Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ВХОЖДЕНИЕ В ВЕЧНОСТЬ

«Мир вечно тревожен, и тем живет».
В. Розанов

Среди созвездия великих имен пушкинской эпохи князь Владимир Федорович Одоевский (1803–1869 гг.) занимает достойное место. Он принадлежал к ветви рода Рюриковичей, к его родословной относится черниговский князь Михаил Всеволодович, погибший в Орде в 1246 году и причисленный к лику святых. Мать мыслителя из крепостных крестьян. В тринадцать лет Владимир поступил в благородный пансион Московского университета и с медалью его окончил. Юный выпускник поражал всех, кто с ним общался, огромными познаниями в различных областях наук, свободно писал и говорил на пяти европейских языках. Увлечение князя Одоевского натурфилософией, естественными науками подвигли его к мысли о познании живой связи всех наук, стремлению построить «гармоничное здание целого». Поиски целого привели юного философа к изучению немецкой классической философии и особенно к учению Шеллинга, который стал для него высшим философским авторитетом. Личные встречи с Шеллингом не изменили его отношения к великому философу.

Два гениальных юных дарования В. Одоевский (председатель) и Д. Веневитинов (секретарь), умерший на 22-м году жизни, организовали в Москве Общество любомудров с целью изучения западной философии. В него входили выдающиеся умы того времени: М. Погодин, И. Киреевский, А. Кошелев, С. Шевырев, П. Чаадаев, А. Хомяков и др. Они искали настоящее призвание России, место России в Европе, историческую роль русского народа во всемирной истории человечества. Ответы могла дать наука, а именно, русская религиозная философия, которая была в зачаточном состоянии. Одоевский исходил из того, что в человеке слиты три стихии ― верующая, познающая и эстетическая.

Русская философия должна вобрать в себя ― науку, религию и искусство. Юный мыслитель пророчествовал: «В святом триединстве веры, науки и искусства ты найдешь то спокойствие, о котором молились твои отцы… Девятнадцатый век принадлежит России». Одоевский первым высказал мысль о русской идее, о всеобъемлющей многосторонности русского духа, о «стихии всеобщности или, лучше сказать, ― все обнимаемости». Позднее эти идеи были подхвачены Ф. Достоевским.

Общество любомудров явилось предтечей появлению двух общественных движений в России, разделивших мыслящую русскую интеллигенцию на славянофилов и западников, которое до сих пор имеет место в наше время. Князь Одоевский первым сформулировал идеи, положенные в основу славянофильского движения. Мыслитель обратил внимание, побывав в европейских странах и переведя некоторые философские трактаты ученых, что в Европе засилье рационализма, рассудочности. Ученый пришел к пониманию, что европейская мысль не способна разрешить важнейшие вопросы русской жизни и всемирного бытия. Увлечение Одоевским мистикой и мистицизмом на какое-то время связано с научными интересами, он написал несколько статей под общим названием «Психологические заметки». Его познавательный интерес к алхимии, магии, различным проявлениям оккультизма и магнетизма, астрологии были чужды российской действительности, и он, разочаровавшись в мистицизме, европейской рассудочности, вещественной жизни, иссякавшие дух, больше не возвращался к ним.

Он писал: «Рассудок, представленный самому себе, мог произвести лишь синкритизм, дальше сего идти не мог, не одно тело спасти должны мы, русские, но и душу Европы». Период любомудрия Одоевский отразил на страницах литературно-философского альманаха «Мнемозина», который редактировал. В этом издании он опубликовал десятки прекрасных статей на различные темы и свои литературные произведения. Нам, людям XXI столетия, приходится поражаться энциклопедической образованности мыслителя. Оболенский писал статьи из истории античной, средневековой, новейшей философии, критиковал богоборческие учения материалистов-просветителей Франции, особый научный интерес составляла эстетика. Он стремился создать универсальную теорию искусства, в двадцатилетнем возрасте им была опубликована огромная статья: «Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке». Оболенский занимался не только теорией музыки, им написано восторженное сочинение о музыке, ― настоящий гимн ей, он сочинял музыку на стихи Пушкина, Некрасова, автор вальсов, пьес, хоралов, прелюдий, колыбельных.

