Борис Галязимов
ЛЕГЕНДЫ СЕДОГО ИРТЫША

Рецензент Д. И. КОПЫЛОВ, доктор исторических наук, профессор



ТАЙНА ЗАБОЛОТСКОЙ ВЕНЕЦИИ


В давние-предавние времена, когда мир был совсем не таким, каким мы его привыкли видеть сегодня, на территории нынешнего Зауралья, как повествуют легенды, жило племя людей-карликов. Жило и неожиданно исчезло. Куда? Почему?..

1

Глухие, нетронутые места. Голубые и чистые — хоть смотрись в них — зеркала озер, серебряные нити безымянных речушек. И болота, болота, из которых нет-нет да вынырнет сухой островок, словно покажет свою гигантскую спину неведомое существо…
Но диво дивное! Вдали от обжитых мест, среди такой вот вековой непролази, вдруг натыкаешься на одинокие поселения. Стоит кучка кособоких избенок, над которыми уютно вьется сиреневый дымок. А дальше — вновь немеренные топи…
Что это? Мираж, самообман?
Никакого миража, никакого самообмана. Перед вами на многие километры вокруг раскинулась страна… болотных людей. Именуют они себя сазякларцами (дословный перевод с тюркского — болотные люди). А их страну с легкой руки ученых уже окрестили Заболотской Венецией. Сами же местные жители ее называют Вармахлинскими топями, или еще Заболотьем.
Огромная страна! Территория ее начинается за древним Тобольском и простирается чуть ли не до предгорий Урала. На юге граница этой страны — тихоструйная река Тавда, на севере — полноводная и коварная в пору весенних разливов Конда. Страна под стать европейскому государству. Правда, сами сазякларцы обитают не на всей этой территории. Их поселения в основном раскиданы по берегам рек Ачиры, Носка и Лайма.
Никто не знает, когда впервые на эту зыбкую землю ступила нога человека. Да что говорить о предках болотных людей! О сегодняшнем жизненном укладе сазякларцев покуда известно до обидного мало.
Еще несколько лет назад о сазякларцах, прижившихся среди бесконечных топей, слагали самые невероятные легенды. Дескать, и угрюмы-то они, как тучи, то и дело нависающие над их неуютным краем: слово тяни — не вытянешь. И нелюдимы: друг друга обходят за версту. А легенды о коварстве сазякларцев приводили в трепет даже самых отчаянных. Уйдешь, мол, в эти болота и назад не вернешься. Или утопят, или нарвешься на самострел. Бытовала и уж вовсе потешная легенда о неких волосатых существах, неусыпно стерегущих жилища болотных людей.
Как правило, все эти слухи распространяли туристы-одиночки, устремляющиеся в страну сазякларцев на поиски острых ощущений. Надо же чем-то подивить мир. Был, мол, вот в лапах смерти и остался живехонек!
Совсем недавно в Заболотской Венеции побывала Западно-Сибирская этнографическая экспедиция Московского университета, и многие тайны (многие, но, увы, не все!) развеяло, как туман по утру.
