» была написана А.И. Сулоцким в Омске 13 мая 1880 г. по просьбе редактора «Тобольских епархиальных ведомостей». Ещё до выхода первых номеров журнала редакция попросила Александра Ивановича составить перечень его печатных работ, «дабы лица, желающие трудиться при редакции по разработке церковно-исторической науки Сибирскаго края, могли знать, где и что по данному вопросу взять, и каким образом продолжать, по мере сил, начатое о. Сулоцким». Передав редакции рукопись, Александр Иванович попросил не печатать «Авторскую исповедь» при его жизни, поэтому впервые она была опубликована в «Тобольских епархиальных ведомостях» в 1884 г., в одном номере с некрологом. В следующем номере «Ведомостей» был напечатан и «Перечень сочинений покойного о. протоиерея А.И. Сулоцкого, с показанием, какое сочинение, когда и где печаталось». Эта библиография, в которую автор включил 100 своих опубликованных работ, является продолжением «Авторской исповеди» и будет напечатана в третьем томе настоящего издания.

1. «Странник» — ежемесячный «духовный учёно-литературный журнал», основанный в 1860 г. протоиереем В. В. Грочулевичем. Впоследствии редакторами журнала были священники В.И. и С.В. Протопоповы, приват-доценты А. Пономарёв и Е. Прилежаев, профессор А.И. Пономарёв. Издателем в начале XX века был профессор А.П. Лопухин. Приложения к «Страннику»: «Памятники древне-русской литературы», с предисловиями и филологическими примечаниями, и «Общедоступная Богословская Библиотека» (с 1898 г.).

2. Преосвященный — титул епископа.

3. Абрамов Николай Алексеевич (1812–1870) — известный сибирский историк. Статья А.И. Сулоцкого (псевдоним Филарет Петухов) об Абрамове помещена в книге: Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998.

В одном из писем А. Сулоцкому после прочтения его рукописи о Филофее Лещинском Н. Абрамов написал: «…без критического преследования поверил кому-то на слово о Филофее, будто крестившем инородцев силой. Помято сказать надо. Любя и уважая память Филофея, ибо слишком сердитесь (…) На чём основано, что Филофей происходил из незнатного рода? В Киевской братской школе или Академии обучались тогда дети духовных и чиновных малороссиян. (…) после отъезда митрополита Игнатия, в Сибири не было два года архиерея. Игнатий и Великопермский епископ Дионисий, кому была поручена Сибирь, не надзирал лично сей епархии. (…) Лучше умолчать о пьянстве духовенства. Это для читателя Вашего (…) не будет приятно, да и для чего чернить память нашего родного звания. Кто тогда не пил в Сибири? Конечно, духовенство тогда было (хотя и не всё) малограмотно, держало себя слабо, подчинялось воеводам и другим властителям, мало пользовалось уважением, и не знаю своего honor и авторитет, но чем оно виновато: школ не было, учились кое-где и кое-как, а потому и жили как жилось, и пили как пилось (…) Да и теперь (…) есть духовные, кои не откажутся с крестьянами в кабак пожаловать».

4. Присутственные места — общее название государственных учреждений.

5. Церковная археология — богословская дисциплина, которая занимается поисками, описанием и изучением вещественных памятников, связанных с историей христианства, совсем не обязательно добытых путём археологических раскопок. «Археология» в буквальном переводе с греческого — наука о древности. Церковная археология — наука о древностях православной церкви (древние храмы, старинные иконы, книги, кресты, утварь, облачения священнослужителей и т. п).

6. «Московитянин» — ежемесячный журнал, выходивший в Москве с 1841-го по 1856 гг. (с небольшим перерывом; с 1849 г. выходили 24 книги в год), издавался под редакцией М.П. Погодина. Основан при участии В.А. Жуковского и под покровительством министра народного просвещения графа С.С. Уварова. Создан в противовес «западническим» «Отечественным запискам», как орган борьбы за «старые предания» русской истории и литературы. Идеалами русской литературы, достойными подражания, признавал в прозе — Карамзина, в поэзии — Пушкина. «Московитянин» следил за правильностью, чистотой русского языка. «Московитянин» не был органом славянофилов, несмотря на то, что в нём печатались статьи и стихи И.В. и П.В. Киреевских, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина. Их «народность» была проникнута демократическими симпатиями, а «Московитянин» проповедовал «народность» официальную. Заслуга «Московитянина» в том, что он дал толчок изучению и собиранию материалов по русской истории. С 1850 г. в редакции журнала работали А.Н. Островский, Ап. Григорьев, А.Ф. Писемский, П.И. Мельников-Печерский. В «Московитянине» публиковались первые драмы А.Н. Островского, романы А.Ф. Писемского.

7. Афанасий — Тобольский архиепископ в 1832–1842 гг. Статья А.И. Сулоцкого об архиепископе Афанасии (Протопопове) вошла во второй том собрания сочинений А.И. Сулоцкого (Тюмень, 2000).

8. «Маяк» — ежемесячный журнал, выходивший в 1840–1848 гг. в Санкт-Петербурге под редакцией С.А. Бурчака и П.А. Корсакова. «Маяк» называл себя органом «современного просвещения в духе русской народности», ставил цель противодействовать влиянию западного просвещения или исправлять его последствия в духе «русской народности». О западных «просветительских» ценностях «Маяк» писал: «Запад идёт с ними к погибели и только когда избавится от них — тогда коней Революциям, Вольнодумству, Реформаторству и Папству, этим четырём коленам одного корня — римского язычества». В «Маяке» публиковались лекции по высшей математике, трактаты по кораблестроению, психологии и богословию, романтические повести и стихи, произведения архиереев, а также повести и поэмы Т.Г. Шевченко, статьи по малороссийской этнографии Н.И. Костомарова и др.

