Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ВСЕСЛАВЯНСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ

«Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума ― в знании».
Фалес

Жизнь и деятельность Григория Сковороды (1722–1794 гг.) протекала в XVIII веке. Выдающийся мыслитель, философ, литератор, педагог родился в семье малоземельных казаков в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине. Во многих словарях и энциклопедиях Григория Сковороду называют «украинским философом», но справедливости ради надо признать, что в период жизни философа «Украины» не было, а существовала Малороссия. С 1734 по 1753 гг. Сковорода учился в Киево-Могилевской академии, некоторое время пел в придворной капелле в Петербурге. В этот же период в составе миссии генерала Вишневского Ф. С. он посетил ряд стран Западной Европы, а именно: Венгрию, Словакию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Григорий Сковорода пробовал себя в качестве преподавателя, читал в коллегиуме Переяславля-Хмельницкого курс поэтики, а позднее с перерывами в Харьковской семинарии преподавал древнегреческий язык, пиитику, катехизис.

Растет его известность как мыслителя и поэта, странствующего философа, «старичка», — своеобразное монашество в миру. Он мечтает все-таки осесть и осуществить свой идеал жизни: «Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить. Буду век свой коротати, где тихо время бежит». И хотя скитания по Малороссии и России не были чем-то тяжелым для нищего философа, он исповедовал идеалы русского нестяжательства, но жить у своих знакомых, учеников и почитателей таланта было тягостным для свободолюбивого мыслителя. С ранних лет он был глубоко религиозным православным человеком, его аскетизм с годами принял суровые формы. Сковорода много времени посвящал молитве и считал духовную субстанцию доминирующей в человеке. Годы странствий оставили значительный отпечаток в его жизни, философ создает произведения в диалогической форме. Он стремится понять людей, что ими движет, и приходит к мысли: познать себя значит познать Бога, увидеть Бога в себе. Философия Сковороды построена на бинарности, дуализме мира видимого, земного и невидимого, божественного.

Все земное для него ― только тень и след Божественного. Мир в его понимании: «О, прелестный мир! Ты ― океан, пучина, ты мрак, вихрь, тоска, кручина!» В философских трактатах «Кольцо» и «Алфавит, или Букварь мира» Сковорода бытие делит на три уровня, три мира Первый уровень, в котором обитает все рожденное, является Макрокосм, или Вселенная. Второй уровень ― это микрокосм, или человек (малый мир). Третий уровень ― это символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм, которые в совершенном образе являются ничем иным, как Библией. Философ признает несовершенство мира, общество, погрязшее в корыстолюбии, жажде обогащения, имея в виду высшие слои государства. Сковорода наивно полагал, что эти слои можно перевоспитать посредством морали, в данном случае его вера во все доброе святая, но искренняя и высоконравственная, как сама жизнь мыслителя.

Человек дихотомичен, его сущность, считает Сковорода, раздвоена и зависит от Бога и природы: «С природой жить и с Богом быть. Есть то же, жизнь и дело есть то же». По мнению монаха-ученого, богоугодное дело совершают люди, работающие и живущие на земле. В стихах, сказах, песнях, баснях, философских трактатах он восхищается людьми-тружениками, чьи убеждения основаны на дружбе, любви, уважении к людям труда. Надо признать, мыслитель одним из первых в России подчеркнул роль труда в социальной иерархии жизни общества. В плане трудовой деятельности Сковорода рассматривает и проблему равенства. Он признает одно неизбежное неравенство ― неравенство одаренности людей и призвания. Многие исследователи истории Украины признают Гр. Сковороду как ученого, прославлявшего Украину своими трудами, пытаются его труды переводить на мову, но ничего путного не получается. Он был одним из первых философов из русских. Философ А. Лосев писал: «Сковорода являет собой начало русского философствования, его учение гениально и художественно прекрасно».

Мыслитель критикует господствующие классы, паразитирующие на крестьянском труде, говорит о крестьянах, их «сродности» интересов, приводящей к объективной оценке человека. Любовь, добро, дружба между людьми возникают во время общения, во время труда, вследствие их сродности. Понятие «сродности» или следования своему призванию становится центральным в этике православного мыслителя. «Природа и сродность, ― говорит Сковорода, ― означают врожденное Божие благословление». Любовь, по мнению философа, является интегративным качеством, связующим все намерения и поступки человека. Любовь к добру как любовь, пронизывающая все основы бытия, рождается как следствие природного сходства людей.

Сковорода утверждает, что «подобное к подобному ведет сам Бог». Общение между людьми выявляет симпатию, а она есть признак одинаковости душ так же, как и дружба Проблему человека, его сущности и судьбы, смысла жизни мыслитель связывает с понятием сердца В данном случае Сковорода идет от гносеологии к антропологии. «Всяк есть то, каково сердце в нем, всему в человеке глава есть сердце ― оно и есть истинный человек, вся внешняя наружность в человеке есть не что иное, как маска, прикрывающая каждый член, сокровенный в сердце, будто в семени».

У Сковороды есть суждения, похожие на отзвуки платонической антропологии, эротической природы стремлений мужчины и женщины друг к другу. «Не любит сердце, не видя красоты», любят лишь то, что «сродно». Этика философа основывается на природном, естественном принципе: жить согласно природе. Настоящая ценность человека определяется не одеждой, не внешней красотой, богатством, а внутренним миром, нравственными качествами. Философ Сковорода, пожалуй, одним из первых в XVIII веке поднял вопрос о благородном, нравственном значении труда в жизни каждого человека. Смысл человеческого бытия, его пребывания на земле ― в счастье, в свободном труде, в призвании.

Все в мире находит свое завершение в субстанции человека, «вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке». Г. Сковорода вслед за французскими материалистами XVIII века утверждал, что главная задача философии ― познание природы человека, но не согласен с французскими мыслителями, которые личный интерес провозглашают главным, определяющим в поступках и намерениях человека. Славянский философ считал, что нравственное намерение, поступок и линия поведения человека определяются не его телесной организацией, а его духовным миром.

Смысл философии ― научить людей, как стать счастливыми, она нужна человеку для более глубокого познания самого себя. Древнегреческий философ Сократ тоже призывал: «Познай самого себя». Григорий Сковорода занимает особое место в русской философии. Его даже при жизни называли русским Сократом. Он являлся первым представителем религиозной философии. Изумительная цельность его натуры проявлялась во всем: от опыта свободного построения своего бытия до цельности, от оригинальности мышления до художественно-философских «записей» личного экзистенциального опыта. Многомудрие мыслителя, персоналистические истолкования прочитанных философов, событий поражают остроумием, образностью мышления. В советское время институтом философии в 1973 г. были изданы сочинения в двух томах. Знакомясь с его творчеством, удивляешься всеохватности тем и интересов, которые волновали мыслителя.

Афористичность его произведений выражается в философских трактатах, поэтических откровениях, диалогических беседах со своими взыскующими истины друзьями. Юмор, что схож с гомеровскими олимпийцами, с их неугасимым смехом, вызывает во время чтения Григория Сковороды эстетическое наслаждение. Скончался славянский Сократ в селе Ивановка на Украине, завещав на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».