Ямал: страницы былого
Н. Б. Патрикеев





ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.





ЯМАЛ СЕГОДНЯ – ЭТО СТРАНА КОНТРАСТОВ


_Новомир_Патрикеев_сумел_проделать_большой_объем_исследовательской_работы,_создавая_свою_версию_истории_одного_из_уникальнейших_уголков_России_Ямала._В_емкой,_концентрированной_форме_ему_удалось_проследить_многовековой_путь_развития_некогда_отсталой_окраины_государства_Российского_и_превращение_ее_в_мощную_энергетическую_сырьевую_базу_страны._

_Однако_интенсивное_освоение_подземных_богатств_Севера,_к_сожалению,_несло_в_основе_своей_не_только_увеличение_добычи_нефти_и_газа._Нередко_ради_достижения_этой_цели_пренебрегали_интересами_коренных_жителей_региона._

_Современный_Ямал –_это_не_только_предприятия-гиганты_нефтегазодобычи,_это_не_только_стотысячные_благоустроенные_города_освоителей_в_приполярной_и_заполярной_тундре._Ямал_сегодня_это_земля_контрастов,_когда_богатство_и_нищета_соседствуют_рядом._Чтобы_читатель_имел_более_полное_представление_о_теперешнем_состоянии_дел_на_Ямале,_составители_книги_пришли_к_выводу_о_том,_что_лучше_всего_это_может_сделать_человек,_отвечающий_за_очень_важный_участок_работы_заместитель_председателя_правительства_округа,_председатель_комитета_по_делам_народов_Севера_Сергей_Николаевич_Харючи._Мы_публикуем_текст_его_выступления_в_подкомиссии_ООН_по_правам_Человека_(от_25_июня_1995_г.,_г._Женева)_и_фрагменты_беседы_С.Н._Харючи_с_корреспондентом_окружной_газеты_«Красный_Север»._




СЕРГЕЙ ХАРЮЧИ:





«НЕ СЛИШКОМ ЛИ КОЩУНСТВЕННО СОЗДАВАТЬ МОГУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВА В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ОБЛАСТИ НА ГОРЕ И НЕСЧАСТЬЕ СОБСТВЕННЫХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ?..»


Сергея Николаевича Харючи на совещании Рабочей группы подкомиссии ООН по правам человека (25 июля 1995 года, г. Женева).




Выступление заместителя председателя правительства округа

Уважаемые господа!

– Ямало-Ненецкий автономный округ, откуда я прибыл на этот форум, расположен на Севере Западной Сибири, на побережье Карского моря.

Здесь проживают коренные малочисленные народы Севера: ненцы (20917 человек), ханты (11892 чел.), селькупы (1530 чел.), коми-зыряне. Я представляю ненцев.

Формально вся территория региона признана территорией компактного проживания и хозяйственной деятельности этих народов, фактически земля не принадлежит им.

Еще две особенности имеет данный регион России. Здесь выпасается второе в мире по количеству поголовье домашних оленей стержень экономической основы жизни всех аборигенов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Но здесь же сконцентрированы основные месторождения природного газа России. Отсюда добывается и транспортируется более 80% голубого топлива, то есть наш округ является главным энергетическим потенциалом страны.

Только на территории полуострова Ямала, где проживают ненцы и выпасается основное поголовье оленей, где гнездятся редкие популяции птиц, разведано 24 месторождения природного газа, в том числе такой гигант, как Бованенковское газоконденсатное месторождение.

В ходе непродуманных действий при геологической разведке и промышленной эксплуатации месторождений, на территориях проживания аборигенов безвозвратно выведены из жизни 26 рек, имевших ранее высшее промысловое значение. 7 млн. гектаров оленьих пастбищ высшей категории выведено из оборота, сотни озер погублено навсегда. Плюс ко всему свой черный отпечаток на судьбах коренных жителей оставили испытания ядерного оружия на близлежащем от нас полигоне Новая Земля.

По сути, подвергнута угрозе экологической катастрофы среда обитания коренных народов Арктики, подорвана экономическая база жизнеобеспечения этих народов.

