Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
ФИЛОСОФА П. НОВГОРОДЦЕВА

«Умственное спокойствие покупается ценой
нравственного достоинства».
Д. И. Писарев

Одним из наиболее самобытных и ярких философов второй половины XIX ― начала XX столетия в среде русских мыслителей был Новгородцев Павел Иванович (1866–1924 гг.). Он родился в г. Бахмут (ныне г. Артемовск Луганской области) в семье купца 2-й гильдии. Будущий философ, правовед, социолог, общественный деятель с золотой медалью окончил Екатеринославскую гимназию, а затем юридический факультет Московского университета и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Новгородцев проходил стажировку в Берлине и Париже, защитил докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Профессор Новгородцев преподавал в Московском университете философию права, современное правосознание и стал признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России, в течение 12 лет занимал должность ректора Московского высшего коммерческого университета. Непосредственными учениками Новгородцева были выдающиеся философы и юристы: И. Ильин, Б. Вышеславцев, Н. Алексеев, В. Савальский и др. В 1920 году ученый эмигрировал в Европу, не приняв Октябрьскую революцию, обосновался в Праге, основал русский юридический факультет и возглавлял его до своей кончины. Первые работы мыслителя были посвящены истории философии права, в которых делается акцент на соотношение нравственного идеализма в философии права. Затем следуют два исследования, которые были переведены на многие языки мира: «Критика современного правосознания» и «Об общественном идеале». В обобщающем труде «Введение в философию права» (три части) полно представлены идеи юриста-философа, в нем разумное начало в личности есть автономное нравственное начало. По мнению мыслителя, разум является единственным источником идеи должного, морального закона, представляющего собой факт чистого сознания, не зависимого от исторической необходимости.

Этические проблемы философ связывает с относительными формами социальной жизни, с абсолютными ценностями: «Человек жаждет абсолютного, ― пишет Новгородцев в книге «Об общественном идеале», ― а он всегда остается требованием… но это требование никогда не может быть осуществлено полностью и потому его осуществление может выражено только формулой бесконечного развития». Во многих работах Новгородцева рассматриваются формы взаимосвязи и взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре. Вот его суждения: «Нравственность и право можно и должно изучать не только как исторические и общественные явления, но также как внутренние психические индивидуальные переживания». Юрист обращает внимание на роль государства, какую роль оно должно играть, являясь продуктом культуры в становлении и формировании личности, общественного идеала, и приходит к пониманию, что общественный идеал представляет собой синтез философско-правового идеализма и религиозной метафизики. В сборнике «Православие и Культура» мыслитель пишет о русском религиозном сознании, выказывая свою идейную позицию православного ученого. В этой концепции должна быть поставлена не будущая гармония истории, а вечный общественный идеал добра. В связи с будущим, с вечным развитием социума получает значение и оправдание добра каждая эпоха. Это значит, что нельзя достигнуть равенства между людьми, равновесия требований, вытекающих из понятия личности. «Идеал свободной общественности не может быть никогда до конца, в условиях истории, осуществлен». Понятие общественного идеала как вечной непреходящей ценности, связанной с универсальными принципами организации общественной жизни, ― одна из ведущих идей в творчестве философа. Этой идее Новгородев посвятил книгу «Об общественном идеале».

Ценность личности предполагает ее свободу и признание со стороны других лиц, т. е. равенство и солидарность. В историческом плане личность как социальный универсум, по мнению философа, развивается в двух ипостасях, измерениях: реальном (социокультурные формы) и идеальном (нравственное сознание личности и общества). Большую роль в социализации личности играет религия, Новгородцев убежден, что Православие на протяжении всей его истории сохранило дух первоначального христианства, верность апостольским и святоотеческим учениям, и при всеобщей любви всех во Христе и чувстве всеобщей и всецелой взаимной ответственности позволит синтезировать идею социальной жизни с православной тенденцией внутреннего преображения жизни, создать в России национальное государство, объединяющее нации и народности на началах подлинно правовых и нравственно-христианских. В данном случае русский народ является средой обнаружения народного духа в разные трагические и судьбоносные периоды в истории России, в нем просыпаются религиозные и национальные силы. В статье «Восстановление святынь» Новгородцев писал: «Не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух!» Как сложится судьба России в 21 столетии (есть разные предсказания), но нельзя не проникнуться глубоким социальным пророчеством и идеями (относительно России) выдающегося русского религиозного мыслителя Павла Ивановича Новгородцева.