Сибирский летописец
Е. В. Кузнецов




Комментарии



^1.       ^Востоков Александр Христофорович (1781–1864 гг.) – русский филолог-славяновед, заложивший основы сравнительной грамматики славянских языков. Среди его трудов имеется «Описание русских и славянских рукописей румянцевского музеума» с научным комментарием. 

^2.       ^Фальк Иоганн Петер (1725–1774 гг.) – шведский врач и естествоиспытатель. В 1763 году уехал в Россию. В 1768–1774 годах принял участие в экспедиции Санкт-Петербургской Академии наук по югу России и Сибири. Обширные материалы по географии, истории, этнографии и ботанике, собранные Фальком, были обработаны и опубликованы его соратником по экспедиции И.Г. Георги («Записки путешествия академика Фалька»). 

^3.       ^Легенда о чусовской родине Ермака и его принадлежности к роду Алениных, якобы записанная со слов самого атамана, приведена в Бузуновском списке Есиповской летописи. 

^4.       ^_Буцинский._ Заселение Сибири и быт перв. насельников. Хрк. 1889. С. 1-2. Буцинский П.Н. – историк, профессор Харьковского университета, автор ряда фундаментальных исследований по истории Сибири XVI–XVIII веков (в том числе «Заселение Сибири и быт ее первых насельников») .

^5.       ^Крижанич Юрий (ок. 1617–1683 гг.) – хорватский ученый, общественный деятель, сторонник сплочения славянских народов вокруг России. В 1659 г. приехал в Москву, откуда царь Алексей Михайлович сослал его в Тобольск. В 1681 году написал «Повествование о Сибири, в котором находятся заметки об этой провинции и о берегах Ледовитого и Восточного океанов от порта Св. Михаила Архангела до Китая...». 

^6.       ^Витзен (Витсен) Николай – амстердамский бургомистр, предпринявший в 1664 году путешествие в Россию. В течение нескольких лет он собирал сведения по географии, истории и этнографии северных и восточных окраин России. В 1692 году Витзен издал в Амстердаме солидное сочинение «Северная и Восточная Татария».

^7.       ^Избранд Идее, приехавший в Москву из Германии по приглашению Петра I, возглавлял в 1692–1695 годах русское посольство в Китай. Путевые записки Идеса и его спутника Адама Бранда содержат подробные описания путешествия и разнообразные сведения по географии, этнографии, природе и истории азиатской России. 

^8.       ^Страленберг Филипп Иоганн (1676–1747 гг.) – шведский офицер, попавший в русский плен после Полтавской битвы. С 1711 по 1722 годы находился в Тобольске, собрал богатые материалы по истории, природе и географии Сибири. Возвратившись в Швецию, он написал объемистый труд (более 450 страниц), вышедший в 1730 году в Стокгольме под названием «Северо-Восточная Европа и Азия» и получивший огромную популярность на Западе. В России эта работа не издавалась. 

^9.       ^Миллер Герхард Фридрих – российский историк немецкого происхождения, путешествовавший по Сибири в 30–40-х годах XVIII века. За огромный вклад в изучение Сибири Г.Ф. Миллера позднее называли «отцом сибирской истории». Им были собраны и опубликованы уникальные документы из архивов первых русских городов Сибири. 

^10.     ^Фишер Иоганн Эберхард – российский историк немецкого происхождения, работал по специальной инструкции, составленной Миллером. Известен своей «Сибирской историей с самого открытия и завоевания сей земли российским оружием». 

^11.     ^Щербатов Михаил Михайлович (1733–1790 гг.) – князь, историк, экономист, публицист. Главный его труд – «История Российская от древнейших времен» в 7 томах. 

^12.     ^Ремезов Семен Ульянович (1660(?)–1715 гг.) – выдающийся русский историк, картограф, архитектор, живший в Тобольске. Создал знаменитый атлас – «Чертежную книгу Сибири». Автор капитального труда «История Сибири», куда им была включена неизвестная до того «Летопись Сибирская краткая Кунгурская». 

^13.     ^Словцов Петр Андреевич (1767–1843 гг.) – историк, сибирский краевед. Итогом его научной деятельности стал двухтомный труд «Историческое обозрение Сибири» – второе обобщающее произведение о Сибири после «Описания Сибирского царства» Г.Ф. Миллера.