Кто они такие, сазякларцы? Обыкновенные люди. Говорят на тюркском языке, который мы привыкли называть татарским. Да и самих сазякларцев успели наречь западносибирскими татарами. Но как отмечают ученые: «За последние семь столетий в проблему происхождения слова «татары» удалось внести не так уж много ясности. И еще хуже с ясностью, когда речь идет об имени и происхождении современных народов, принявших название татар».
Так что трудно сказать, какое отношение сазякларцы имеют к тому крошечному, но воинственному племени та-та, или татан (откуда, думается, пошло название «татары»), кочевавшему четырнадцать веков назад на территории нынешней Монголии. Скорее всего никакого. Ясно только одно: болотные люди во времена стародавние по причинам, о которых ныне можно лишь догадываться, переняли у соседей тюркский язык, а позднее, гонимые неведомой угрозой, оказались среди глухих топей. Надо думать, пустив здесь глубокие корни, они в то же время перемешались с местным угорским населением и даже переняли от него многие обычаи.
Издавна промышляли сазякларцы трудом мирным. Ставили на зверей капканы. Отстреливали дичь. Ловили рыбу. На дымных болотинах собирали бруснику и клюкву. И не такие уж они были угрюмые и нелюдимые, как о том гласят легенды. «Без их активной помощи, — писал в своем отчете начальник экспедиции Г. Еремин, — Заболотье долго бы оставалось «белым пятном» на историкоэтнографической карте Западной Сибири».
Одна ниточка потянула другую. В местах обитания сазякларцев ученые вдруг обнаружили целую сеть каналов-«резок». Причем строго геометрической формы и, как думается, ручной работы. Кто их создал? А главное, для чего? И все же основная загадка ждала ученых впереди.
На территории Заболотской Венеции удалось выявить и нанести на карту более пятидесяти — целую россыпь! — древних могильников, курганов и городищ. И опять встал вопрос: кто их оставил? Может быть, предки сазякларцев?
Первая мысль была именно такой. Но болотные люди, словно сговорившись, твердили о каком-то загадочном племени сыбыров, якобы жившем в Заболотье в глубокие времена. Посетив Заболотскую Венецию, археологи обнаружили полуистлевшие кости коров, баранов и лошадей. Под болотным кровом земли покоились ступки для размола зерна, осколки примитивной керамической посуды.
«Сибир халык таш» — «народа сыбыров камни» — так называли сазякларцы остатки древних сосудов.
Священные черепки! Да, да. Болотные люди стараются к ним не прикасаться. Да и вообще все, что связано с загадочно исчезнувшим племенем сыбыров, для них свято. И вновь возникает масса вопросов. Ну, например, такой: как могли люди выращивать зерно и пасти скот на земле, которая не держит самого человека? И еще: почему сазякларцы почитают людей, о которых они ныне почти ничего не знают?
Чтобы хотя бы частично ответить на эти и многие другие вопросы, стоит посмотреть, а что же вообще известно о племени сыбыров? Или же оно — дитя красивой легенды?