Такие результаты безнравственной деятельности по освоению природных ресурсов не могли не сказаться на социальном положении, состоянии здоровья народов, называемых коренными. Отсутствие или ветхость жилья, низкая продолжительность жизни, отторжение родовых промысловых угодий под промышленные объемы и как итог процесс ассимиляции и массовая деградация таков печальный результат политики промышленного наступления в течение 30 с лишним лет на земли коренных народов ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

Такое наследство досталось в нашем регионе новой России, существующей четыре года.

Но и в новых экономических условиях возникли новые проблемы. Гораздо болезненней, чем где-либо, проходит становление рыночных отношений в условиях Арктики, когда государство теряет и передает позиции управления в регионы, а местное самоуправление не полностью выработало еще механизм управления, а самоуправление коренных народов отсутствует.

И даже при наличии самоуправления сложно будет влиять на политику, если коренной народ не станет хозяином на своей Земле, если государство не будет доверять своим народам.

Наступившее десятилетие коренных народов мира дает возможность возлагать надежды на добрые перемены в жизни. Но я прекрасно сознаю, что ничто само по себе не изменяется без активного участия каждого из нас в этих процессах. Наверное, нет в этом зале людей равнодушных к судьбам других народов, других государств. Но встречаются, к сожалению, государства, равнодушные к судьбам собственных народов.

Пользуясь случаем присутствия на высоком форуме коренных народов мира официальных представителей и делегаций правительств от государств, лидеров общественных движений, я хотел бы сделать следующее предложение, которое, на мой взгляд, должно найти понимание и поддержку присутствующих.

Рабочей группе коренных народов через комиссию по правам Человека и социального Совета ООН обратиться к правительствам государств с рекомендацией осуществить радикальный переход от политики промышленного освоения, по сути всегда колониального типа, ориентированного только на интересы государств, к политике, гармонично учитывающей интересы и государства, и региона, и коренных народов.

Государство должно видеть в коренных народах равноправных партнеров в качестве консультантов, советчиков, помощников, а не воспринимать их как экстремистов, националистов.









НГУДОНДАНА – ПРОКЛАДЫВАЮЩИЙ ТРОПУ


– ВЫ ПЕРВЫЙ НЕНЕЦ В ИСТОРИИ РОССИИ, В ИСТОРИИ СВОЕГО НАРОДА, В ИСТОРИИ ЯНАО, КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЛ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ В ПЕРВОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ РОССИИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ № 169 МОТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА. ВЕДЬ ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ...

– Парламентские слушания на совместном заседании Государственной Думы и депутатов Совета Федерации по вопросу о необходимости ратификации международной Конвенции № 168 МОТ о правах коренных народов и народов, ведущих кочевой и племенной образ жизни, подготовленные комитетом по делам национальностей Государственной Думы РФ, проходили с участием широкой общественности и представителей средств массовой информации.

С основным докладом выступал заместитель министра по делам национальностей и региональной политике П. Зайфутдим. Он дал обзорную информацию об отношении регионов субъектов РФ к обсуждаемому вопросу.

Представленный проект текста этого документа получил поддержку многих депутатов Государственной Думы и других присутствующих на слушаниях. Конечно, борьба мнений происходит на всех уровнях и в органах власти, и в ведомствах, но это уже другой вопрос...

– КАКИЕ КОНКРЕТНО ДОВОДЫ ПРИВОДИЛИ ПРОТИВНИКИ РАТИФИКАЦИИ?

– В ходе обсуждения участники дискуссии говорили о том, что в России не было традиции частной собственности на землю, а в обсуждаемом документе говорится о передаче земель в частную собственность и о закреплении прав коренного населения на эти территории и недра.

Второй спорный вопрос, дискуссировавшийся с парламентской трибуны, касался отсутствия точного понятия и определения «коренные народы», то есть, каковы же их отличительные признаки от прочих народов Земли, какие конкретно народы следует относить к этой категории. К коренным народам, дескать, могут отнести себя и русские, и другие народы, живущие на Севере и по всей территории Российской Федерации.

Как еще один из доводов для отказа в ратификации Конвенции № 169 МОТ приводилось соображение о государственном устройстве России с ее автономными национально-территориальными образованиями, наличие которых не предусмотрено этой Конвенцией.

Но эти выступления с доводами для отказа ратификации Россией Конвенции № 169 МОТ многими депутатами, а тем более представителями администраций и общественно-политических движений регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, были встречены весьма неодобрительно. Большинство выступавших высказывались за то, что Конвенцию надо ратифицировать, присоединиться, наконец, к этому Международному соглашению по Правам Человека в интересах аборигенных народов РФ.

