Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ВАСИЛИЙ ШУКШИН
В ПОИСКАХ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

«Освобождение себя от труда есть преступление».
Л. Н. Толстой

В этом году Василию Макаровичу Шукшину (1929–1974 гг.) исполнилось бы 90 лет. Шукшина нет с нами 45 лет, а душа писателя, режиссера, актера, воплощенная в его творениях, продолжает волновать, тревожить миллионы зрителей, читателей, поклонников на всех континентах земного шара. О Шукшине написано огромное количество книг, монографий, статей, рассматривающих, анализирующих все этапы его творческого пути в области кинематографии, драматургии, литературы. Шукшин метеором ворвался, пронесся над горизонтом всей нашей культуры и сгорел рано от интенсивного, непосильного, неподъемного для простых смертных труда в трех сферах. Вот как об этом писал Шукшин: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслаблено, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо ― не позволил сшибить себя; плохо ― начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения». По существу, режиссер, писатель, актер предсказал свой уход в небытие. И в то же время у него есть суждения (как, впрочем, у многих людей искусства), противоречащие ранее сказанному: «Надо, вообще, много работать, только тогда можно на что-то надеяться. Когда работаю, я спокоен, когда почему-либо перестаю работать, испытываю страх и беспокойство, думаю: ну, парень, так и жизнь просвистишь». Не каждый человек осознает, для чего приходит в этот мир, что он собирается оставить после себя. Мудрые мысли высказал Василий Макарович и в первом, и во втором случае для читателей, а я неожиданно вспомнил строки А. Пушкина, которые противоречат собрату по перу, хотя в мудрости обоих никто не сомневается:

Воды глубокие плавно текут,
Люди премудрые тихо живут.

Кому отдать предпочтение, зависит, видимо, от эпохи, от ритма жизни, в котором пребывает человек-творец прошлого и настоящего, хотя в разное время жили отдельные пассионарии, и даже целые нации и народности. Шукшин прожил многотрудную жизнь. Выйдя из сельской глубинки, он прошел путь до понимания процесса самораскрытия своих способностей в условиях иногда не совсем подлинной свободы мысли. Мы в реальной жизни часто заблуждаемся относительно того, что жизнь человека с его осмысленным устремлением, вектором ― стройный, гармонический процесс, но мир и благоденствие часто сменяются для отдельных людей трагическим временем, когда все ценное в прошлом, даже если оно временно, разрушается. В такие периоды жизни меняется образ мысли, изменяются поведенческие структуры и образ жизни человека. Шукшин пережил голод и холод, голыми обнаженными нервами испытал невзгоды жизни, особенно в годы войны, когда наравне с взрослыми подростком работал по 16–18 часов в сутки. В то тяжелое для страны время подросток учился многому: добру и ненависти, любви, состраданию, уважению к человеку труда. Уже тогда будущий писатель понял, что жизнь складывается из буден, а будни ― из ежедневных забот о хлебе, одежде, из привычных дел, на которые уходит отпущенный человеку срок, а сам человек «складывает» себя из поступков. Все это на себе испытал Шукшин, его душа не была нечувствительной к происходящим событиям в стране, она, снедаемая беспокойным талантом, стремилась понять душевные невзгоды людей, а через них понять собственные ощущения мучительного существования. Шукшин писал стихи, об этом знали близкие и друзья, но до читателей дошли лишь несколько стихотворений, отражающих его эмоциональное состояние, вот одно из них, которое он сделал эпиграфом к своему рассказу «И разыгрались же в поле кони».

И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают? Чью они долю
Мыкают по полю? Уж не мою ль?
Тихо в поле. Устали кони…
Тихо в поле ― Зови не зови.
В сонном озере, как в иконе, ―
Красный оклад зари.

В своих кинематографических и литературных произведениях художник слова не только отражал действительность, но и облегчал некоторые души, больные тем же недугом, чем страдал сам, обманутый ожиданиями счастливой жизни. В рассказах «Залетный», «Алеша Бесконвойный», «Степка», «Психопат», «Чудик», «Хмырь», «Энергичные люди» Шукшин отражает тенденцию (второй половины прошедшего столетия), что культурный слой съеживается, деформируется. И невидимая рука возникающих утилитарных отношений между людьми разрушает нравственные основы бытия. Его герои интуитивно ищут ценностные подходы, переосмысление существующих отношений между людьми, базовых понятий в социуме в разные периоды развития России, как Степан Разин и его сотоварищи в романе «Я пришел дать вам волю», или глава семьи старик Емельян Спиридонович и его сыновья из романа «Любавины». В них показаны драматические судьбы русского народа и, как писал В. Распутин, «…мало кому удавалось столь близко подступиться к человеческой душе, услышать ее сдавленный, стонущий зов, как Шукшину».