9. Митрополит — (с _греч.)_ человек из главного города, метрополии. Титул представителя высшего духовенства, второй после патриарха сан в церковной иерархии, в некоторых православных церквах (румынской, польской, болгарской) — высший церковный титул. Отличительная деталь облачения митрополита — белый клобук.

10. Бакалавр _(от_позднелат._ baccalarius, первоначальное значение — подвассал; от baccalaria — поместье) — во многих странах первая учёная степень. В России бакалавром одно время именовались преподаватели духовных академий.

11. Миссионер — духовное лицо, проповедующее христианскую веру среди некрещёных народов.

12. Александро-Невская лавра — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, монастырь, основанный в 1710 г. в Петербурге указом Петра Первого на месте, где, по преданию, князь Александр Невский одержат победу над шведами. В 1724 г. в лавру из Владимира были перенесены мощи св. Александра Невского. С 1742 г. — резиденция Петербургского митрополита. Ранг лавры присвоен в 1797 г. Лавра (с греч. буквально — городская улица, квартал) — наиболее крупный и значимый мужской монастырь, подчинялся непосредственно Синоду. Лавры пользовались особыми правами, число монахов в них не ограничивалось. Всего на территории бывшего СССР четыре лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде (Загорск), Киево-Печерская, Почаевская Успенская и Александро-Невская.

13. Архимандрит _(от_греч._ архи — начальник и мандрит — овчарня, «начальник духовных овец»). В православной церкви — руководитель монастыря, по иерархии выше игумена. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея. Архимандриту присвоены и некоторые принадлежности архиерейского облачения: митра, палица, посох и архимандритский наперсный крест. Титул архимандрита: Высокопреподобие.

14. «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских» — журнал, издававшийся при Московском университете в 1845–1848 гг. Редактор — секретарь общества О.М. Бодянский. Всего было выпущено 10 книг

15. «Русский вестник» — литературный и политический журнал, основанный в Москве в 1856 г. М.Н. Катковым при содействии П.М. Леонтьева. Выходил два раза в месяц, ас 1861 г. — ежемесячно. Журнал критиковал «старые порядки», искал пути устройства новых форм общественной жизни. Здесь появились положившие начало «обличительной беллетристике» «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова — Щедрина, а затем повести П.И. Мельникова — Печерского. Публицистика «Русского вестника» говорила о необходимости судебной реформы, о вреде сословных преимуществ, об основах будущей крестьянской реформы. Сенсационными стали статьи о взятках и вымогательстве полиции. Сам Катков — блестящий публицист, убеждённый англоман, конституционалист — проповедоват необходимость установления в России непоколебимой законности и свободы личности по английскому образцу. С конца 50–х гг. в «Русском вестнике» печатались И.С. Тургенев («Накануне», «Отцы и дети», «Дым») и Л.Н. Толстой («Семейное счастье», начало «Войны и мира», «Анна Каренина»), А.Н. Плещеев, А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Н. Островский, А.К. Толстой. С начала 1860–х гг. «Русский вестник» резко полемизирует с А.И. Герценом, публикует романы Н.С. Лескова и В. Крестовского, «где молодое поколение выставляется скопищем воров, убийц, поджигателей и. в лучшем случае, дурачков». В 1866 г. Ф.М. Достоевский опубликовал в «Русском вестнике» «Преступление и наказание», в 1871–72 гг. — «Бесы»

16. «Временник Императорского общества истории и древностей Российских» — издавался в 1849–1857 гг. под редакцией секретаря общества И.Д. Беляева. Всего вышло 25 книг, содержащих «исследования, материалы, смесь, а также протоколы общества»

17. «Отечественные записки» — в 1818 и 1819 гг. под этим названием Павел Свиньин издал в Санкт-Петербурге два сборника, а с мая 1820-го по 1830 гг. издавал ежемесячный журнал. В журнале помещались исследования по русской истории, статьи о русских древностях, путешествиях, известия о новых открытиях и выдающихся талантах в России. В 1830 г. издание журнала прекратилось. В 1839 г. право его издания перешло к А.А. Краевскому, он разделил журнал на отделы: 1) современная хроника России, 2) пауки, 3) словесность, 4) художества, 5) домоводство, сельское хозяйство и промышленность, 6) критика, 7) современная библиографическая хроника, 8) смесь. В отделе словесности печатались произведения М.Ю. Лермонтова. А.В. Кольцова, В.А. Соллогуба, князя В.Ф. Одоевского. В.И. Даля. Новым словом в тогдашней журналистике был отдел «современной хроники России». Со второй половины 1839 г. в отделе критики стал работать В.Г. Белинский и его московские друзья А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др. В начале 1846 г. Белинский прекратил сотрудничество с «Отечественными записками». В 1865–67 гг. журнал выходил дважды в месяц. Новая эпоха в истории «Отечественных записок» наступает с января 1868 г., когда фактическими редакторами их стали Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков и Г.З. Елисеев, арендовавшие журнал у Краевского. Журнал публиковал произведения Н А. Некрасова, М.Е. Салтыкова — Щедрина, Г.И. Успенского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. А.Н. Плещеева, В.В. Крестовского, П.Д. Боборыкина и др. В 1884 г. после выхода четвёртой книжки «Отечественные записки» были запрещены на основании Временных правил о печати 1882 г., поскольку «в редакции Отечественных записок группировались лица, состоявшие в близком связи с революционной организацией». С 1839 г. всего вышло 273 тома.

