Заселение Сибири и быт первых ее насельников
П. Н. Буцинский




КОММЕНТАРИИ





Печатается по изданию: _Буцинский_П.Н._ Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889. 346 с.

При подготовке книги к печати в ней произведена адаптация орфографии к сегодняшней норме, в отдельных случаях исправлены орфографические ошибки. Некоторые неточности вынесены в комментарии.

Все авторские примечания сохранены в том виде, в котором были в издании 1889 г.

Примечания редактора отмечены особо.





^1.^Текст так называемой «шертной грамоты» (шерть — присяга) сохранился в виде отдельного документа в списке XVIII века. Он практически полностью приведен в тексте Погодинской летописи, в основе которой лежит «Написание» соратника Ермака Черкаса Александрова. Скорее всего, это копия несохранившегося послания Ермака Ивану Грозному. — _прим._Ред._

^2.^Правильно — Вагильская, от названия левого притока Тавды — реки Вагиль, которая именуется Вогулкой лишь на одной из карт «Чертежной книги Сибири», составленной в 1701 году С.У. Ремезовым. — _прим._Ред._

^3.^Леушская (Леушинская) волость названа по топониму Леуш (Леуши). Мансийское поселение Леуши находилось на правом берегу р. Конды, чуть ниже по течению от проточного озера Леушинский Туман. Очевидно, волость включала в себя земли, расположенные вокруг этого озера. — _прим._Ред._

^4.^Расположение «югорской земли» в исторической литературе трактуется неоднозначно. Район обитания летописной югры связывался различными историками с западными, восточными или с обоими склонами Северного Урала. В настоящее время среди историков преобладает мнение о том, что Югра находилась в бассейне Северной Сосьвы. Во всяком случае совершенно необоснованным является перенос этого названия на всю территорию Ханты-Мансийского автономного округа, широко культивирующийся в последние годы средствами массовой информации, в том числе и в краеведческой литературе. — _прим._Ред._

^5.^Очевидно, Бабинов воспользовался услугами проводников-манси, указавших ему древнюю сухопутную дорогу через Урал. — _прим._Ред._

^6.^Речь идет о русском городе Пелыме, основанном в 1593 году воеводами Н. Траханиотовым и П. Горчаковым на берегу р. Тавды при впадении в нее р. Пелым. Лозьвинский городок находился у подножия Уральских гор, на правом берегу Лозьвы, впадающей в Тавду выше Пелыма. — _прим._Ред._

^7.^Ружник — священник или церковный служитель, получавший жалованье (ругу) хлебом и другими продуктами. Руга — средство, отпускавшееся государством или приходом на содержание церковного причта. — _прим._Ред._

^8.^Половник — категория сельского населения дореформенной Руси. Половники, или половинщики, обрабатывали чужую землю исполу и отдавали ее хозяину половину урожая, прибыли. — _прим._Ред._

^9.^Ibid — там же (лат.). — _прим._Ред._

^10.^Погост — тип сельского поселения в Северо-Западной Руси и Сибири в X–XVIII веках, центр сельской общины. В середине XVII века на месте погоста уже стояло село Прокопьевская Салда. — _прим._Ред._

^11.^Невья — устаревшая форма названия р. Нейвы, левого притока р. Ницы. — _прим._Ред._

^12.^Камень — название Уральских гор, употреблявшееся в просторечии и официальных документах до XVIII века. Является калькой с мансийского (Нер — «камень») или коми (Из) топонимов. — _прим._Ред._

^13.^Ярыжные оброчные деньги — деньги, собранные с т. н. ярыжных людей — категории городского населения XVI–XVII веков, представленной обедневшими посадскими людьми, беглыми крестьянами. — _прим._Ред._

^14.^Ухоботье — охвостье, остатки от первичной очистки зерна веянием. — _прим._Ред._

^15.^К концу XVI века в среднем и нижнем течении Туры обитали татары. В сибирских летописях епанча — татарский мурза. — _прим._Ред._

