Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


МЫСЛИТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНО-
ФИЛОСОФСКОГО РЕНЕССАНСА

«Надеяться на Бога есть единственный способ
в него верить».
П. Чаадаев

Отца Сергея Николаевича Булгакова (1871–1944) называют в числе самых выдающихся русских мыслителей-богословов первой половины двадцатого столетия. Он родился в городе Ливны Орловской губернии, в семье священника, окончил Духовную Семинарию в Москве, а затем Московский университет, юридический факультет, избрав себе специальность политическую экономию. В Германии, Англии, Франции, работая над докторской диссертацией, готовясь к профессорскому званию, Булгаков опубликовал ряд статей, обративших на себя внимание немецких ученых-социалистов. Серьезно увлекался марксизмом и философией Канта, был знаком с Каутским, Бебелем, Либкнехтом, с европейскими социалистами, Булгаков проявил самостоятельность мысли, не соглашаясь по многим экономическим вопросам, особенно в области земледелия. Вся проблематика политической экономии и социальной философии марксизма подвергалась Булгаковым критике с позиций русской религиозной философии.
В своей первой серьезной большой работе «Капитализм и земледелие» мыслитель показал на основе тщательного анализа, что положение Маркса не оправдывается на сельскохозяйственной эволюции, закон концентрации в руках монополистов неприменим к земледелию. В процессе преподавательской деятельности в Киевском университете он сомневается, а затем постепенно отходит от марксизма, в нем происходит духовный перелом. Булгаков свои научные интересы связывает с религиозно-философскими идеями, в 1903 году он публикует книгу «От марксизма к идеализму», в которой говорит о влиянии на его мировоззрение двух выдающихся философов Вл. Соловьева и богослова П. Флоренского. Философ писал: «Начав чистым общественником, но подвергая исследованию основу идеалов общественности, я познал, что основа ― в религии. Есть ли Добро, есть ли Правда? Другими словами, это значит: есть ли Бог?» Начало двадцатого столетия был для Булгакова периодом наибольшей общественной и публицистической активности. Им написано большое количество статей в журналах «Новый путь», «Вопросы религии», «Вопросы жизни», «О религии Льва Толстого, Вл. Соловьева», «Церковь и культура».
Мыслитель выдвигается в ряд духовных лидеров России, в 1906 году он был избран депутатом II-й Государственной Думы от Орловской губернии (как беспартийный «христианский социалист»). В своих книгах и многочисленных статьях, устных выступлениях философ размышляет о природе религиозного сознания, почему человек приходит к вере, каковы ее истоки, охватывающие все аспекты, смыслы жизни: «Вера имеет две стороны: субъективное устремление… вопрос человека, и объективное откровение, ощущение божественного мира, ответ Бога». Целый ряд существенных тем философ изложил в двухтомнике «Два града» и «Философия хозяйства», в которых выдвигал тезис: обыденная жизнь, экономика должны иметь духовные основы. Особое место в творчестве Булгакова занимает тема России, мысль философа тесно слита с судьбой страны. В период первой мировой войны его взгляды носят славянофильский, уходящий в церковно-православные корни религиозно-философский характер. В диалогах «На пиру богов», трилогии «О богочеловечестве» судьба России рисуется Булгаковым в ключе апокалиптики и тревожной непредсказуемости. В книгах «Философия имени» и «Трагедия философии» философ попытался построить собственную философскую систему, соединив достижения немецкой классической философии с традиционным русским христианским онтологизмом.

Особенно эти мысли прозвучали в прекрасной большой книге «Свет Невечерней», в этом трактате мыслитель систематически изложил свое миропонимание со своими зрелыми софиологическими размышлениями.

Булгаков, став православным мыслителем, всецело переходит к богословскому творчеству. Эту замечательную книгу можно считать последним философским произведением Булгакова, после которого начинается богословский период его творчества. Хотя, надо признать, им написано несколько философских произведений (изданных посмертно), в которых богословие и философия так тесно переплетены, что трудно решить вопрос о том, с каких именно позиций они написаны. Создавая свою философскую систему, философ приходит к мысли о тщетности усилий построить всеобъемлющую философскую систему. Необходимо, по его мнению, соотносить философию с богословием, т. к. мир сотворен Богом, это аксиома веры, к которой он пришел через невзгоды и тернии.

В предисловии к книге «Свет Невечерний» он писал: «Книга моя представляет собой род духовной автобиографии или исповеди; она является обобщающим постижением, как бы итогом моего пройденного, столь ломаного и сложного ― слишком сложного! ― духовного пути. Православие в том, чтобы делать центром человечности обращенное к Богу, молитвенно пламенеющее сердце, вне этого центра мир перестает быть космосом, творением и откровением Божиим». Осмысливая работы богослова, приходишь к пониманию, почему Булгаков принял священство, почему его творения простираются от философской публицистики к чистой философии и далее к богословию. Став священником, философ почувствовал свою ненужность в советской стране и был выдворен за ее пределы. С начала своей заграничной деятельности он читает лекции в Пражском Русском Юридическом Факультете, а в 1925 году переезжает в Париж и до конца своих дней преподает в Богословском Институте догматику, являясь бессменным деканом богословского факультета. Годы, проведенные во Франции, были очень плодотворными. Булгаков опубликовал около 30 книг различной тематики. Он считал, что учение о мире с учения о творении, суть тварности, раскрывает вопрос: из чего состоит мир? Ответ о. Сергия ортодоксально следует библейской традиции: творение мира ― творение из ничего ― чистого небытия и несуществования. Богослов рассматривает бытие мира как процесс, прямо продолжающий источник творческого акта Бога ― непрестанно длящееся творение при непременном активном участии самой материи. Земля-мать не просто рождает, изводит из своих недр все сущее. Творческие усилия земли в ее предельном напряжении и предельной чистоте, из ее недр происходит Мария, земля становится Богородицей, готовой приять Логос и Богочеловека. Появляется Мировая душа «как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связанность мира». Отсюда возникает целый ряд частных учений о различных сторонах жизни мира, к числу их относится национальный вопрос, природа общества и человека, статьи, посвященные анализу творчества русских религиозных мыслителей и писателей Н. Федорова, Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Пушкина и др.

Огромное количество книг и статей написал отец Сергий Булгаков, его огромный архив находится во Франции и до сих пор не разобран. Сотни статей, книг ждут своего часа, и будем надеяться на их публикацию. Идеи, мысли Сергея Николаевича Булгакова погружены в вечное, заслуга великого философа-богослова перед русской и мировой мыслью уже по достоинству оценена мировой общественностью.