– А ЧТО СКАЗАЛИ ВЫ?

– Я в своем выступлении привел ряд конкретных доводов в пользу ратификации этого документа. Во-первых, сейчас, когда Россия бесповоротно встала на путь демократического развития, когда идет процесс пересмотра российского законодательства, а во многих случаях потребовалось законотворчество, создание новых законов и нормативных актов просто никуда не деться от удовлетворения интересов коренного населения тех регионов, куда прямо направлена правительственная доктрина экономического и технического освоения природных богатств (например, а нашем случае, в основном, нефти и газа).

Этот документ, говорил я, послужит морально-правовым обоснованием взаимоотношений освоителей с коренными жителями. Но Конвенция № 169 МОТ не будет действовать на территории России как Закон, и надо ее поэтому рассматривать как некий концептуальный документ, на который надо ориентироваться в законотворческой работе (и, во всяком случае, при разработке нормативных законодательных актов, которые будут в регионах гарантировать реальную защиту прав коренных народов, а в первую очередь малочисленных этнических групп и диаспор).

Все те доводы, которые высказывались противниками ратификации Конвенции № 169 МОТ, были, в принципе, отвергнуты участниками этих парламентских слушаний как несущественные.

– А что посчитали главным?

– В эпицентре всех споров был вопрос земли землевладения и землепользования. У нас на сегодня в России, в правовом смысле, нет хозяина земли.

Пока у нас так и не определен Хозяин Земли, на эту роль претендуют и федеральные, и региональные, и местные власти, и совхозы (реорганизованные в АО), и лесхозы, и Рыбвод, а также повсеместно создающиеся аборигенные родовые общины.

В нынешней ситуации, когда прямо скажем, творится всяческий хаос и правовой беспредел, когда нет закона о земле, о ее владении и пользовании, промышленным монстрам нефтегазового комплекса очень просто безнаказанно творить все, что им угодно и выгодно.

– ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ФАКТЫ...

– У нас есть, например, факты, что кочевникам из Ханты-Мансийского округа пришлось перекочевать в наш округ. Это самые настоящие беженцы, жертвы безжалостной промышленной экспансии, вытесненные со своих родовых земель нефтегазовым комплексом. Для них, конечно, не существует никаких административных границ: их дом, их природная среда обитания лесотундра. Хотя наши люди и власти их принимают, не изгоняют, но никаким статусом, никакими правами и привилегиями коренных жителей граждан нашего округа они не обладают. Соответственно, никакой компенсации за понесенный ими ущерб моральный и материальный эти люди не получали и не будут получать.

– РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

– Все подобные безобразия будут продолжаться, пока Законом не будут определены Хозяева Земли и ее недр, права и обязанности их пользователей.

– ХОЗЯЕВАМИ ЗЕМЕЛЬ И НЕДР НА ТЕРРИТОРИЯХ СВОЕГО КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ДОЛЖНЫ СТАТЬ КОРЕННЫЕ НАРОДЫ, В ИНТЕРЕСАХ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ КОТОРЫХ И РАТИФИЦИРУЕТСЯ КОНВЕНЦИЯ № 169 МОТ. НО ОПРЕДЕЛЕН ЛИ НА СЕГОДНЯ СТАТУС «КОРЕННЫХ НАРОДОВ»?

– В отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих племенной и кочевой образ жизни, статус малочисленных коренных народов уже закреплен, и установлен количественный ценз малочисленности до 50 тысяч, и определено число таких народов Севера – 29.

– ПРИ ОТСУТСТВИИ ЗАКОНА О ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ ОЧЕНЬ МНОГО ЖЕЛАЮЩИХ ПО-ХОЗЯЙСКИ ПОСЯГНУТЬ НА БОГАТСТВА ЗЕМЕЛЬ И НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ЗЕМЕЛЬ ИСКОННОГО КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (О ЧЕМ НЕОДНОКРАТНО ПИСАЛИ ЖУРНАЛИСТЫ «КС»)...

– Поэтому-то я внес предложение (и оно вошло в рекомендации, которые были выработаны участниками парламентских слушаний), чтобы для северных окраин, где живут кочевые племена, был все же, как можно скорее, принят Федеральный Закон, который определил бы статус территорий приоритетного традиционного природопользования.

