Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ПЕРВЫЕ НАЧАЛА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Всякий слышит лишь то, что понимает».
Плавт

Мои суждения о детях, их восприятии, познании действительности навеяны, связаны с моей практической деятельностью в школе, Вузе, наконец, постоянным общением со своими детьми и внуками. Осознаю, понимаю, что бы я ни написал на данную тему, найдутся всегда читатели, не согласные с моим опытом общения с детьми. Это естественно, так как они исходят из своего социального, жизненного опыта, который не согласуется с моим пониманием данной проблемы. На эту тему написаны тысячи научных трактатов, начиная с глубокой древности и по настоящее время. Каждый период в развитии человечества отражает (в его лучших мыслителях) свой ритм жизни, важности человеческих взаимоотношений в процессе образования и воспитания. Личностный опыт педагогов, воспитателей и родителей является важнейшим компонентом образовательного, воспитательного процесса, цель которого ― формирование целостной личности. Родившийся ребенок ― без иллюзий, без знаний (хотя есть исследования, говорящие о заложенности знаний на генетическом уровне), без знания о добре и зле. Он рождается как животный организм, поведение которого определено удовлетворением физических потребностей и стремлением к удовольствию. К. Д. Ушинский утверждал, что первые произвольные движения ребенка возникают из потребности общения, чувствования другого человека. «Крики страдания или удовольствия, ― писал он, ― гнева или страха несут первые обнаружения в звуках душевной жизни человека». Со временем ребенок начинает обретать смысл, что такое «хорошо» и «плохо», когда он учится сопротивляться манящему телесному удовольствию и обуздывать свои желания и даже агрессию. Преодолевая родительскую авторитарность, он будет отвергать животные инстинкты в интересах выживания.

В самом раннем возрасте ребенок пытается идентифицировать свое тело от других. Для этого младенец имеет достаточно возможностей: кусая свои пальцы, чувствует боль, а кусая игрушку, грудь матери, он этой боли не чувствует. Невозможно определить, когда возникающие инстинктивные движения своего тела на тактильном уровне связываются в сознании ребенка с видом своих рук и ног и звуком собственного плача. Со временем ребенок начинает исследовать свой мир, совершая случайные или целенаправленные повторяющиеся действия, пробуждающие самосознание. Ощущение постоянной неудачи повторяющихся телодвижений вызывает у ребенка раздражение и даже элементы конфликта, но вырабатывает черты характера. Если мы говорим о характере, то речь идет не только о развитии формальных признаков начальных поведенческих структур ребенка, когда он усваивает оценочный смысл всего, что видит и слышит подле себя. Постепенно ребенок начинает рассматривать себя с разных сторон в процессе своих действий, понимать, как могут воспринимать его действия и поступки другие люди. С большим удовольствием малыш начинает получать новые импульсы к развитию этой активности от родителей и взрослых. Особую роль на начальном этапе формирования характера и даже интеллекта ребенка играют игрушки и игры, порождающие чувственное сознание. Они образуют первую форму коммуникативного взаимодействия малыша с людьми. В данном случае происходит взаимодействие внешнего окружения с развивающимися в результате созревания формами поведения. Великий немецкий философ Гегель в «Феноменологии духа» писал: «Чувственное сознание есть, прежде всего, непосредственное сознание, его отношение к предмету есть, поэтому простая, непосредственная достоверность предмета». Ребенок и пытается на тактильном уровне разгадать достоверные предметы, находящиеся около него, что ведет к образному восприятию и формированию памяти, рассудочному сознанию.

Причиной познавательного развития является необходимость взаимодействия отдельных форм поведения в ходе решения возникающих в окружении ребенка жизненных задач. Это важнейший шаг в жизни ребенка, его восприятие другими людьми и родителями, то есть происходит отражение чувствующего, начинающего что-то понимать индивида в социальном зеркале. Практически на начальном этапе развития любые внешние контакты влияют на ребенка, которые, в сущности, и определяют представления его о самом себе. Нет для ребенка большей ценности, чем та, которую ему дают люди, особенно, которую он дает сам себе. Напомню читателям известный в истории случай, когда в джунглях в 1920 году были найдены две девочки в волчьем логове ― одна Камала, в возрасте восьми лет, другая Амала, полутора лет, ― волчица кормила их и заботилась об их безопасности. Девочки бегали на четвереньках, хватали пищу ртом, издавали пронзительные полуживотные, получеловеческие вопли, предпочитали темноту дневному свету. Попытка чему-либо научить, цивилизовать их не увенчалась успехом, словарный запас детей составлял не более двух десятков слов, они рано умерли. Этот случай убедительно показывает, что личность людей не входит готовой в этот мир, а является продуктом культуры и обстоятельств, точно также, как и наследственности. Очень существенным, наиважнейшим фактором является влияние взрослого человека на неокрепшую душу ребенка, его незнание многих сторон жизни социума, и как важно в младых летах заложить социальные, нравственные основы будущей личности. Расскажу случай из своей младенческой поры. Мы дети ― безотцовщина, послевоенного лихолетья в Сибири, испытывали (как, впрочем, и все) постоянное чувство голода, а о сладостях и не думали мечтать. Однажды в наше село привезли конфеты (подушечки). Мать на свои скромные рубли отстояла очередь и, испытывая радость, принесла их домой, угостила меня и, спрятав кулек в чемодан, затолкнула его под кровать, ушла на работу. Из садика я возвращался с друзьями (нам было по пять лет). К приходу матери с работы дети разошлись, а конфеты почти закончились. Мама обнаружила в кульке три подушечки. Она не отругала меня, отвернувшись к окну (может, и всплакнула) отдала мне две, оставив себе одну.

До сих пор вспоминаю этот случай и мудрую, честнейшую простую русскую женщину, свою маму Наталью Васильевну, которой я обязан всем, что у меня есть хорошего. Уровень личностного и интеллектуального развития ребенка на различных возрастных этапах предполагает целенаправленное руководство формированием способностей. Осознание ребенком, что он научается чему-то полезному от взрослых, играет позитивную роль в его развитии. Для чего я пишу эти размышления? Объясняю, чтобы лишний раз напомнить читателям, что все основы будущей личности закладываются в самом раннем возрасте, об этом писали выдающиеся педагоги мира, такие как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, А. Макаренко, К. Ушинский, В. Сухомлинский, Л. Толстой. Лев Толстой писал, цитирую по памяти, не имея оригинал: «От пятилетнего меня до восьмидесятилетнего всего лишь один шаг, все самое главное в жизни я приобрел до пятилетнего возраста». В Японии культ ребенка до восьмилетнего возраста, им запрещают пользоваться интернетом, так как он девальвирует мыслительный процесс. И следуя толстовскому суждению, до восьми лет с детьми работают преподаватели самого высшего уровня интеллекта, профессора своего дела. Неплохо бы и нам в России услышать слова великого соотечественника и поразмышлять над педагогическими исследованиями Льва Николаевича Толстого.