^16.^Черкасами в XVI–XVII веках на Руси звали запорожских казаков. — _прим._Ред._

^17.^Пищали затинная и ручная — огнестрельное кремневое или фитильное оружие, находившееся на вооружении русских стрельцов, казаков в XV–XVII веках. Отличаются размерами и калибром. Более солидной была пищаль затинная: длина — до 1,5 м, калибр — до 50 мм. Она служила для стрельбы небольшими свинцовыми или железными ядрами. Чаще употреблялась как крепостное ружье. К стволу приваривался железный гак (крюк), предназначавшийся для зацепления за крепостную стену во избежание последствий отдачи при стрельбе. Ручная пищаль — личное походное оружие, отличавшееся меньшими размерами и калибром. Длина ствола — 40–70 см, калибр — 10–20 мм. — _прим._Ред._

^18.^Обский городок (он же Мансуровский; по Г.Ф. Миллеру — Старый городок, или Руш-Ваш — Русский городок по-хантыйски) находился на правом берегу Оби напротив среднего устья Иртыша. Его остатки осмотрел Г.Ф. Миллер, отметивший, что они почти незаметны на поверхности. Мнения историков по поводу судьбы Обского городка расходятся. Традиционно, начиная с Г.Ф. Миллера, принято считать, что после первой зимовки Мансуров со всем своим отрядом покинул городок и вернулся на Русь северным («чрезкаменным») путем. Вероятнее всего, Мансуров оставил в городке часть своего отряда, так как царский указ 1593 года предписывал перевести гарнизон Обского городка в строящийся новый город Сургут, а сам городок разобрать и сжечь, дабы он не достался враждебно настроенным остякам. — _прим._Ред._

^19.^Воевода Иван Глухов прибыл в 1584 году в Сибирь по указу Ивана Грозного вместе с воеводой князем Семеном Волховским во главе отряда из 300 человек. Большая часть этого отряда, в том числе и князь Волховский, погибла от голода во время зимовки в Сибири. На Русь вместе с И. Глуховым вернулись атаман Матвей Мещеряк и Савва Волдыря, а также 90 казаков и стрельцов. Они возвращались северным, обским путем, поэтому разошлись с отрядом И. Мансурова, посланного в Сибирь в 1585 году и шедшего по пути Ермака, т. е. через Тагильский волок по Туре. — _прим._Ред._

^20.^Отряд Сукина и Мясного шел в Сибирь по пути Ермака, т. е. по Тагилу и Туре, а не по Тавде. Сведения о зимовке дружины Ермака в Чимги-Туре легендарны. Наиболее достоверные данные, восходящие к ранним сибирским летописям и воспоминаниям ермаковских казаков, не упоминают о Чимги-Туре как месте стоянки (тем более зимовки) дружины. — _прим._Ред._

^21.^Здесь «литва» — не этноним. Литвой на Руси в XVI–XVII веках называли подданных Речи Посполитой, или Литовского государства, среди которых были русские, белорусы и украинцы (современные этнонимы). — _прим._Ред._

^22.^Вполне вероятно, что изначальное укрепление Тюмени представляло собой наспех сооруженную т. н. острожную стену, которая в 1595 году была заменена капитальной «городовой стеной» из горизонтально лежащих бревен, собранных в звенья (городни), или срубов. — _прим._Ред._

^23.^Жеребье, жеребий — в данном случае имеются в виду участки пахотной земли, наделы, полученные по жребию. — _прим._Ред._

^24.^«Гонебные татары» — категория служилых татар, занимавшихся ямской гоньбой (извозом). — _прим._Ред._

^25.^Атбаш — в переводе с татарского «Лошадиная голова». Атбашский острог находился в верховьях р. Вагай в XVII веке. Точные хронологические рамки его существования неизвестны. — _прим._Ред._