У нас в России еще не было прецедента передачи земель во владение и приоритетное природопользование какому-либо народу, но есть статья № 36 Российской Конституции, которой предоставлено право передачи любой собственности и ее владения объединениями людей, независимо от их национальной принадлежности. Такими объединениями могут быть, например, трудовые родовые общины, о которых мы тоже давно говорим. Но, во многих случаях, в вопрос упирается опять-таки в отсутствие правового понятия «община», «родовая община». Поэтому и необходимо скорейшее принятие Закона о родовой общине.

Мы сделали конкретные рекомендации в адрес Президента, Государственной Думы, Совета Федерации и правительства Российской Федерации, в том числе и о принятии этого Закона о родовых общинах.

А вообще изменения к лучшему могут произойти у нас в регионе и вообще в России только тогда, когда все мы сами научимся творчески мыслить и жить. Государство наше будет сильно, если мы, его граждане, начнем творчески относиться к своему собственному существованию.

Мне хотелось бы призвать своих соплеменников-аборигенов население округа и старожилов активнее Участвовать в законотворчестве, открыто высказываться, как они видят: административное деление и взаимоотношения субъектов Федерации областей и краев с национальными автономиями; взаимоотношение властей округа и его населения с нефтегазовым комплексом, с его структурами и подразделениями, с его работниками; прошу поделиться своими мыслями: какими должны быть органы нашего местного самоуправления, как должны сотрудничать органы власти и взаимодействовать их структуры и подразделения федеральные, региональные и местные, какие формы должны принимать общественно-политические движения и так далее... Я верю, что общими усилиями мы сможем преодолеть все сложности и трудности, Улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе и в стране, сохранить стабильность общей обстановки, справиться с криминалом.

Мы прекрасно знаем, чем была бы сегодня экономика России без природных богатств, земель, недр, морей и рек Севера и Сибири без нефти, газа, золота, угля, леса, пушнины, цветных и черных металлов, рыбы; без Северного морского пути и великих рек, несущих свои воды в моря Ледовитого и Тихого океанов!

Арктические аборигенные народы российского Севера, Сибири и Дальнего Востока это неотъемлемая часть российского народа, России. Иного пути у нас нет, как нет иного пути для развития у самой России без богатств этих территорий. Указы президента, постановления правительства РФ дают нам время и возможность найти разумные подходы к правовой и реальной защите территории своего компактного проживания; добиться, как это принято во всем цивилизованном мире, чтобы аборигенные народы России по закону получали компенсации за эксплуатацию своих земель и недр, за причиняемый им экологический урон, психологические стрессы, моральный и материальный ущерб.

– ЕСЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ФОЛЬКЛОРУ НЕНЦЕВ, ТО УВИДИМ: ЭТО В ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ СЕВЕРА СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗУМНОМУ И МИРНОМУ РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ...

– Это и есть истинная доблесть и мудрость Добром побеждать Зло...

– Ваш комитет в округе занимается национальными проблемами всех жителей округа?

– Мы еще при организации потому и взяли такое название комитета «по делам народов Севера», и работаем в тесном контакте с национальными общественными объединениями, что имели в виду защиту интересов не только коренного населения, представителей малочисленных народов Севера, но и русскоязычных старожилов, с которыми у нас общие интересы, общее историческое прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, нельзя забывать о том, что у нас в округе трудятся и живут люди 80 национальностей , у нас общий с ними родной край, на территории которого могут свободно разместиться несколько европейских государств. Здесь у них похоронены родители, деды и бабки, здесь родились они сами, здесь родились их дети и внуки. В эту землю в своей роковой час они уйдут... Эти русские, украинцы, татары, немцы, молдаване, финны, старожилы других национальностей приобрели психологию, вполне схожую с нашей, составили вместе с нами прочный конгломерат ямальцев. И нет у большинства из них намерений куда-либо уехать из родных мест, где они родились и выросли...

Вот поэтому наш комитет по делам народов Севера призван решать национальные проблемы всех этих людей и, в первую очередь, тех, кто ведет кочевой образ жизни.

Но мы не должны забывать и о другой категории населения русскоязычного разных национальностей; о людях, которые приехали в округ временно на работу или учебу.