18. «Духовная беседа» — еженедельное издание, выходившее в 1858–1876 гг. при Санкт — Петербургской духовной семинарии, под редакцией И. Яхонтова. В 1860–1875 гг. к «Духовной беседе» прилагалась «Церковная летопись».

19. «Душеполезное чтение» — ежемесячный журнал духовного содержания; издавался в Москве с 1860 г. Редактор Д.Ф. Касицын.

20. «Православное обозрение» — публицистический духовный журнал, издаваюя в Москве с 1860-го по 1891 г. под редакцией священника Н.А. Сергиевского при сотрудничестве священников Г.П. Смирнова-Платонова, П.А. Преображенского и А.М. Иванцова-Платонова. Журнал обсуждач проекты церковных реформ, публиковал церковно-исторические, богословские (в том числе иностранные) статьи. В журнале печатались Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков. В С. Соловьёв. В приложении к «Православному обозрению» вышли: перевод книг Ветхого Завета архимандрита Макария (Глухарева), «Памятники древней христианской письменности в русском переводе», в том числе «Апокрифические сказания» и мн. др.).

21. «Русская старина» — ежемесячное историческое издание. Основано в Санкт — Петербурге в 1870 г. Михаилом Ивановичем Ссмевским (псевдоним — Вас. Арс. Семевский). Первостепенное значение Семевский придавал запискам, дневникам, воспоминаниям, автобиографиям, считая уроки и ошибки недавнего прошлого особенно полезными для будущего. Некоторые мемуары и дневники Семевский покупал, другие рассказы записывашсь редакцией. Число подписчиков журнала доходило до шести тысяч, однако это не приносило дохода, поскольку издатель все деньги тратил на приобретение новых материалов, пополнение своего архива, усовершенствование журнала, увеличение его объёма. С 1879 г. постоянным приложением к журналу стали гравюры деятелей русской истории. Среди наиболее замечательных публикаций — записки А.Т. Болотова о быте русского дворянства в XVIII веке, записки А.М. Тургенева об эпохе Екатерины II и Павла I, записки Я.И. де Санглена, начашника тайной полиции при Александре I, воспоминания П.М. Дарагана о придворном быте 1817–1820 гг., дневник В.К. Кюхельбекера, воспоминания А.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, И.К. Айвазовского и мн. др. После смерти М.И. Семевского (1892 г.) журнал возглавляли Е.М. Семевская, С.С. Зыков, А.С. Лоцинский, Н.К. Шильдер, Н.Ф. Дубровин.

22. Архиепископ Евгений (в миру Андрей Казанцев) — Тобольский архиерей с 1825-го по 1831 гг. Статья А. Сулоцкого о нём опубликована в «Страннике» в 1872 г.

23. Преосвященные Владимир и Георгий — биографическую справку об этих тобольских архиереях см. на С. 60 настоящего тома.

24. Феогност (в миру Андрей Лебедев) — Тобольский архиепископ (1856–1862 гг.).

25. Варлаам Второй (в миру Василий Успенский) — Тобольский архиепископ (1862–1872 гг.).

26. Духовный Регламент — законодательный акт, заменивший патриаршую форму управления церковью синодальной и поставивший церковь в прямое подчинение государственной власти. Составлен в 1720 г. Феофаном Прокоповичем, дополнен Петром Первым. Введён в действие в 1721 г. Сохранял юридическую силу до 1917 г.

27. Благочинный (закащик) — священник, назначенный архиереем «надзирать» за частью епархии (благочинием), заботиться о церковном благоустройстве и т. п.

28. Викариатство, викарий (от лат. vicarius — заместитель, наместник). В православной церкви — епископ без епархии, помощник правящего епархиального архиерея по управлению частью епархии (викариатством).

29. Ефрем (в миру Василий Рязанов) — с 1872 г. управлял епархией как епископ Берёзовский, викарий Тобольской епархии, с 1874-го по 1880 гг. — епископ Тобольский и Сибирский.

30. Его Высокопреосвященство — в Русской православной церкви титул архиепископа и митрополита. II. Описание церквей, существующих в Тобольске, и Тобольского Софийского сокорл.




II. Описание церквей, существующих в Тобольске и Тобольского Софийского собора

Публикуется по: Описание церквей, существующих в Тобольске, и Тобольского Софийского собора. М., 1852. 104 с.

31. Кафедральный собор — главный собор епархии, где находится кафедра епархиального архиерея.

32. Святитель — архиерей. В православном месяцеслове (календаре) святителями названы священноначальники, епископы, первосвятители православной церкви.

33. Священные сосуды — сосуды, используемые при совершении богослужения (дискос, потир, купель, кадило, чаша водосвятная и т. д.)

34. Напрестольный крест — крест из дерева или металла большого размера (35–38 см), обычно находится в алтаре на престоле.

35. Воздух — большой покров из ткани, которым во время литургии покрыты святые дары: просфоры на дискосе и вино в потире.

36. Царские врата — центральные, главные двери в иконостасе (алтарной преграде) православного храма.

37. Посох — атрибут архиерейской власти, символ пастырства, духовного руководства верующими. Концы верхней перекладины имеют вид двух змей, изгибающихся так, что одна обращена головой к другой. Навершие посоха увенчано крестом. Посох делают из дерева, металла, кости, украшают драгоценными камнями, инкрустациями.

38. Патриарх (с _греч. —_родоначальник) — титул главы (предстоятеля) автокефальной православной церкви в ряде стран. В России патриаршество учреждено при царе Борисе Годунове, в 1589 г. Первым патриархом был Иов (1530-е–1605). В 1721 г. вместо патриаршества Пётр учредил духовную коллегию — Святейший Синод. Восстановлено патриаршество в России в 1917 г. Официальное обращение к Патриарху Московскому и всея Руси — «Ваше Святейшество», в некоторых церквах принято обращение «Ваше Блаженство».

