Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


КОНЦЕПЦИЯ ВСЕМИРА СУХОВО-КОБЫЛИНА

«Одухотворение природы есть сотворение человека».
Сухово-Кобылин

Во второй половине XIX столетия в России возникла плеяда выдающихся мыслителей-энциклопедистов, представляющих целый пласт русской культуры, космическое направление научно-философской мысли, включающее ученых, общественных деятелей разных направлений. Назовем лишь некоторых из этого ряда: Н. Ф. Федоров, Н. А. Сетницкий, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков и др. Загадочной фигурой среди русских космистов представляется Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903 гг.). Он родился в богатой глубоко религиозной дворянской семье в селе Воскресенское Подольского уезда Московской губернии. Получил прекрасное домашнее образование, затем с отличием окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Глубокие познания естественных наук позволили выпускнику университета представить две научные работы по математике и гуманитарному циклу, за которые Александр получил золотую и серебряную медали. Свое образование будущий мыслитель продолжил в Германии ― в Гейдельбергском и Берлинском университетах.

Мыслительная устремленность в познании всего сущего была настолько всеохватывающая Сухо-Кобылиным, что задаешься вопросом, чем обуславливается зарождение и образование талантов и гениев, несгибаемых характеров. Видимо, по мере взросления и приобретения жизненного опыта у мыслящего человека рождается, возникает, существует одна высшая идея, как писал Ф. Достоевский, ― «идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные высшие идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из него вытекают…». Александр Васильевич, основательно ознакомившись с философскими работами Гегеля, вознамерился полностью перевести их на русский язык. Эта работа привела его к космическому человечеству, его бессмертию, к созданию философии Всемира, посвятив ей около 40 лет. Осознанием идеи Всемира стала также эволюционная теория, высоко ценимая мыслителем, ― книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор». Даже в своих драматургических произведениях «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина», которые, надо сказать, до сих пор ставятся во многих театрах мира, в пьесах писателем отдаленно проецируется футурологическое самодвижение развития личности в социуме. В советское время жизни и творчеству драматурга посвящен четырехсерийный телефильм «Дело Сухово-Кобылина» (1991 г.).

Концепция Всемира выстраивается мыслителем в виде ступеней, начиная от первобытного стадного человечества, в процессе эволюции совершенствования на Земле до «божественной общины» высочайшей ступени, обживающей Вселенную. Сухово-Кобылин делит историю развития человечества на три стадии, три момента:

1) первый момент есть теллурическое или земное человечество, заключенное в тесных границах нами обитаемого земного шара.

«Земля ― колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели. Сила или мощь, энергия организма выражается в быстроте самодвижения. Самодвижение есть негация (отрицание) протяженности, пространства, т. е. летание». Слабость организма или его бессилие перед пространством есть нелетание. Отсутствие у теллурического человека крыльев есть мера его униженности пред пространством, он должен тотально одолеть пространство. У Федора Тютчева есть такие строчки:

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла,
А я здесь, в поле и в пыли,
Я, царь Земли, прирос к Земле.

2) Второй момент — солярное человечество, т. е. то, которое является как всекупота обитателей нашей Солнечной системы. Люди освоят пределы Солнечной системы, а для этого человек должен научиться летать, плавать в воздухе, как рыба в воде, т. е. солярный человек должен просветить свое тело, увеличить объем легких до удельного веса воздуха, как это исполнено птицей. Безграничная будущность человечества — преодоление невесомости материи, т. е. эфира.

3) Третий момент ― сидерическое, или всемирное, человечество, т. е. вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной. Третья стадия характеризуется философом наличием мощнейшего уровня развития науки и техники, позволившего человечеству заселять другие планеты, создать многие цивилизации, все дальше проникая в глубины Вселенной, одухотворяя ее мыслью и чувством. В данной эволюционной концепции прослеживается гегелевское влияние, его диалектическая триада (закон диалектики) «тезис ― антитезис ― синтез», придающий футурологический смысл. Человека технического сменит человек летающий, наступит эра идеального человечества. «Это универсальное единение и единство всемирного человечества, ― писал Сухово-Кобылин, ― есть его безграничная будущность, это одухотворение природы, исхождение природы в дух и мышление, в чистый бестелесный дух. Этот бестелесный человеческий дух и есть сам Разум, или разумный Бог. Боги будите, сказано в Писании».

Удивительную концепцию Всемира, как я понял, свою эволюционную теорию развития человечества мыслитель выстроил таким образом, что человек стадный, который подобен Богу, должен в процессе своего развития и совершенствования в конечном итоге стать Богом. Большую часть своей жизни Александр Васильевич Сухово-Кобылин провел вдали от цивилизационных научных центров, его местом пребывания было родовое имение в селе Кобылинка, которое он покидал лишь на некоторое время. Мыслителем написано великое множество статей по различным вопросам науки, искусства, литературы, философии, переводы с разных языков. В конце жизни Сухово-Кобылину пришло всенародное признание, он был избран академиком Российской Академии. Большая часть его оригинальных трудов сгорела во время пожара в декабре 1899 года, небольшая часть архива оказалась во Франции, а также в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ). Такова судьба творений отечественных гениев, идеями которых не только подпитываются последующие русские мыслители, но и ученые многих стран мира. Мощь мыслительной деятельности Александра Васильевича Сухово-Кобылина велика, потому что проявляется в самых разнообразных явлениях природы и искусства, так как его пытливому уму до всего есть дело, он не оставляет в покое ничего, а это будоражит мысли и чувства и побуждает последующие новые поколения к новым научным открытиям и свершениям.