2

Для начала хотелось бы обратиться к авторитету топонимики. И попытаться проследить, откуда все же пошло название такой огромной географической страны, как Сибирь.
XI век. Первый русский летописец Нестор в «Повести временных лет» говорит устами новгородца Гюраты Роговича: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, дающим дань Новгороду. И когда пришел мой отрок к ним, то от них пошел он в землю Югорскую. Югра же — это люди, говорящие на непонятном языке…»
Забегая чуть вперед, следует сказать, что «югра» было преобразовано из «егра-гас», как якобы когда-то манси называли зырян (коми). Дословный перевод — «дикий человек». Отсюда получила и сохранила свое название речка Егра-Ляга. Русские же упорно называли ее Югрой.
По «Повести временных лет» трудно судить о местонахождении богатой на пушное золото страны Югры. Но вот летописная запись середины XIV века уже что-то проясняет: «Той же зимой с Югры новгородцы приехали. Дети боярские и люди молодые воеводы Александра Абакумовича воевали по Оби реке и до моря, а другая половина выше по Оби…» Из этой записи следует вывод, что Югрой называлась обширная часть нынешней Западной Сибири.
Само же слово «Сибирь» как географический термин наиболее часто стало появляться в литературе второй половины XIII века. Персидский писатель Рашид-Эддин, автор «Истории монголов», упоминает Ибир и Сибир. Затем мы видим слово «Себур» на великолепно расписанной Каталонской карте — «Чертежной картине». Составили ее венецианцы Доминико и Франческо Пицигано в 1365 году.
Интересна такая деталь. Исследователь В. В. Бартольд считал, что слово «Сибирь» было заимствовано из древних мусульманских источников «Сибир и Абир», «Ибир-Шибир». Но здесь невольно вспоминаются строчки из книги В. Сафонова «Дорога на простор»: «Чингис-хан, проносясь со своими ордами через Азию, услышал про страну Шибир. О горе Сюбвир пели на Оби и Иртыше…» И он был прав. Заимствование было обратным, что подтверждается многими источниками.
И вот уже другая карта. Карта Фра-Мауро (XV век). На ней мы видим топоним «Сибир».
В 1889 году в Томске вышла брошюра В. Флоринского «Заметки о происхождении слова «Сибирь». В ней автор писал: «Сибирь начиналась с восточного склона Уральского хребта, между Турой и Тавдой, занимала пространство между этими реками и, включая нижнее течение Тобола, простиралась до Иртыша». Строго ограниченные рамки. Не вся, выходит, наша теперешняя Сибирь.
Русские исторические источники позволяют заключить, что первый поход московитов в сибирскую землю был совершен в 1483 году. Они, сообщает нам летопись, «шли мимо Тюмени в Сибирскую землю, а от Сибири по Иртышу…»
Здесь не следует путать два понятия — «Сибирская земля» и «Сибирь». Последнее название носил город, находившийся неподалеку от нынешнего Тобольска. В своей летописи Савва Есипов писал: «… и по тому царствующему городу Сибири, и по речке Сибирке вся страна Сибирская от Верхотурского Камени и до Лены и до Даурские земли наречена бысть Сибирью». Город этот чуть позднее стал зваться Кашлыком, потом Ковымом и, наконец, Искером (или Искором). «Иски» — древний, «ерь» — земля.
А в Кунгурской летописи мы вновь находим упоминание о Сибири: «Видев же Кучум царства своего конечное лишение и разорение всем, бежал из града своего Кашлыка, еже Сибирь зовома…» Да и судя по карте братьев Пицигано, город Сибирь существовал еще до прихода сюда чингисидов. Так что утверждение некоторых исследователей, что «сибирь» несет или тюркские корни («сенбирь» — ты первый), или же монгольские («сэбэр», или «шебер», — прекрасный), не имеет под собой никакой почвы, как не имеет это слово, оказывается, и… перевода.
Итак, мы говорили о топониме «сибирь». И читатель наверняка догадался, что между ним и словом «сыбыры» прослеживается нечто общее. Верно. Впрочем, обратимся к уже упомянутому нами В. Флоринскому. Он прямо так и писал, что слово «сибирь» нам оставило племя сабиров, или себеров. Об этом же самом сообщал византиец Прокопий Кессарийский еще в… 456 году! Он упоминал, правда, о народе сабир-угоры, но эта приставка «угоры» (надо понимать — угры) лишний раз наводит на мысль, что сыбыры принадлежали к угрской языковой группе, то есть были родичами современных ханты и манси. И сегодня уже нет никаких сомнений в том, что немалую территорию Зауралья еще в эпоху неолита населяло племя сибиров. Какие же тому более веские доказательства?
Во-первых, упоминания об исчезнувшем племени можно встретить совершенно у разных народов. Ханты, например, первожителей Зауралья называли «себерами», манси — «супра». Правда, венгерский исследователь Антал Регули, побывавший на земле своих предков — манси, записал несколько иное название — «шабер маам», то есть «народ шабер». Но и здесь мы слышим нечто созвучное с «себерами», «супрой», «сабирами». Татары называли это загадочное племя «сибир». А вот ненцы, кажётся, еще куда более странно — «сиртя», или «сихиртя».
А сейчас обратимся к легендам. Уверен, любая из них несет хоть небольшую, но все же долю правды.