^14.     ^Абрамов Николай Алексеевич (1812–1870 гг.) – сибирский краевед, автор более 100 публикаций по истории, этнографии, археологии и статистике Западной Сибири. 

^15.     ^Волжский атаман Иван Кольцо – ближайший помощник Ермака. Широко распространенная народная традиция, приписывающая ему роль главы казачьего посольства в Москве, является, очевидно, ошибочной. Весть о победах дружины Ермака до Ивана Грозного донесли казацкие атаманы Иван Александров по прозвищу Черкас и Савва Сазонов по прозвищу Волдыря. Иван Кольцо был вероломно убит бывшим визирем Кучума Карачой, пригласившим его с 40 казаками для переговоров о заключении союза против Кучума.

^16.     ^Обский городок (он же Мансуровский по Г.Ф. Миллеру – старый городок, или Руш-Ваш – «Русский городок» по-хантыйски) находился на правом берегу Оби, напротив среднего устья Иртыша. Его остатки осмотрел Г.Ф. Миллер, отметивший, что они почти незаметны на поверхности. Мнения историков по поводу судьбы Обского городка расходятся. Традиционно, начиная с Г.Ф. Миллера, принято считать, что после первой зимовки Мансуров со всем своим отрядом покинул городок и вернулся на Русь северным собским путем. Однако охранная грамота, выданная царем Федором Ивановичем ляпинскому князю Лугую в августе 1586 года, согласно которой воеводам нового городка на Оби запрещалось «...дани на не и на его городках имати», свидетельствует о существовании этого городка после зимы 1585 –1586 гг. Вероятнее всего, Мансуров оставил в городке часть своего отряда, так как царский указ 1593 года предписывал перевести гарнизон Обского городка в строящийся новый город Сургут, а сам городок разобрать и сжечь, дабы он не достался враждебно настроенным аборигенам. Последнее было обязательным требованием в подобных ситуациях, строго соблюдавшимся в первые годы русской колонизации Сибири. Подобная участь постигла, например, Лозьвинский городок в 1598 году и, вероятно, укрепления Ермаковского острога после того, как остатки его отряда ушли на Русь (местонахождение укрепленного лагеря дружины точно неизвестно, но имеются основания считать, что он находился на Карачинском острове близ устья Тобола).

^17.     ^Лозьвинский город, или Лозва, основанный в 1589 году воеводой Иваном Григорьевичем Нагим в устье р. Ивдель при ее впадении в Лозьву, сыграл важную роль в колонизации Западной Сибири. Он имел огромное стратегическое значение, так как располагался в начале водного пути в Сибирь, у восточных склонов Урала (Лозьва–Тавда–Тобол–Иртыш–Обь). Через него проходили русские отряды для строительства новых городов, на Лозьвинской верфи строились суда. Площадь городка (с острогом?) достигала 10 гектаров. Вероятно, небольшой гарнизон располагался, собственно, в крепости, а сезонные караваны с грузами для первых русских городов в Сибири – в острожной части. В зимнее время здесь скапливалось большое количество людей и подвод, а по весне караваны продолжали свой путь уже на судах. В 1595 году городок должен был принять 2554 подводы и около трех тысяч людей. В 1598 году в связи с открытием новой, более короткой и удобной Бабиновской дороги по реке Туре, гарнизон во главе с воеводой Иваном Траханиотовым был переведен царским указом в строящийся город Верхотурье. «Городовое строение» (разнообразные бревенчатые укрепления, избы и амбары) было разобрано и сплавлено вниз по Лозьве и Тавде в Пелымский городок и использовалось для ремонта последнего. Остатки Лозьвинского городка были сожжены «за ненадобностью».

^18.     ^Русский город Пелым был основан в 1593 году воеводами Н. Траханиотовым и П. Горчаковым, возглавившими поход против Пелымского княжества. Вогульский князек Аблегирим со своим войском был разбит, а недалеко от его резиденции, на невысоком мысу при впадении р. Пелым, в Тавду был заложен городок. Вероятно, первоначально он был наспех обнесен острожной (тыновой) стеной, а позднее перестроен: появились рубленые стены – городни, башни, церковь и т.д. Возникший рядом с городком посад был также укреплен острожной стеной и башнями. Сохранился оригинальный план Пелыма, выполненный знаменитым тобольским историком, картографом и зодчим Семеном Ремезовым в конце XVII века. На нем город показан как бы с высоты птичьего полета, а сами строения даны в аксонометрии.