Чем только ни занимался Одоевский, неутомимая деятельность поражала его друзей ― Пушкина, Гоголя, Вяземского, Лермонтова, издателя Краевского, Грибоедова, Языкова и др. Научные интересы ученого отражены им в повестях «Сильфида», «Саламандра», «Косморама», «Орлахская крестьянка», трактат в трех томах «Русские ночи». В этих произведениях предпринимается попытка создать свою теософию, основанную на эмпирическом материале естественных наук. В незаконченном утопическом романе «4338-й год: Петербургские письма», написанном в 1835 г., Одоевский предсказал появление современных блогов и интернета. Он писал: «В будущем между знакомыми домами будут устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии будут общаться друг с другом». Или «Может один день отдаляет нас от такого открытия, которое покажет произведение вещества от невещественной силы». Как точно звучит мысль для нашего времени. Одоевский предсказывал, что через сотни лет на планете Земля сохранятся два государства: Россия и Китай. Китайцы приступили к переводу произведений ученого. Сотни философских рукописей, научных наблюдений, заметок мыслителя, составляющие огромную часть архива, хранятся в Петербурге в национальной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.

Однако читая его размышления, ловишь себя на мысли, что воображение и талант писателя доминируют над изысками ученого. В философском романе «Русские ночи» ученым отражены идейные искания русской интеллигенции. Подняты проблемы соотношения природы и человека, природы и науки, а также проблемы адекватного выражения и понимания мысли. Интересны его суждения, связанные с вопросами этики, эстетики, гносеологии, экономики, юриспруденции, проблемы врожденных идей, он задумывает издание Философского словаря, напечатал этюд об элейской школе и др.

Мыслитель проблему человека пытался решать в духе психофизического параллелизма, рассматривая общество и человека как организмы, устроенные по аналогии с химическими или биологическими. Он механически переносил законы развития природы на развитие общества. Изучая антропологию, Одоевский впервые в русской философии высказал мысль о «целостности» в человеке как идеальной задаче внутренней работы, его внутреннего мира, постигающего божественную субстанцию. В одной из записей он написал: «Хорошо бы написать историю божества, т. е. те вещи, в которых человек представил себе Проведение и его отношение с ним». Как мыслитель-просветитель своего времени Одоевский редактировал «Сельское обозрение», выпускал тысячными тиражами книжки «Сельское чтение», где доступно излагались основы научных знаний, новые открытия в науке и технике. Его вклад в разработке теории развития личности, воспитании детей младшего возраста составили педагогические сочинения, изданные впервые в 1955 г.

Вместе с Пушкиным Одоевский издавал «Современник», поэт с уважением относился к мыслителю. Возьмите 10 том письма, и вы убедитесь в таких строчках: «Ваше сиятельство, дорогой князь! Вот вам декабрь. Благодарен за статью. Сейчас сажусь за нее. Повесть! Повесть! А. Пушкин, январь 1837 г.». После убийства поэта среди вынужденного молчания только князь Одоевский написал некролог на смерть Пушкина «Солнце русской поэзии закатилось». Современному читателю почти не известны литературные произведения Одоевского, им написаны пьесы о чиновниках, они предвосхищают сочинения А. Островского, Л. Толстого, Гоголя. Повести «Пестрые сказки», «Последнее самоубийство», «Город без имени», «Себастьян Бах», «Последний квартет Бетховена», «Старики» и др. Его язык художественных произведений живой и образный, богатый сравнениями и метафорами, определителен и ясен. Гоголь, прочитав «Сказки дедушки Иринея», «Городок в табакерке», писал: «Воображение ума ― куча! Это ряд психологических явлений, непостижимых в человеке».

По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для простонародья», а это главный критерий в оценке литературных произведений. Друзья Одоевского, в частности, А. Грибоедов, называли Владимира Федоровича «милый мудрец», но и критиковали за энциклопедизм, за всеохватность интересов современной действительности. Вот ответ Одоевского: «На меня нападают за мой энциклопедизм. Но мне не приходилось еще ни разу сожалеть о каком-либо приобретенном знании».

Одоевский, дослужившись до сенатора, действительного статского советника был сторонником конституционной монархии, последовательным противником крепостного права. Князь был очень доступным человеком для людей разного звания и сословия, устраивал приюты для бездомных людей, строил больницы, школы, бесплатные столовые. Современники отмечали редкую честность, неограниченную сердечную доброту и скромность, он стремился помогать всем страждущим, кто просил его о помощи, никогда не за бывал о тех, на кого падала тяжесть социального неустройства. Упокоился князь Владимир Федорович Одоевский на кладбище Донского монастыря в Москве.