3

А легенды — все до одной — гласят, что сибиры были небольшого роста. Именно о таких сихиртя, маленьких, живущих в неведомых нам селениях, рассказывается в эпических произведениях ненцев. Но и легенды сазякларцев твердят то же самое: первожители Зауралья были карликами.
В легендах сазякларцев кроме всего прочего говорится, что сибиры обладали не очень большой силой. Представьте себе, двадцать карликов с трудом заваливали… одного барана! И столько же человек отправлялось в путь верхом на одной лошади.
Надо думать, животное это в то время для некоторых северных племен было настоящим дивом, коль те же тунгусы, жившие по берегам Енисея, рассказывая о «савырах», непременно добавляли, что они ездили на лошадях. Впрочем, по некоторым данным, и предки манси тогда разводили коней и, наоборот, такого слова, как «олень», не знали.
В те покрытые многими тайнами времена, как сообщают палеоботаники, на территории нынешней Заболотской Венеции не было топей. Далеко на север, вплоть до Сургута, простирались благодатные земли, большей частью поросшие густыми хвойными лесами. И климат здесь был не таким суровым, как ныне. Карлики-сибиры занимались земледелием, на сочных выгонах пасли скот.
И еще вели непримиримую борьбу с… журавлями! Карлики питались мясом журавлей, а по веснам, в пору кладки яиц, опустошали их гнезда. Не удивляйтесь, но так гласит не одна легенда. Часть же легенд даже перешагнула границы Зауралья.
Война, как рассказывают легенды, шла прямо-таки не на жизнь — на смерть. И до нас долетели предания, что, когда карлики этаким скопом, дикой ордой, оглашая округу гортанными криками и размахивая суковатыми дубинами, двигались к местам обитания птиц, журавли, не дожидаясь подхода недругов, еще в пути давали им бой. В ход шли и крылья, и клювы, и цепкие когти. Ощутимый урон несли обе стороны. Но в минуту особой опасности, когда птичья стая одолевала, карлики спешили укрыться под… глиняными корчагами. Одним таким убежищем якобы могло воспользоваться до… сорока человек!
Так до удивительного необычно выглядела Заболотская Венеция в древности. Но затем по каким-то причинам климат в этих местах стал резко меняться. На земли карликов-сибиров начали накатываться лютые холода. Пошли затяжные дожди. И постепенно край покрылся топкими болотами. На беззащитных сибиров обрушились ненасытные полчища комаров и мошкары. Жизнь в таких условиях становилась невыносимой.
Наверняка как-то вождь и повелел людям племени собраться в одном месте. Ведь легенды утверждают: однажды карлики собрались на большой совет. Надо было решать, что делать дальше.
На совете разгорелся жаркий, до криков, спор. Часть сибиров предлагала все бросить и отправиться в более благодатные края. Другая считала, что земли предков покидать грешно. Здесь сибиры родились, здесь могилы их отцов и дедов.
К единому согласию стороны так и не пришли. Но большинство сибиров, забрав скарб и детей, все-таки покинули обжитые места. Впереди себя карлики гнали лошадей, коров и баранов. Еще долгое время не зарастал, стлался куда-то на юг широкий след, оставленный копытами животных.
А те сибиры, что не ушли?.. Какие испытания выпали на их долю?..
С каждой новой зимой холода становились все злее. Бедных сибиров не спасали ми овечьи шкуры, ни землянки. Морозы пробивали толстые крыши и стены убежищ насквозь. Не хватало топлива, чтобы поддержать огонь в кострах. От бескормицы падал скот. А с приходом весны наваливались новые беды. Разливались коварные реки, оставляя карликам лишь крошечные островки.
Не перенесли сибиры всех тягот своего существования. Однажды собрались все вместе и бросились в воды озер и рек…
Это одна из легенд. Но есть и другая. Судя по ней, сибиры исчезли, когда в Зауралье пожаловало неизвестное и крайне жестокое племя. Не предки ли нынешних сазякларцев? Якобы тогда-то часть карликов и тронулась с родных земель. Другая же часть, понаслышавшись о жестокостях незваных гостей и не желая попасть им в руки, стала рыть глубокие рвы. Над рвами были устроены тяжелые навесы. И когда враги оказались неподалеку, сибиры спустились в земляные ниши и, подрубив опоры навесов, заживо погребли себя и своих детей. Предпочли смерть рабству.
Кто знает, не здесь ли берут свое начало многочисленные предания о самозахоронении чуди? И не отсюда ли эти каналы-«резки», приковавшие к себе внимание ученых?..