Город являлся военно-административным центром Пелымского уезда, местом сбора ясака с местного населения и перевалочным пунктом на пути в Сибирь. Население городка было представлено, в основном, служилыми людьми: подъячими, целовальниками, стрельцами, ямщиками, приказчиками. Имелись частные и государственные торговые лавки. Занятия жителей – добыча пушнины, разведение домашнего скота, охота, рыболовство, выделка кож, торговля и земледелие.

Начиная с 1598 года, в связи с переносом пути в Сибирь с Тавды на Туру, значение города упало. В 1780 году Пелымский уезд был упразднен, и город превратился в село.

^19.     ^Вывод – крепостное сооружение, выступающее наружу, за линию основной стены. Кружало – опорная дуга из досок, по которой выкладывался каменный или кирпичный свод. Облом (облам) – нависающий выступ сруба в верхней части городской стены или башни, устраивавшийся для ведения т.н. «подошвенного боя», т.е. обстрела осаждающего неприятеля из щелей и бойниц вблизи крепости, у «подошвы».

^20.     ^Городня – элемент деревянных крепостей XV–XVII веков, звено внешней городской стены. Часто городки представляли собой линию из примыкающих друг к другу срубов. Иногда такие срубы использовались как жилые помещения, перекрытые сверху бревенчатым накатом с полом («заборалом»).

^21.     ^Острог – первоначальное значение слова – частокол из заостренных вверху бревен, которым окружалась усадьба (поселение). Позднее название было перенесено и на самое поселение, укрепленное таким образом. Первые русские крепости в Сибири, как правило, окружались сначала острожной стеной, которая впоследствии заменялась более солидной «рубленой» стеной из горизонтально лежащих бревен или из срубов. Наличие «рубленой» стены – один из важнейших признаков русских городов XV–XVIII веков. Другой признак – присутствие церкви. Появление церкви в остроге было первым шагом к получению им статуса города. Поселения с острожными стенами, укрепленными несколькими башнями, именовались сначала острогами, а иногда, несмотря на отсутствие собственно городовых (из городней) стен, городами (Туринск, Березов, Сургут).

Острогами называли также посады, примыкавшие к городской (кремлевской) стене и укрепленные острожным тыном и рвом. Такие поселения в XV–XVII веках называли «город с острогом» (например, Тюмень).

^22.     ^Речь идет о кодском князе Онже Юрьеве, племяннике «князя болшова» Кодского княжества Алача. В 1593 году Онжа и его двоюродный брат Игичей Алачев возглавили отряд кодских остяков и вместе с березовскими служилыми людьми воевали против обдорских князей. За заслуги перед Русским государством в 1594 году царь Федор Иоаннович «пожаловал» братьев «волостью Васпалукук да волостью Колпукулук со всеми угодьи и ясаком». После томского похода Онжа Юрьев начал борьбу с Игичеем за верховную власть в Кодеком княжестве. Он отправился в Москву с челобитной на имя царя, в которой добивался возвращения ему из березовской казны изъятого ранее идола «Палтыш-болвана» (вероятно, искаженное имя Калтась, верховной богини обских угров). В 1606 году он вернулся на родину с грамотой, в которой царь Василий Шуйский жаловал его «в Котцкой земле княженьем» и велел березовскому воеводе вернуть князю языческую святыню. В 1607 году Онжа принял участие в антирусском восстании сосьвинс-коляпинских и обдорских остяков, но затем решил предать своих соратников: помог березовским служилым людям захватить в плен руководителей восстания – князей Василия Обдорского и Шатрова Лугуева. Прощенный за новые заслуги перед Москвой, Онжа некоторое время правил Кодским княжеством, но в конце концов уступил верховную власть племяннику Михаилу Игичееву, удалившись в «родовое поместье», городок Нангакар.

^23.     ^«Свинья» – слиток свинца.

^24.     ^Епанча, вероятнее всего, был татарским князем, так как источники XVII века упоминают туринских татар, но не остяков (ханты). В формировании этнической группы туринских татар, очевидно, приняли участие и аборигены края – южные манси, что подтверждается данными археологии и топонимики.