39. Митра — головной убор архиереев и архимандритов, надеваемый во время богослужения. В порядке исключения правом ношения митры награждаются и особо отличившиеся священники.

40. Сибирского кадетского корпуса законоучитель, старший кандидат богословия, священник.

41. Ключарь — священник, в чьём ведении находится ризница и церковная утварь; составляет график работы священнослужителей и т. п.

42. Зимовье — изба для зимнего жительства в степи, в лесу; в Сибири — постоялый двор в безлюдье; ясак — подать, платимая инородцами (В.И. Даль).

43. Дощаник — большая плоскодонная лодка.

44. Приказная изба — орган местного управления в ХVI — нач. XVIII вв.

45. Убрус — полотно, полотенце; здесь — головной убор Богоматери (мафорий).

46. Книга Притчей Соломоновых. Глава 9, стих 1. (Прит. IX, 1).

47. — монограмма, образованная от греческих слов, означающих «Матерь Божия».

48. Прит. VIII, 22.

49. Рамена — плечи.

50. Приснодева — «всегда дева», то есть дева «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» Иисуса Христа.

51. Перси — грудь.

52. Десница — правая рука.

53. Прозябший — (с _греч.)_ «проросший». Проросший жезл ветхозаветного пророка Аарона истолкован в христианстве как пророчество крестной смерти и Воскресения Христа («неплодящей же прежде церкви ныне процвете древо креста»), а также Рождества Иисуса Христа от Девы, не знавшей мужчины.

54. Порфира — царская верхняя одежда (мантия) пурпурного (багряного) цвета.

55. Богоотцами называют царя и пророка Давида, из рода которого произошёл Иисус Христос, а также праведных Иоакима и Анну, родителей Богородицы.

56. Преподобный — подобный Богу. Преподобными называют православных святых, прославившихся отшельнической, подвижнической жизнью (как правило, в монашеском сане).

57. На кресте имеется надпись следующего содержания: «Лета (1672) года месяца мая построил сей святый Животворящий крест Великий господин преосвяшеннейший Корнилий митрополит Сибирский и Тобольский в келию». Хранится в Тобольском Государственном историкоархитектурном музее — заповеднике (ТГИАМЗ), № 8627.

58. На кресте имеется надпись следующего содержания: «Лета (1672) года строен сей Животворящий святый крест (…) по благословению Великого государя преосвященнейшего Кир (господина — _В.Ч.)_ Корнилия митрополита Сибирского и Тобольского его келейною казною». Другая надпись свидетельствует, что в кресте находились частицы мощей Андрея Первозванного, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского, Иоанна Белгородского и Макария Желтоводского. В 1902 г. из ризницы Софийского собора крест поступил в церковное древлехранилище. В настоящее время — в ТГИАМЗ, № 8639.

59. Лазоревый — голубой, синий.

60. В 1675 г. воевода И.Б. Репнин сделал вклад в Тобольскую Вознесенскую церковь — напрестольный серебряный крест с надписью «…сей Животворящий крест строил боярин князь Иван Борисович Репнин в Сибирь в Тобольск к церкви Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В 1717 г. «по праздпении церкви Вознесения» поступил в архиерейскую крестовую церковь, а оттуда — в церковное древлехранилище. В настоящее время находится в ТГИАМЗ, № 8647. См. С. 133 настоящего тома.

61. Ивановский (Иоанно-Введенский) монастырь расположен в низине, «между гор». Во всех работах А. Сулоцкого Ивановский (ИоаннонВведенский) монастырь называется «Межугорским». Такое же наименование обители встречается у П.А. Словцова _(Словцов_П.А._ Письма из Сибири. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. С. 112.), Н.А. Абрамов называет Иоанно-Введенский монастырь «Междугорным» _(Абрамов_Н.А._ Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 425.).

62. Феатр — возвышенное место с несколькими ступенями (подобное архиерейскому амвону), устраиваемое в середине храма при посвящении в сан епископа. В «Чине избрания и рукоположения архиерейского» об устройстве театра сказано: «Буди же ведомо о местах архиерейскаго поставления, колицеми ступеньми комуждо бывает феатр соделован. Митрополитом — по 8 степеней, архиепископом — по 6 степеней, епископом — по 4 степени».

Сулоцкий неоднократно в своих работах (см. с. 361 настоящего тома) называет книгу И. Максимовича «Феатр», хотя другие биографы тобольского святителя (да и сам Сулоцкий на с. 346 настоящего тома) называют её «Феатрон» («Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири» А.М. Карпинского. Тюмень, 1899. С. 18; «Житие святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири Г Тутолмина. Тобольск, 1916. С. 11; Н.А. Абрамов. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и Сибирский. // Абрамов Н.А. Город Тюмень… Тюмень, 1998. С. 192). Прижизненное издание (Чернигов, 1750) книги Иоанна Максимовича называется «Феатрон, или Позор нравоучительный царям, князьям, деспотам…».

63. Трактат «Илиотропион» переведён Иоанном Максимовичем с латинского языка и в 1714 г. издан в г. Чернигове. В 1888 г. переведён на современный русский язык профессором И.А. Максимовичем и в 1908 г. издан в Киеве (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею. Творение митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича: в 5 кн. Киев, 1908).

64. В авторском тексте — карноухий, то есть с отрезанным, изуродованным ухом.

65. Тёплый собор называется Покровским.

66. Шуйца — левая рука.

67. Хиротонисанный — посвящённый, рукоположенный в сан.

68. В литературе встречается и другое написание фамилии — Главацкий и Головацкий (см., например с. 459, 461 настоящего тома).