^26.^Современный вариант топонима — Естерезь. Озеро находится в междуречье Вагая и Иртыша. — _прим._Ред._

^27.^Руга — жалованье, годичное содержание, положенное священнику или церковному причту от прихода. — _прим._Ред._

^28.^Кош — летний временный стан, стойбище кочевников (тюркск.) — _прим._Ред._

^29.^В различных тюркских языках «юрт» — территория, страна, государство, селение, жилище, народ. Здесь имеется в виду Сибирский юрт (в русских источниках — ханство) — государство сибирских шейбанидов, к которым принадлежал и хан Кучум. — _прим._Ред._

^30.^После нескольких поражений в стычках с русскими отрядами Кучум откочевал в степь к ногайцам, где при неясных обстоятельствах был убит. Его сын Канай в 1601 году жаловался на происки бухарцев, которые, заманив Кучума «в колмаки, обманом убили». — _прим._Ред._

^31.^Ямышево озеро (Ямыш) находится в Кулундинской степи, в верховьях Иртыша. — _прим._Ред._

^32.^Городни — звенья городской стены из горизонтально лежащих бревен, концы которых были забраны в столбы, или из примыкающих друг к другу срубов, расположенных в линию. — _прим._Ред._

^33.^Раскат — плоская насыпь или помост для установки пушек в основании крепостной стены. — _прим._Ред._

^34.^Придел — небольшая пристройка в православном храме, как правило, располагалась с южной или северной стороны храма. Иногда — специально выделенная часть основного здания, имеющая отдельный алтарь, обращенный к востоку. Устраивался в крупных храмах для дополнительных литургий, проводимых в тех случаях, когда необходимо было служить одновременно две литургии. — _прим._Ред._

^35.^Житница — склад, амбар для хранения вымолоченного зернового хлеба. — _прим._Ред._

^36.^Здесь Буцинский неточен: кондинские вогулы (манси) начали платить ясак в государеву казну в 1589–1590 годах. Однако они чувствовали себя независимыми и находились в союзнических (вассальных?) отношениях с пелымским князем Аблегиримом, враждебно настроенным по отношению к русским. После разгрома пелымцев в 1593 году был нанесен решающий удар по Кондинскому княжеству: зимой 1593–1594 годов сборный отряд из березовских казаков и стрельцов под командованием письменного головы Ивана Змеева и кодских остяков во главе с князем Игичеем Алачевым победоносно прошел по кондинским землям. Были разграблены и сожжены селения, многие вогулы были убиты или взяты в плен. Кондинский князь Агай, его сын Азыпка и брат Косякма были пленены и отосланы в Москву. Кодские остяки продолжали делать набеги на Конду до 1600 года, когда царь Борис Федорович издал указ, запрещавший Игичею Алачеву и его людям «ходить» на Конду и грабить тамошних вогулов. Сыновья Азыпки были крещены под именами Василия и Федора, их потомственный княжеский титул дополнился «фамилией» Кондинские. — _прим._Ред._

^37.^Буцинский ошибочно называет Таборы «татарским городком». Письменные источники XVII–XIX веков, в том числе и данные переписей ясачного люда, свидетельствуют о проживании в верхнем течении Тавды исключительно вогулов. — _прим._Ред._

^38.^В плену оказался младший сын Аблегирима Таутей и внук Учат (возможно, Учат — не имя внука, т. к. зырянское слово ичот означает «младший», а, как известно, толмачами русских чаще всего служили именно зыряне, для которых владение помимо родного языка русским, вогульским, остяцким или самоедским было обычным делом). Оба пленника на родину не вернулись, но сын Учата — крещеный князь Андрей Пелымский впоследствии нес службу в русском городе Пелыме. — _прим._Ред._

^39.^Речь идет о вдове «большова князя» кодского Алача, крещенной в Москве в 1599 году под именем Анастасии. — _прим._Ред._