^25.     ^Шерть, «рота крепкая» – клятва, присяга на верность государю.

^26.     ^Воеводы КНЯЗЬЯ Семен Федорович Курбский (а не Курский), Петр Ушатый и Василий Иванович Гаврилов (он же Бражник Заболоцкий) – возглавляли зимний поход московской рати «в Югорскую землю, на Куду и на гогуличи (вогуличей)» в 1499 году. В походе принимали участие вычегжане, вымичи и сысоличи (жители рек Вычегды, Выми и Сысолы, коми-зыряне) во главе с вымскими князьями Петром и Федором Васильевичами. Плененные обско-угорские князья присягнули на верность московскому государю, после чего Василий III (а возможно, и его отец Иван III) присвоил себе титул князя Обдорского и Кондинского (точнее – Кодского).

^27.     ^Речь идет о ближайшем соратнике Ивана Грозного, князе Андрее Михайловиче Курбском, который в 1564 году, опасаясь царской опалы и казни, бежал к польскому королю Сигизмунду Августу. Сочинения А. Курбского, в том числе его знаменитые обличительные послания Ивану Грозному, дошли до нас в списках конца XVIII века и более поздних. _–_

^28.     ^Абалак (Абалацкое озеро) находится в 18 километрах выше по Иртышу от Тобольска. В 1637 году здесь, недалеко от погоста с церковью Спаса Преображения была срублена Знаменская церковь. В конце XVIII века в Абалакском погосте возник мужской монастырь. _–_

^29.     ^Письменный казацкий голова Василий Поярков с отрядом в 150 казаков был послан летом 1643 года якутским воеводой Иваном Головиным на Амур. Ценой больших лишений и людских потерь Поярков достиг Охотского моря. Через три зимы, весной 1646 года, пройдя около 7,5 тысячи километров, Поярков с остатками отряда вернулся в Якутск. Год спустя по его следам на завоевание Приамурья отправился Ерофей Хабаров. Якутский острог был основан не в 1641, а в 1632 году группой казаков из 10 человек во главе с Василием Бугром, отправившихся на Лену из Енисейска. _–_

^30.     ^Новый кремль Тобольска с рублеными стенами был отстроен в 1644 году. Его площадь увеличилась, а на линии крепостной стены было сооружено девять башен. _–_

^31.     ^Правильно «Курдюмку». Небольшая речка, впадающая в Иртыш в подгорной части Тобольска. Отделяла Троицкий мыс с кремлем от нижнего посада. _–_

^32.     ^В 1672–1674 годах крупная экспедиция (более 500 человек) под руководством думного боярина и воеводы Якова Хитрово работала на Исети и ее притоках, Миассе, Нице, Нейве и Чусовой. Поиски серебряной руды не увенчались успехом. Временный острог, сооруженный где-то в верховьях Исети, по завершении экспедиции был уничтожен. _–_

^33.     ^Спафарий (Милеску) Николай Гаврилович (1636–1708 гг.) – ученый, государственный деятель. По происхождению грек, родом из Молдавии, где занимал пост великого спафария – командующего наемными войсками. Спасаясь от преследования молдавского господаря после неудачного дворцового переворота, в 1671 году бежал в Россию, где был принят на службу в Посольский приказ в качестве переводчика (знал несколько языков). В 1675 году во главе русского посольства отправился в Китай. Его путешествие в Китай и обратно длилось три года. Создал двухтомный труд «Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии...». Первый том был посвящен описанию пути от Тобольска до китайской границы. В труде Спафария имеется множество ценных топографических сведений, данные о начальной истории русских городов Сибири. В тексте «Сибирского летописца» путаница: Спафарий прибыл в Тобольск в 1675 году не из Китая, а из Москвы по пути в Китай. _–_

^34.     ^«Осмина медная и четверик» – мерные емкости государственного стандарта для сыпучих товаров. Были присланы из Москвы в качестве образцов для унификации торговых мер в Тобольской губернии. _–_

^35.     ^Слобода Царева городища (острог) была основана в 1663 году и находилась на месте современного Кургана. _–_

^36.     ^Ялуторовский острог (слобода) и Суерский острог (слобода) были основаны на Тоболе в 50-х годах XVII века. _–_