69. У автора встречается и другое написание фамилии — Конюшкевич.

70. В литературе встречается различное написание фамилии этого архиерея: у А.И. Сулоцкого — Сербницкий, у Н.А. Абрамова — Сребрицкий, в книге «Тобольская епархия» (4.2. От. 1. Омск, 1892) — Сребницкий.

71. Нейва (устар. — Невья) — приток р. Ницы


Заметки к описанию Тобольского Знаменского монастыря

Публикуется по тексту: Тобольские губернские ведомости (ТГВ). 1859. № 27. С. 353–358.

72. Скорее всего, здесь опечатка: 1) имени Логвин в православных святцах нет; 2) далее по тексту и в авторской сноске внизу страницы строитель именуется Лонгином.

73. Григорий Варлаков — историк, работал профессором Тобольской семинарии, советником губернского правления.

74. Следом за статьёй А. Сулоцкого, в том же номере «ТГВ», было опубликовано «дополнение» Г.А. Варлакова к статье о Знаменском монастыре. См.: ТГВ. 1859. № 29. С. 358–360.


Интересные статьи: Тобольск, Тобольский Знаменский монастырь и Окресности Тобольска, между прочим, монастыри Абалакский и Ивановский, помещенные в Живописной Русской библиотеке и Справочном Энциклопедическом словаре Крайя

Публикуется по тексту: ТГВ. 1858. № 43. С. 653–657.

75. Это единственная статья А.И. Сулоцкого, где используется форма прилагательного «абалакский», а не «абалацкий». В современном языке оба варианта написания слова равнозначны.

76. См. С. 204 настоящего тома.

77. См. С. 226 настоящего тома.


Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии

Публикуется по: Описание наиболее чтимых икон в Тобольской епархии. СПб., 1864. — 221 с.

78. Деисус (деисис) — (с _греч.)_ «моление». Иконографический сюжет, в центре композиции которого изображён Христос (Господь Вседержитель), сидящий на престоле, а по обеим сторонам от него — предстоящие Богоматерь и Иоанн Креститель в молитвенных позах. В данном случае имеется в виду деисусный чин (ряд, ярус) иконостаса, в который помимо Богородицы и Иоанна Предтечи в числе предстоящих включены и апостолы. (Авторская сноска о Деисусе — на С. 285).

79. Фряжская — итальянская.

80. В статье А.И. Сулоцкого «Исторические сведения об иконописании в Сибири» (опубликована в «Иркутских губернских ведомостях». 1863 г., № 48–51 и в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских», 1864 г.), которая во многом повторяет публикуемую работу, в этом месте имеется сноска: «В 1836 году в Омске при постройке Войсковой Николаевской церкви возникло недоумение, можно ли писать для православных храмов иконы на полотне? Несколько членов казачье — войсковой канцелярии доказывали, что Омское духовное правление доносило (последнее на основании одного указа Тобольской консистории 1828 года), что писание и почитание икон на полотне в нашей церкви не дозволяется. Но командовавший в то время Сибирским казачьим линейным войском полковник Фалецкий утверждал, что во всех русских полковых походных церквах иконостасы писаны и обыкновенно пишутся не на дереве, а на полотне. В подкрепление слов Фалецкого один из членов свидетельствовал, что в Барнаульской незадолго пред тем освящённой богатой Дмитриевской церкви все иконы (кстати, академика Мягкова) тоже на полотне. (Знакомый с сибирскими древностями мог бы, кстати, тут присовокупить, что в самой Сибири есть несколько святых икон, которые писаны давно и дивно и которые уже пользуются от народа особенным почитанием, например, икона Нерукотворенного образа в Кодеком селе Ялуторовского уезда, икона Вседержителя Спаса в часовне деревни Галактионовой Туринского ведомства и икона Божией Матери, именуемая Тобольскою, что в Тобольском кафедральном соборе, и что они писаны именно на полотне). Но главное было то, что писать иконы для Омской войсковой церкви на досках, притом некоторые из них огромных размеров, и ещё с обязанностью доставить их в Омск из — за трёх или двух тысяч вёрст в совершенной целости не брался ни за какую цену ни один академик (а войсковому начальству непременно хотелось свою великолепную, по крайней мере одну холодную, церковь украсить иконами кисти академической) ни в Петербурге, ни в Москве, ни даже в Барнауле, где в то время служил по горному ведомству академик Мягков. Вошли чрез генерал — губернатора Западной Сибири с представлением к тогдашнему архипастырю тобольскому Афанасию, и этот преосвященный архипастырь от 10 января 1837 г. отвечал, что «к описанию святых икон на холсте он, с своей стороны, не находит никакого препятствия».

81. Риза иконы — оклад.

82. Погост — первоначально — постоялый двор (от «гость»), позднее — сельский приход, отдельно стоящая церковь с домами духовенства и с кладбищем.

83. Расслаблена — парализована.

84. См. примечание 60.

85. Статья А.И. Сулоцкого «Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея…», изданная отдельной брошюрой (Омск. Типогр. Штаба Зап. Сиб. воен. округа. –1877.), содержит дополнительные сведения о Семипалатинской иконе (см. С. 40–44).

86. О копиях с Абалацкой иконы в Омске и Петропавловске — см.: Сказание об иконе Божией Матери… Омск, 1877. С. 47–50.

87. В «ТГВ» (1857. № 20. С. 186–188; 1857. № 29. С.276–277) были опубликованы «Дополнение» и «Второе дополнение» А.И. Сулоцкого к статье Громова «Иркутская старина…»

88. Кивот — киот.

89. Жертвенник — место (ниша, стол) в алтаре храма, слева от престола. Там совершается проскомидия — подготовительная стадия таинства Евхаристии (причащения).