^40.^Роговой городок был построен не позднее конца XVI века на берегу р. Усы, правого притока Печоры, рядом с речками Малой и Большой Роговой. По Усе проходил так называемый печорский — «чрезкаменный» путь в Сибирь. Недалеко от Рогового городка начинался несудоходный участок Усы. Отсюда военные отряды торговых людей и охотничьи артели перебирались волоком до верховьев левого притока Оби — Соби. Возможно, название городка связано с некогда процветавшим на Уральском Севере промыслом мамонтового бивня. Интересно, что на левом берегу Малой Оби, немного южнее устья Соби, до сих пор существует двойник усинского Рогового городка — поселок Шурышкары: Сюросъкар в переводе с коми означает «Роговой городок». — _прим._Ред._

^41.^Этот водный путь в Сибирь начинался на Печоре, затем проходил по ее правому притоку Щугору, откуда через волок выходил к верховьям притоков Сыгвы. Его называли «щугорским». — _прим._Ред._

^42.^Правеж — взыскание долга, денег, сопровождавшееся пытками, истязанием. — _прим._Ред._

^43.^Пахолки — от польского расhо1ек — «парень». — _прим._Ред._

^44.^«Имали вожи» — находили проводников. — _прим._Ред._

^45.^Собинная пашня — от северорусского диалектного собь — «все свое, имущество». Означает личную, семейную пашню. — _прим._Ред._

^46.^Обруб — деревянная бревенчатая обшивка для закрепления обрыва берега. — _прим._Ред._

^47.^«Лады делали…» — вероятно, речь идет об устройстве пазов для досок, бревен, плах и т. п. Лады также бочарные дощечки, клепки. — _прим._Ред._

^48.^Вяслецы — от русского диалектного «вясла», означавшего пояс снопа. — _прим._Ред._

^49.^Коч — морское парусно-гребное судно, получившее распространение на Русском Севере в XVI — XVII веках. Название происходит от северорусского диалектного слова «коца», означавшего ледовую защиту. Древнерусская ладья с нашитой на бортах ледовой защитой из крепкого дерева называлась «кочневой», или кочем. Форма бортов коча была округлой. — _прим._Ред._

^50.^Дощаник — большая плоскодонная лодка. В XVI–XVIII веках широко использовалась на Русском Севере и в Сибири для перевозки грузов. — _прим._Ред._

^51.^Зернь — старинная русская игра в кости или в зерна на деньги, в чет-нечет. — _прим._Ред._

^52.^Бирючи — в допетровской Руси глашатай, вестник. — _прим._Ред._

^53.^Бухарские купцы освоили древний торговый путь в Прииртышье задолго до присоединения Западной Сибири к Российскому государству. В XV–XVII веках они поставляли северным сибирским народам различные украшения, предметы роскоши, в том числе шелковые ткани и одежды для местной знати, получая взамен ценную пушнину. — _прим._Ред._

^54.^Орлиные перья обладают прямизной и исключительной жесткостью. Эти качества высоко ценились таежными охотниками, так как оперение стрелы из орлиных перьев было лучшим стабилизатором: оно гарантировало наибольшую дальность и точность ее полета (естественно, в руках умелого и сильного стрелка). В одной из хантыйских былин говорится о князе, который требовал со своих подданных ежегодно поставлять ему орлиные перья. — _прим._Ред._

^55.^Сведения о принесении в жертву богам людей аборигенами Западной Сибири содержатся в местном фольклоре, русских документах конца XVI — XVII веков. Этот обычай уходит корнями в глубокую древность: археологические материалы из раскопок на Урале и в Западной Сибири свидетельствуют о существовании человеческого жертвоприношения, по крайней мере, с бронзового века. Такие жертвы приносились верховным божествам в исключительно важных случаях: перед началом военных действий, при эпидемиях и при угрозе массовой голодной смерти. — _прим._Ред._

^56.^Ослопы — ударное оружие, дубины, толстые концы которых были окованы железом или снабжены железными шипами. — _прим._Ред._