^37.     ^Уткинская слобода (острог) находилась на реке Утка, левом притоке реки Чусовой, где проходил один из путей в Сибирь. Основана в 1651 году. Все военные, торговые и научные экспедиции, отправлявшиеся в середине XVII и XVIII веках за Урал из Соликамска, проходили через Уткинскую слободу, затем волоком через Урал добирались до реки Нейвы, притока Туры. _–_

^38.     ^Чумляцкая слобода была основана в 1684 году, находилась на территории современной Курганской области. _–_

^39.     ^«Мягкая рухлядь» – пушнина. _–_

^40.     ^Аманаты – заложники из знатных, чаще княжеских родов коренного населения Сибири. В конце XVII и XVIII веках практиковался захват аманатов как гарантов покорности их соплеменников и выплаты ясака (дани в государеву казну). Заложники содержались в острогах в течение необходимого времени, затем их отпускали. _–_

^41.     ^Неточность: в 1714 году иеромонах Феодор (он же Филофей Лещинский) предпринял экспедицию на Нижнюю Обь для крещения остяков. _–_

^42.     ^Лещадь – каменные плиты или тонкий квадратный кирпич. _–_

^43.     ^Речь идет о протоке Оби Утоплой, расположенной у подножия урочища Барсова гора близ Сургута. По хантыйскому преданию в протоке когда-то утонул остяцкий князь. _–_

^44.     ^Лядунка – сумка для патронов, пуль, надевавшаяся через плечо. _–_

^45.     ^Пищаль затинная – ручное огнестрельное орудие малого калибра (до 50 мм). Длина достигала 1,5 м. В XV–XVII веках такие орудия отливались, как правило, из меди или бронзы и были на вооружении у казаков и стрельцов. Служили для прицельной стрельбы свинцовыми или железными коваными ядрами. _–_

^46.     ^Кошка ременная плеть с несколькими хвостами.

^47.     ^Порта Оттоманская – официальное название Османской турецкой империи, употреблявшееся в XVIII веке. Название появилось в результате перевода на французский язык выражения «паша капысы» – канцелярия паши, дверь паши.

^48.     ^«Прещение» – запрет.

^49.     ^Сатыгинская волость находилась в среднем течении реки Конды, левого притока Иртыша. Селение Сатыга, названное по имени легендарного мансийского князя начала XVIII века Сатыги, располагалось на северном берегу одноименного тумана – проточного озера.

^50.     ^Исхичивать – грабить, воровать (устарев.).

^51.     ^Власяница – грубая шерстяная одежда монаха, отшельника.

^52.     ^Гмелин Иоганн Георг (1709–1755 гг.) – немецкий натуралист. В 1727 году Гмелин был приглашен в Россию, где он сначала составлял каталог минералов в Кунсткамере, затем (в 1730 г.) был принят на службу в Академию Наук в качестве адъюнкта натуральной истории. С 1733 по 1743 гг. Гмелин работал вместе с Г.Ф. Миллером в составе второй Камчатской экспедиции. В 1751 – 1752 годах он издал на немецком языке описание своего путешествия в нескольких томах, основанное на путевых записках. Описание содержит подробную характеристику природы Сибири, особенностей быта коренных народов края и русских переселенцев. _–_

^53.     ^Паллас Петр Симон (1741 –1811) – немецкий естествоиспытатель, географ, с 1767 года работавший в России по приглашению Екатерины II. В 1768–1774 годах Паллас возглавлял академическую комплексную экспедицию по Центральной России, Уралу, Сибири и Забайкалью. В результате этой экспедиции появились два знаменитых труда Палласа: «Русско-азиатская зоография» и пятитомное «Путешествие по разным провинциям Российского государства».

^54.     ^Георги Иоганн Готлиб (1729–1802 гг.) – немецкий натуралист, участвовавший в 1770–1772 годах в академической экспедиции под руководством И.П. Фалька. С 1772 по 1773 годы работал в Сибири в составе экспедиции П.С. Палласа. В 1776–1788 годах вышел в свет его монографический труд «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей». В монографии содержалось более 100 рисунков этнографического характера. Он же привел в порядок и опубликовал посмертное издание путевых записок И.П. Фалька.