4

А что стало с теми сибирами, которые, судя по легендам, откололись от своего племени и отправились куда-то на юг? Неужто след их навсегда остался затерян?
Кажется, нет. И вот здесь мы делаем первые, еще более поразительные находки.
Есть такая книга «Радзивилас». Ее в 1588 году издал вильнюсский печатник Ян Карцан. В этой книге помещена поэма некоего «дееписа славного литвина Радвана». Она называется «Илиада Радвилы». А в ней вот какие прелюбопытные строчки:
Сибиры — соседи персов, воинственное племя. Обрабатывающие свои поля вблизи городов ахеменидов…
«Соседи персов…» Это уже интересно! Поэма как бы подтверждает: племя карликов на самом деле раскололось и добрая его половина ушла на юг. Но могло ли в те времена на такое расстояние состояться переселение целого племени? Вполне! Фактов тут хоть отбавляй. Но, может, с сибирами Радван что-то напутал — такое нередко случалось в прошлом.
Здесь хочется сделать небольшое отступление. Я уже упоминал о том, что тунгусы одно из племен называли «савырами».
Если обратить внимание на древнюю карту Поволжья, на ней можно встретить два города, стоявшие рядом, — Сабир и Савир. И сдается мне, что это поселение двух родственных племен, которые, гонимые некой бедой, так и двигались рядом, уходя все дальше на юг.
О савырах в исторических источниках говорится даже больше, чем о сибирах. Вот, например, Прокопий Кессарийский писал, что савыры служили у персов. (Вспомните, то же самое говорится в «Илиаде Радвилы» о сибирах). Впрочем, они служили и у римлян. На каком-то отрезке историк даже прослеживает путь савыров. Они, дескать, двигались с востока на запад, и их следы-де можно было обнаружить даже в X веке на Волге, где у них стоял городок Сувар.
О суварах, савирах — жителях Поволжья — можно отыскать известие и в послании хазарского царя, или кагана, Иосифа, писанном им еще в 960 году. Его письмо, в котором дается этническое определение хазар, открывает нам и другую тайну. Савиры, пишет каган, происходили из рода некоего Тагармы. У него-де было десять сыновей. По имени одного из них, Савира, назвали целое племя. Так же, как и от имени Хазара, например, пошло название племени хазар.
Гуннское племя савир, сообщает далее каган, обитало неподалеку от Кавказа. Главы этого племени находились в дружбе с римским императором и с персидским царем. А еще становится известным о савирах то, что они были очень воинственны. Даже имели на своем вооружении легкий таран для осадных работ, умели строить весьма сложные укрепления. И поклонялись якобы «чудовищному громадному герою» Тенгри-хану, богу неба и света.
Ну а далее?.. Что же еще известно о савырах, или савирах?
В своей книге «Пути народов» Р. Подольный сообщает: «…древнегреческий ученый Птолемей писал о кавказских савирах, живших примерно там же, где нынешние аварцы. Позже — видимо, по законам языка — савиры превратились в саваров, потом в аваров, аварцев».
А сибиры… Встречаются ли о них еще какие-либо упоминания?
В свое время неподалеку от Керчи археологи обнаружили склеп. На одной из его стен они увидели уже знакомую нам сцену сражения пигмеев с… журавлями! Склеп назвали «Склепом пигмеев». В среде ученых керченская находка вроде бы особых споров не вызвала. Какой может быть спор? Пигмеи, сражающиеся с журавлями, — частый сюжет в греческом искусстве. Рассказ о карликах мы находим, в частности, в «Илиаде» Гомера. Помните?
С криком таким журавли пролетают под небом высоким, Прочь убегая от грозной зимы и дождей бесконечных, С криком несутся они к океановым быстрым течениям, Смерть и погибель готовя мужам низкорослым пигмеям, В утренних сумерках злую войну они с ними заводят.
О жестоких схватках карликов с журавлями рассказывается и в «Вальпургиевой ночи» Гете.
Опять пигмеи, и вновь драчливые птицы. Но на сей раз действие разворачивается куда как далеко от Сибири. Что это? Легенда, скитающаяся по свету? Возможно, и так. Ведь, судя по некоторым источникам, пигмеи обитали и в Индии, и в Китае. А может, они оттуда как раз и шли, влекомые тем людским потоком, что однажды двинулся на запад? Шли, чтобы, сделав огромный крюк, очутиться совсем на другом краю земли…
Вот сколько загадок таит в себе история с происхождением топонима «сибирь».