90. В современном языке «киот» — существительное мужского рода.

91. Филипп (в миру Колычев Фёдор Степанович, 1507–1569) — русский митрополит в 1566–1568 гг. Открыто выступал против жестокостей Ивана Грозного. Низложен и убит по приказу царя. Канонизирован в 1652 г. Особо почитаем на Русском Севере, в старообрядческой среде.

92. Кафизма — от греч. «сидение»; так называется чтение Псалтыри в церкви, во время которого присутствующим разрешается сидеть.

93. Налой (аналой, аналогий) — высокий стол или тумба со скошенным верхом, на который возлагаются икона, Евангелие или другие священные книги.

94. Прикащик, приказник, приказчик — отдающий приказания, служитель при воеводах и других властях для исполнения приказаний, сборщик пошлин, управитель монастыря. Городовой прикащик следил за сохранностью городских стен. Позднее слово использовалось исключительно в значении «купеческий приказчик» (словарь В.И. Даля).

95. В литературе XIX в. имеются разночтения по поводу этого исторического лица: «Иосиф Истомин (…) лицо не менее Аввакума известное в истории раскола, особенно Сибирского», в к. XVII в. находился в ссылке в Тобольском Знаменском монастыре (Тобольский Знаменский второклассный мужской монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 3–4. С. 59); «армянин Иосаф Истомин» (Тобольская епархия. 4.2. От. 1. Омск, 1892. С. 36); «монах Иосиф Истомин, сосланный в 1660 г. в Сибирь, сделался в тех местах главным насадителем раскола» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб, 1899. Т. 51. С. 289); «Казанский чернец Иосиф Астомен (…) проезжая через Сибирские города Верхотурье, Туринск и Тюмень, научил многих отвращаться от Православной Церкви и креститься двумя перстами» и там же, в сноске: «чернец Иосиф Истомин (…) проповедовал своё учение и затем распространял его в Сибири в продолжение 24 лет» (Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032–1882 гг. Сургут, 1993. С. 83.).

96. Иконников И.В. (1791–1867) — потомок иконника Спиридона, купец второй гильдии, тюменский городской голова в 1837–1840 гг.

97. Лентион — убрус, плат, полотно, полотенце.

98. В авторском тексте — Тамыковского. Скорее всего, это опечатка, поскольку на с. 228, 233 этого же судью А. И. Сулоцкий называет Тумановским

99. Ктитор — староста церкви.

100. Хлебами предложения называли 12 хлебов, которые постоянно лежали в ветхозаветном храме на трапезе, по числу 12 колен Израилевых (Исход 25, 30).


Новые Благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери

Публикуется по отдельно изданной брошюре, разрешённой к печати санкт — петербургской цензурой 29 марта 1888 г. Оттиск, имеющийся в библиотеке ТГИАМЗ (№ 20535), выходных данных не имеет. С. 1 –16. Брошюра с таким же названием была издана в г. Омске в 1879 и 1881 гг. (см.: Авторская исповедь… С. 246).

101. Плюсна — стопа, ступня.

102. Шорный товар — конская упряжь.

103. Огневица — горячка.

104. Языцы — народы.

105. Во гресех — в грехах.




Две замечательные иконы в городе Омске

Публикуется по отдельно изданной брошюре. С. 1–7. Оттиск, имеющийся в библиотеке ТГИАМЗ (№ 20533), выходных данных не имеет. Статья была опубликована также: ТГВ. 1858. № 2; Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1863 г.



106. Орёл, ангел, телец и лев — символы четырёх евангелистов: Матфея, Луки, Марка, Иоанна.

107. В тексте Евангелия — «успокою».


О скуфье и камилавке, употребляемых священнослужителями в греческой и русской церкви

Публикуется по: Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1869. № 2. С. 61–67; Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 19. С. 743–753; Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. 1871. № 81. С. 32–33.

108. «Собор 1677 года, бывший под председательством трёх патриархов» — в тексте опечатка. Собор под руководством трёх патриархов: антиохийского Макария, александрийского Паисия и московского Иоасафа — состоялся в Москве в декабре 1666–январе 1667 гг.

109. Примечания с пометкой «Редакц.» написаны редакцией «Вологодских епархиальных ведомостей».


Замечательные по Сибири колокола

Публикуется по тексту: Замечательные по Сибири колокола. М.: Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете. –1870. С. 1 –13. Статья была опубликована также: Маяк. 1845. № 11; Московит. 1849. № 9; ТГВ. 1858. № № 10, 13, 44.

110. Впоследствии в Сибири колокола отливать научились. Например, в 1905 г. колокола тюменского завода «И.П. Гилёва Сыновья» были удостоены золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Гилёвы получали награды на публичной торгово — промышленной выставке в Тюмени 1871 года и на Сибирско — Уральской научно — промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 г. На тюменском заводе отливали колокола весом 150 пудов и более.

111. Кондский — Кондинский или Кодский монастырь. Сохранено авторское написание.


Празднование двухстолетия покорения Сибири Россией

Публикуется по: ТГВ. 1858. № 29. С. 490–496. Статья была опубликована также: ТЕВ. 1882. № 22.

112. Во времена Филофея в Тюмени было два монастыря: женский и мужской. Здесь речь идёт о мужском Свято — Троицком монастыре.

113. «…устроил (…) особый придел…». Завещание Филофея было написано в 1808 г., в год закладки Троицкого собора Тюменского монастыря. Филофей Лещинский намеревался устроить на хорах придел Дмитрия Солунского, но по окончании строительства (1715 г.) придел на хорах освятили в честь Антония и Феодосия Киево — Печерских. В честь Дмитрия Солунского, Георгия Победоносца и Четыредесяти (то есть Сорока) мучеников впоследствии был назван второй каменный храм Тюменского монастыря.