^55.     ^Мессершмидт Даниил Готлиб (1685–1735 гг.) – знаменитый немецкий натуралист и географ. В 1720–1727 годах по заданию Петра I возглавлял сибирскую академическую экспедицию. Его десятитомный труд «Обозрение Сибири, или Три таблицы простых царств природы», содержавший самые разнообразные материалы по истории, географии, этнографии, флоре и фауне Сибири, остался неизданным, но рукопись представляет научную ценность и сегодня.

^56.     ^«Бугровщики» – грабители курганов («бугров»).

^57.     ^Чудь – изначально этноним, название одного из «вымерших» западно-финских племен. Упоминается в Начальной летописи как одно из племен, обитавших по соседству со словенами в IX веке. Позднее, в XXI вв. оно было ассимилировано славянским населением наряду с другими финноязычными племенами – мещерой, муромой, а само название «чудь» приобрело легендарный характер. В фольклоре северорусского населения, коми-зырян, коми-пермяков и саамов чудь, или чудь «белоглазая» (со светлыми глазами) выступает в качестве аборигенов края.

Семантика самого термина осмысливается коми как «пугивый, боязливый» (ср. с русским «чудить» (чудак), т.е., совершать странные, непонятные поступки), что объясняется наиболее распространенными сюжетами преданий о чуди-язычниках, которые не желая принимать христианство, подрубали столбы своих землянок и все погибали, либо после недолгого сопротивления пришельцам убегали на север или за Урал. Гораздо реже встречаются предания о воинственной чуди, сражавшейся с пришельцами или между собой. Чаще всего языческая чудь ассоциируется у русских и коми-зырян с дохристианским населением края. С чудью связываются археологические объекты Х–ХV вв. (городища и могильники) в Коми крае. Встречаются предания о чуди-разбойниках, оставивших заговоренные клады. Такие клады встречаются якобы около «чудских ям» (следы старых землянок, могильные ямы).

С переселением коми-зырян, коми-пермяков и северорусского населения в Сибирь в конце ХVI-ХIХ вв. и здесь распространились поверья и предания о чуди и сам термин «чудь». Зауральские коми называют чудью древних ханты и манси. Около чудских ям, по их мнению, «водит».

Таким образом, представления о чуди в течение последнего тысячелетия претерпели значительную трансформацию: от имени конкретного западно-финского народа – к названию аборигенов-язычников (предков коми, ханты, манси, ненцев и древнего населения без определенной этнической привязки). Кроме того, широко распространились представления иррационального характера, когда чудь выступает как невидимый народ, живущий в «параллельном» мире и обладающий чудодейственными способностями, или как духи-хозяева мест (домовые, банники, овинники и т.п.).

^58.     ^Стефан Пермский (1339–1396 гг.) – уроженец г. Устюга, сын русского и зырянки. С 1365 по 1379 годы был монахом, затем отправился в пермскую землю на реку Вычегду обращать в православие язычников-зырян. Прославился как неистовый борец с идолопоклонничеством и креститель коми-зырян. Создал зырянскую азбуку. В 1383(1384?) году митрополит Пимен с одобрения князя Великого московского Дмитрия Донского возвел его в сан епископа Перми. После смерти Стефан был объявлен Русской православной церковью святым.

^59.     ^Речь идет соответственно о кетах и селькупах.

^60.     ^Вероятно, речь идет о городищах Андрюшином и «Жилье» – на южном берегу Андреевского озера, которые впервые были обследованы в 1883 году И.Я. Словцовым.

^61.     ^Городище Кокуй-городок на Серебрянке, где по преданию зимовала дружина Ермака, вероятнее всего, является исторической химерой. Найденный в 1962 году недалеко от устья р. Кокуй краеведом Л.Ф. Толмачевым «Городок» с легкой руки нижнетагильского археолога А.И. Росадович вошел в научную литературу как место зимовки Ермака. В то же время материалы, полученные при его раскопках, датируются более поздним временем (XVIII–XIX веками). Вероятно, «рвы» и ямы, обнаруженные на этом месте, являются остатками старательных канав и сооружений, связанных с кустарным железоплавильным производством. Неоднократные попытки разыскать в этом районе место зимовки Ермака, предпринимавшиеся нижнетагильскими археологами, окончились безрезультатно.