Задача в том, чтобы получив от нас соответствующую информацию, эти люди правильно выбрали себе нормы поведения, находясь на этой земле. Если они хотят, чтобы Россия процветала, чтобы все россияне везде, в том числе и у нас, жили в мире и согласии, то они должны нас правильно понять и научиться даже терминологически уважительно относиться к Земле, Природе и Человеку нашего региона как частице единой и неделимой России.

Ведь у арктических народов всегда ценилась честность, порядочность, доброта, доброжелательность, способность к мастерству, стойкость, отвага, сноровка человека. Поэтому они никогда не подразделяли людей по иным критериям.

– И ЛЮБОЙ, КТО ЗАХОДИТ В ЧУМ ИЛИ ДРУГОЕ КОЧЕВОЕ ЖИЛИЩЕ, ВСЕГДА БЫВАЕТ ПО-ДОБРОМУ ПРИНЯТ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ НАКОРМЛЕН И СОГРЕТ, УЧАСТЛИВО ВЫСЛУШАН...

– Это правда. Гостю ненцев на родовых угодьях было даже разрешено ловить рыбу и добывать дичь на пропитание. И даже пасти там своих оленей! Ведь тундра, родовое угодье это Большой Дом для аборигенов Севера, где у хозяев царствуют законы гостеприимства.

– НО ЕСЛИ ГОСТЬ НАЧИНАЕТ, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, НАГЛЕТЬ, ИГНОРИРОВАТЬ ХОЗЯЕВ, ЧТО ТОГДА?

– Терпение хозяев, конечно, может лопнуть... В конце 50-х годов геологи и другие «освоители», «первопроходцы» всегда были желанными гостями у ненцев, селькупов и ханты. Об этом очень хорошо написал Леонид Лапцуй, особенно в стихах, посвященных Василию Тихоновичу Подшибякину. Помню, как в то время дружески общался с геологами мой отец и мои сородичи. Нормальные, добрые были отношения...

– А ВОТ СТИХИ ЛЕОНИДА ВАСИЛЬЕВИЧА, ГДЕ ЕСТЬ ТАКИЕ СТРОКИ:

Но скважины пядь за пядью –
Вонзаются в грудь Ямала,
Кинжальною рукоятью
Каждая вышка стала...»

– Сегодня эту тревогу поэта понимают уже многие... И если нынешний освоитель недр Ямала не изменит психологию временщика и колонизатора, не осознает, где он находится, что представляет собой глобально природа и экология этого края; кто есть Хозяин этой Большой Земли; если не научится уважать культуру, традиции и обычаи коренных народов Севера, то вполне может получить за это самое неожиданное противодействие. Тем более в таких сложных и трудных современных условиях, в которых мы все сейчас живем и работаем.

– ЗНАЧИТ, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, КОГДА МЫ СНОВА НАУЧИМСЯ ИСКРЕННЕ УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА НЕ ПО РАЗРЕЗУ ГЛАЗ, ЦВЕТУ КОЖИ, НЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАРОДА, А ПО ЕГО НРАВСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЕ; БУДЕМ ЦЕНИТЬ ЛЮДЕЙ ПО ЗНАНИЯМ, ТАЛАНТУ, ПО ДЕЛОВЫМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВАМ КАЖДОГО.

– Будем ли мы в дальнейшем все жить одной дружной семьёй, в мире и достатке, зависит, считаю, только от нас самих, от нашего отношения друг к другу, к природе, к своему юному поколению.

– ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ПРИЕЗЖИЕ НОСИТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ОТНОСИЛИСЬ С УВАЖЕНИЕМ К ДРЕВНЕЙ УНИКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ АБОРИГЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА...

– И добавлю, проявляли к аборигенным малочисленным народам (и не только Севера) особую гуманность, не допускали унижения их человеческого достоинства, национальной чести, ущемления их Прав Человека. Тем более у них, что называется, дома в местах их компактного исторического жития.

Русский народ, русская культура, русский язык объединяют народы России. И русский народ в глазах всех россиян-инородцев и людей всего мира великим делало не его многочисленность, а величие его духа. Хочется пожелать, чтобы это величие было в полной мере возрождено... Тогда в ответ получите любовь и уважение аборигенных народов!