Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ПРОСВЕТИТЕЛЬ ВЕКА СЛАВЫ РОССИИ

«В народной памяти остается только тот, кого он любит».
Ф. М. Достоевский

Пушкин 18-е столетие называл «веком славы России». Назовем некоторые имена, жившие в то время и составляющие гордость Отечества: Ломоносов, Татищев, Петр I, Суворов, Ушаков, Державин, Радищев. Среди этого созвездия почетное место в истории России по праву занимает Болотов Андрей Тимофеевич (1738–1833 гг.) агроном, философ, историк, педагог, экономист, писатель. Он родился в селе Дворяниново Тульской губернии в семье родовитых дворян. С раннего детства Андрей Тимофеевич обнаружил огромные способности и интерес к познанию предметов, являющихся непонятными для простых смертных. Болотов был участником Семилетней войны, храбро сражался с немцами, удостоился многих наград, в двадцать четыре года флигель-адъютант, капитан. В Кенигсберге слушал лекции профессоров по философии, геологии, истории, был солидарен с мнением критиков философии Лейбница и Вольфа, разделял позицию немецкого философа и богослова Х. А. Крузиуса.

Для многих, знавших Болотова, образованнейшего офицера, стала неожиданностью его просьба об отставке на пике карьеры. Командование, друзья пытались его отговорить, но он был непреклонен, и отставку приняли. Большую часть своей почти вековой жизни мыслитель провел в родовом деревенском имении, изредка выезжая для общения с учеными, издавая свои книги и журналы в издательствах столицы. Философские идеи ученого были связаны с необходимостью, а именно: согласовывать философию с Священным писанием, не ограничиваться одной верой, опираясь «на ясные доводы и тонкие философические доказательства» и подкреплять религиозные положения здравыми философскими рассуждениями ума, знать и изучать связанную с натуральным богословием «науку о мире», прежде всего физику (в нее входили в тот период все естественные науки), которые помогут познать разум, премудрость и промысел Бога, божественную гармонию и красоту природы.

Русский православный мыслитель в своих трудах пытался согласовать веру и разум, философию и теологию, учитывая достижения естественных наук того времени. Из всех познавательных объектов Болотов отдавал предпочтение познанию Бога, мира и человека ― самого нужного и полезного. Философ в центре своего учения ввел понятие «общее», означающее ― сущность Бога, строение природы, порядок, установленный Всевышним. Ученый в духе теоцентризма доказывал, что перед Богом человек «прах и ничто». Болотов, как и Ломоносов, вдохновлялся национальным самосознанием, искавшим для себя обоснование против слепого поклонения Западу и пренебрежительного отношения ко всему русскому, и, надо сказать, продолжающееся до сих пор. Ученый в ряде своих статей высмеивает сторонников западных ценностей, слепо преклоняющихся и не видящих величие России, не относясь к ней всецело, ее эмпирическому бытию. Социально-политические взгляды Болотова часто расходились с официальной идеологией, его не удовлетворяли проекты по крестьянскому вопросу. Как человек, имеющий каждодневное общение с крестьянами, с землей, он считал, что нужна рационализация экономики, соединенная с просвещением ума и трудолюбием. В статье «О неравенстве в нашем Отечестве» он писал: «Без просвещения ума одна собственность и независимость ничего не сделают и не приведут к результату, сколь скоро просвещенный разум с трудолюбием трудятся совокупно, то нельзя не быть тут великих успехов».

Болотова называют отцом русской агрономии, он первым ратовал за многополья вместо распространенного трехполья, ему принадлежит идея мелкой безотвальной вспашки, открытой вновь Т. Мальцевым в XX веке. Ученый выдвинул теорию питания растений, минерального их обмена. Мало кто знает Болотова как селекционера и новатора, внедрившего в России картофель и помидоры, он собирал и описывал травы, классифицировал их и подготовил рукопись бесценного сегодня лечебного травника. Садовод, лесовод, защитник природы, его идеи борьбы с вредителями деревьев, лечения леса и постоянного его воспроизводства, система мер по борьбе с оврагами не потеряли своего значения и в наше время. Чем только ни занимался мыслитель, его оригинальные статьи печатали во многих странах мира. Архитектор по ландшафту, метеоролог, климатолог, он первым начал вести систематические записи погодных условий, создал электромашины для лечения током, своими снадобьями из трав и электротоком лечил всех больных, кто просил его об этом. Андрей Тимофеевич постоянно сочинял, редактировал журнал «Отечественник», насчитывающий десятки томов, в котором публиковались записки и замечания о знаменитых происшествиях в России и за рубежом. На протяжении своей долгой жизни мыслитель (пережил семь царствований — от императрицы Анны до Николая I) не менял ритм, образ, распорядок жизни. Вставал Болотов с восходом солнца, пил чай, заваренный буквицей (полевым шалфеем), приправленный сливками и медом, и тотчас ― в сад. Затем обилие дел: чтение книг, рисование, написание статей, записок и снова сады, поля, лес, неистово, от зари до зари вгонял себя в пот, а вечерами допоздна засиживался за книгами.

Просветитель и педагог открывал школы и детские театры, писал педагогические труды и пьесы, издал книгу «Детская философия», «Беседы деда с внуком», повести и рассказы, редактировал первые русские агрономические журналы, проявил себя как блестящий бытописатель, опубликовав четыре тома записок «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Андрей Тимофеевич Болотов скончался в своем имении на руках единственного сына Павла, ему было 95 лет, до конца сохранив светлый ум и феноменальную память. Мыслитель-энциклопедист упокоился на Русятинском кладбище 7 октября в день своего рождения на горке, ― том самом месте, которое сам выбрал солнечным июньским утром сорок один год назад.