^62.     ^Ермакове городище на реке Тагиле при устье ручья Медведки, начиная с 1915 года, несколько раз подвергалось археологическим раскопкам. Сибирские летописи не содержат сведений об этом городище, но в народной песне «Ермак взял Сибирь», записанной в XVIII веке Киршей Даниловым, говорится о двухнедельной стоянке дружины на реке Тагиле, напротив Медведь-камня, т.е. именно там, где было обнаружено данное городище. Раскопки показали, что само городище возникло в раннем железном веке и из-за малой площади (20x30 м) не могло служить защитой для дружины. Стоянка ермаковцев располагалась рядом с городищем, что подтверждается обнаруженными следами кострищ, сапожными подковками XVI – начала XVII веков, судовыми крепежными скобками и четырьмя серебряными «денгами-московками» Ивана Грозного. Вероятно, на этом месте отдыхали и ремонтировали после трудного уральского перехода свои лодки не только казаки Ермака, но и следовавшие по его пути в конце XVI в. русские отряды.

^63.     ^Имена татарских «князцов» не подтверждаются письменными источниками. Не исключено, что Кашкара, Варвара и Матмасы – не более, чем топонимы.

^64.     ^Средневековые подвески, идолы отливались не из чугуна, а из меди, бронзы.

^65.     ^Речь идет о большом круглом холме естественного происхождения, расположенном недалеко от устья реки Вагай, на ее левом берегу, рядом с деревней Старый Погост. Раскопки городища на вершине холма, предпринятые в 1980-х годах В.А. Могильниковым, показали, что оно было сооружено в начале новой эры населением т.н. саргатской археологической культуры.

^66.     ^«Шелеп» – плеть, нагайка.

^67.     ^Полное имя хана, именуемого в русских летописях и документах Ибаком (Иваком), – Сайид Ибрахим хан. Он принадлежал к династии сибирских шейбанидов и правил в 1469–1495 годах Шейбанидским Сибирским ханством. В 1481 году, после разгрома хана Большой Орды Ахмада, Сайид Ибрахим объявил себя верховным ханом Джучидского государства, наследником Золотоордынского престола.

^68.     ^Протопоп Аввакум Петрович (1620–1682 гг.) – один из духовных лидеров раскольничьего движения. В 1653 году за резкие выступления против реформ патриарха Никона был сослан вместе с супругой в Сибирь. В 1666 году был предан церковному суду и лишен сана священника. В 1682 году вместе с другими раскольниками был сожжен в Пустозерском остроге. Аввакум – автор многих богословских сочинений, из которых наиболее значительным является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».



^69.     ^Мухомор, обладающий сильным галлюциногенным воздействием, употреблялся ханты, манси, селькупами и ненцами при свершении культовых обрядов, за что его называли «шаманский гриб».

^70.     ^Узорочье – дорогие ткани, одежды, украшенные узорами.

^71.     ^Паволоки – дорогие «заморские» ткани.

^72.     ^Речь идет о посольстве волжских булгар.

^73.     ^Имеются в виду кочевые воинственные племена башкир, калмыков, казахов.

^74.     ^Вероятно, тоболяки наблюдали северное сияние.

^75.     ^Популярное предание о кольчугах, подаренных Иваном Грозным Ермаку, письменными источниками не подтверждается. Принадлежность Ермаку предметов воинского снаряжения и реликвий, упоминаемых в статье, к сожалению, не доказана, а сами раритеты не сохранились.

^76.     ^Джунгария – область на северо-западе Китая, граничащая с Восточным Казахстаном. Население – уйгуры, дунгане, китайцы, монголы и т.д. В данном случае речь идет о калмыцком тайше Аблае. В XVIII веке калмыки кочевали на обширном степном пространстве от Джунгарского Алатау до Южного Зауралья.

^77.     ^Вероятно, следует читать «протоку».

^78.     ^Коркинская слобода (Ишимский острог) была основана в 1631 году на месте современного г. Ишима.

^79.     ^Дощаник – большая плоскодонная лодка, широко использовалась в XVII–XVIII вв. в Сибири для перевозки грузов.

^80.     ^Целовальник – выборная должность в России XVI–XVIII веков. Целовальники ведали сбором различных пошлин, в том числе кабацких. Название произошло от выражения «целовать крест», то есть присягать на верность.

^81.     ^Промемория – официальное донесение, памятная записка (от латинского выражения рго тегаопа – «для памяти»).