114. Автор «Материалов для истории христианского просвещения Сибири» — Н.А. Абрамов (Н.А. Абрамов. Город Тюмень… Тюмень, 1998. С. 63–95).

115. Префект — (_латин_.) старейшина, начальник; в России с 1720–х гг. — инспектор духовной семинарии.


Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольск в Вербное воскресенье

Публикуется по: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1870. Кн. 3. С. 18–23. Статья была также опубликована: ТГВ. 1859. № 13; ТЕВ. 1882. № 5.

116. Вайя, ваиа, веие, вея, веиа — ветви (пальмовые). (Иоан. 12,13; Марк. 11, 8; Мф. 21, 8). Неделя ваий — неделя цветоносная — Вербное воскресенье.

117. Часы (первый, третий, шестой, девятый) — богослужения, установленные в память страданий (страстей) Спасителя (суд Пилата, крестный путь, распятие, смерть). Совершение часов обычно соединено с другими богослужениями: первый час — с утреней, третий и шестой — с литургией, девятый — с вечерней.

В данном случае, поскольку за часами следовала литургия, речь идёт о третьем и шестом, во время которых читают 16, 24, 50 и 53, 54, 90 псалмы.

118. Превратность — неожиданная быстрая перемена, измена; имеется в виду народ, который встречал Христа у ворот (при вратах) Иерусалима, устилая его путь ветвями и восклицая: «Осанна!…», а через несколько дней кричал: «Распни его!»

119. В современных переводах — Виффагию, в синодальных изданиях второй половины XIX начала XX вв. — Вифсфагию.

120. Елеонстей _(церк._сл.)_ — Елеонской.

121. Архимандрит Московского Чудова монастыря.


Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших преосвященных

Публикуется по: Странник. 1868 г., сентябрь. С.52–61. Статья была также опубликована: ТГВ. 1858. № 40.

122. Всеночную — современная норма «всенощную» (произносится «всенощную»).


Семинарский театр в старину в Тобольске

Публикуется по: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. 2. 1869 г. Типография Катков и К. С. 1–5. Под названием «Начало театра в Сибири» статья была опубликована в ТГВ, 1858, № 12.

123. Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629–1680) — русский церковный писатель, один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник детей царя Алексея Михайловича. Соавтор проекта Славяно — греко — латинской академии.

124. Феофан (Елеазар) Прокопович (1681–1736) — русский церковный и государственный деятель, один из авторов церковной реформы Петра I, с 1721 г. — вице — президент Синода, писатель, автор произведений: «Трагедокомедия», «Владимир» (1705), «Слово о власти и чести царской» (1718), лирических стихов.

125. В одном из писем А. Сулоцкому после прочтения его рукописи о Филофее Лещинском Н. Абрамов написал: «…Филофей присутствовал при драматических представлениях не для удовольствия своего, как я прежде думал. Нет: этого требовалось тогда в Академиях и духовных школах по Духовному регламенту для свободного произношения проповедей и речей. Мне это в прошлом году заметил Преосвященный Георгий (…)» (ТФ ГАТО. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 95).


Церковные библиотеки Тобольской епархии; библиотека Омского Воскресенского собора

Публикуется по: Православное обозрение. 1867. Т. XXIV. С. 171–176.

126. Петр Могила (1596/97–1647) — церковный писатель, митрополит Киевский и Галицкий (с 1632 г.), основатель Киево-Могилянской коллегии (1632 г.). Покровительствовал писателям, художникам, книгопечатанию.

127. Феатрон — в других случаях А. Сулоцкий называет эту книгу «Феатръ». См. примечание 62.

128. Иоанн Максимович канонизирован в 1916 г.

129. Киноварь — краска ярко-красного цвета из минерального сырья (ртуть с серой).


Библиотеки…

Публикуется по: ТГВ. 1858. № 22 С. 399–402, № 23. С. 417–419, № 26. С. 455–460, № 27. С. 462–473, № 28. С. 477–488.

130. Авва — (_с_сирийского)_ отец. Так обращались к руководителю монастыря. В Евангелии это слово встречается только один раз (Мр. 14, 36). Этим словом Христос обращается к Богу-Отцу: «Авва Отче!» («Моление о чаше»), Авва Дорофей (ум. 620 г.) — настоятель собственного монастыря в Палестине, в районе Газы, автор аскетических «Наставлений» и «Слов» о подвижничестве. В русском переводе: «Душеполезные поучения и писания аввы Дорофея» (М., 1862).

131. Илиотропион (гелиотроп) — подсолнечник. И. Максимович пишет о том, что так же, как цветок подсолнечника поворачивается вслед за движением солнца, так и человек следует за Богом.

132. См.: Абрамов Н.А. Город Тюмень… Тюмень, 1989. С. 174–185; 333–358.

133. Флери (Fleury) Клод (1640–1723) — историк церкви, член Французской академии, был наставником детей Людовика XIV, приором Собора Парижской Богоматери, духовником Людовика XV.

134. Мальтбрен (устар. Malte Braun) Конрад (1775–1826) — французский географ и публицист, родился в Дании.

135. Тремеллий (Tremellius) Эммануил (1510–1580) — итальянский ученый еврейского происхождения, принял католицизм, затем — реформатскую веру, от преследований инквизиции бежал из Италии, в разных странах преподавал еврейский язык.

136. Беза (Beza, de Beze) Теодор (1519–?) — вместе с Кальвином и после него возглавлял реформатскую церковь в Женеве.