Когда погружаешься в литературные и кинематографические работы Шукшина, в диалоги персонажей его книг, поиски истины, то невольно закрадывается мысль, что эти поиски нужны, прежде всего, самому автору для понимания происходящих событий в стране, мире, самораскрытия через героев себя, как творца. Режиссер Шукшин снял 7 полнометражных фильмов, как актер сыграл в 23 фильмах, как писатель ― недавно издано собрание сочинений в десяти томах. Приходиться только поражаться, восхищаться, преклоняться всему содеянному за 16 творческих лет. Шукшин в некоторых рассказах и публицистических статьях высказал в мрачных апокалиптических намеках будущее России, в частности, в пьесе «Энергичные люди», поставленной Г. Товстоноговым в театре им. Горького в Ленинграде. В ней, в ряде рассказов речь идет о том, что наша страна не минует торгашеского, циничного уклада жизни, социального расслоения.

Эти ростки писатель заметил в начале 70-х, а в первой половине XXI столетия, в наше время, они расцвели пышным цветом, источающим несоответствие духовных величин и чудовищного социального расслоения между людьми. Сняты Шукшиным фильмы по собственным сценариям «Калина Красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Странные люди», «Ваш сын и брат», они исполнены такой жизненной правды, что возникает ощущение: это кадры, запечатленные скрытой камерой. Создается впечатление, шукшинские персонажи, чудики выходят на авансцену, символизирующие демонические силы, пребывающие какое-то время в подполье, обнаруживая себя не в состоянии выдержать (как им кажется) натиска организованных против них сил зла. Герои его романов, повестей, рассказов ― простые люди, они противоречивы в своих поступках и суждениях (как у Ф. Достоевского), они все время ищут правду, не осмысливая ход этих поисков, пренебрегая элементарной логикой, последовательностью, системностью. В то же время, будучи неустроенными в жизни, они честные, со своими идеальными представлениями о действительности, пытаются привнести свои идеалы в жизнь, навязать людям свои ценности, облагородить, как им кажется, современников своим жизненным опытом в рассказах: «Микроскоп», «Сапожки», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Охота жить», «Чудик», «Привет Сивому». В фильме «Живет такой парень» персонажи способны ошеломить читателя, зрителя (например, Пашка Колокольников, в исполнении Леонида Куравлева), вызвать сострадание или негодование, отразить противоречивый тревожный внутренний мир героев повести, фильма.

Писатель-философ, раскрывая духовную, экзистенциально внутреннюю жизнь своих героев, углубляется в психологию их поступков (как это делал Н. Лесков), растраченных иллюзий, обманутых надежд и наделяет своих персонажей национальными, родовыми свойствами, которые надолго остаются в эмоциональной памяти читателя, зрителя. Философия в творчестве Шукшина ― это, по сути, поиски правды, истинных ценностей, нравственных ориентиров, намерений, но философия добра и света не всегда достижима. Когда читаешь сказку «До третьих петухов», повести и рассказы, романы, то невольно пытаешься понять поиски истинных ценностей персонажей русской классической литературы. Например, Иванушка, посланный за справкой, что он не дурак. А все те, кто его окружает, ― думающие чудаки, выказывающие здравые этические воззрения и мысли. В данной сказке отразилось философское мышление писателя-мыслителя. Когда-то Горький в одном из своих рассказов написал: «Чудаки украшают мир», Шукшин в интервью газете «Советская культура» на вопрос о чудиках, населяющих его произведения, сказал: «Есть люди в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят отдельной любовью за их отзывчивость в радости и беде. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами». Василий Макарович Шукшин расширил для литературы область чистого, честного и гуманного, показав те причудливые формы души человеческой, в которые может вылиться добро и зло. Валентин Распутин очень верно, точно сказал о Шукшине: «Нам не хватает Василия Шукшина как честного, никогда, ни при какой погоде не ломавшего голос художника, скроенного, составленного от начала до конца из одних болей, порывов любви и таланта русского человека, как сына России, который нес в себе страдания и хорошо понимал, что для нее полезно и что губительно».