137. Дежерандо (Degerando) Жозеф — Мария — барон, французский публицист и общественный деятель, первый во Франции историк философии, создал научный метод классификации философских доктрин. Занимал важные посты при Наполеоне и Луи-Филиппе.

138. Маттер (Matter) Жак (1791–1864) — французский философ, профессор протестантской семинарии в Страсбурге.

139. Шульц (Schultze) Готлиб-Эрнст (1761–1833) — профессор философии в Геттингене.

140. Тэер Альберто Даниэль (1752–?) — знаменитый агроном.

141. Витвицкий Николай Михайлович (1764–1853) — известный русский пчеловод.

142. Целлинский Богдан (Иоган-Готлиб) Андреевич (1812–?) — профессор агрономии.

143. Цигра (Zigra) Иоган-Герман (1775–1857) — родился в Любеке, в России — пионер научно поставленного садоводства.

144. Свиязев Иван Иванович (1797–1875) — русский архитектор.

145. Майер Франц Христианович (1783–1860) — известный учёный-агроном.

146. Арнольд Фёдор Карлович (1819–?) — известный русский лесовод, практик и теоретик лесного хозяйства.

147. Преображенский Пётр Михайлович (1817–?) — известный деятель сельскохозяйственной науки.

148. Анненков Николай Иванович (1819–1889) — русский ботаник.

149. Неандр (Neander) Август (1789–1850) — церковный историк.

150. Мильн-Едварс (Milne-Edwards) Альфонс (1835–?) — французский зоолог и палеонтолог.

151. Постельс Александр Филиппович (1801–1871) — русский естествоиспытатель.

152. Своекоштный — на собственном содержании.

153. Алкоран — Коран.

154. Лавсаик Палладия — Палладий Еленопольский (368–430) — епископ Еленопольский в Вифинии (Палестина), друг Иоанна Златоуста. По просьбе Каппадокийского префекта Лавса в 420 г. составил собрание жизнеописаний святых, которое в честь сановника назвал «Лавсаик».

155. Дюмон-Дюрвиль (Jules Sebastien-cesar-Dumont-d’Urville) (1790–1843) — французский мореплаватель и натуралист.

156. Самоместным — самостоятельным.

157. Дедерлейн Иоанн-Христофер (1745–1792) — немецкий протестантский богослов.

158. Дюпен (Dupin) Андре (1783–1865) — французский государственный деятель, юрист, член Французской академии.

159. Людовик-Филипп (Луи-Филипп) — французский король времён Июльской монархии (1830–48 гг).

160. Фонвизин Михаил Александрович — декабрист, участник Отечественной войны 1812 г. и походов 1813–14 гг. В сибирской ссылке прожил 30 лет, умер в своём подмосковном имении. Автор произведений: «Очерки русской истории», «Одно из воспоминаний моей молодости», «Записки Фонвизина» и др.

161. Учащие — учителя.

162. Вениса (ж. р.) — гранат, камень тёмно-красного цвета.

163. «Г. Калашников — автор дочери К.Жолобова, Камчадалки и проч.» — Калашников Иван Тимофеевич (?–1855), писатель, родом из Сибири, служил в С. — Петербурге, автор романов о провинциальной жизни: «Дочь купца Жолобова» (из иркутских преданий, СПб., 1832, 1842, переведён на нем. яз.) и «Камчадалка» (СПб., 1833, 1843).

164. Богодохновенный (богодухподенпый) — богом вдохновлённый (словарь В.И. Даля).


О приходских летописях при церквах Тобольской епархии

Публикуется по: Странник. 1867, март. С. 171–174. Статья также была опубликована в «Духовной беседе» в 1867 г.


Тобольская архиерейская школа — предшественница Тобольской семинарии

Публикуется по: ТГВ. 1872. № 34–50. С. 203–204, 210–211, 218–219, 222–223, 230–231, 240–241, 243–245, 249–250, 256–257, 286–287, 293–294, 299, 304–305.

165. Бийца — от слова «бить».

166. Эктения, ектенья — (от греч.) протяжённость. «Протяжённая» молитва, содержащая прошения («о спасении душ наших», «о соединении всех людей в Церковь Христову», о храме, о городе, о стране, о Государе Императоре, о страждущих и пленённых и т. д.), каждое из которых заканчивается пением «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Великая (мирная) ектенья состоит из 14 прошений, Сугубая — из 11, Малая — 3, заупокойная — из 13. В отличие от других молитв, где речь идёт о «делах небесных» («церкви торжествующей»), в ектеньях просят о людях земных («церкви воинствующей»).

167. Виниус Андрей Андреевич (1641–1717) — дворянин, государственный деятель России, соратник Петра I, в 1694–1695 гг. управлял Сибирским приказом.

168. Заказ — благочиние, то есть часть епархии, возглавляемая благочинным (заказчиком).

169. В прошлом — в прошедшем давно, не обязательно год назад.

170. Предместник — предшественник.

171. Кондинская заимка — ныне с. Октябрьское Ханты-Мансийского АО.

172. Верховный тайный совет — создан при Екатерине I как совещательный орган (1726 г.), фактически же решал важнейшие государственные вопросы. Распушен императрицей Анной Иоанновной в 1730 г.

173. Крюки — знамена, древнерусские знаки для записи музыки. В начале XVIII века в России была принята современная линейная нотация.

174. Кошт — плата.

175. Руга — жалованье, годичное содержание.

176. Вакациальное время — каникулы.

177. Арсений Мацеевич в 1763 г. был лишён архиерейского сана и простым монахом сослан в Карельский монастырь, но и там он продолжал резко критиковать правительство, за что в 1767 г. был лишён и монашеского звания и заключён пожизненно в каземат Ревельской (Таллин) крепости, где скончался 28 февраля 1772 г.