Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


А. П. СУМАРОКОВ ― ОДИН ИЗ СТОЛПОВ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Имя Сумарокова было в свое время так же велико, как имя Ломоносова».
Н. Карамзин

Имена великих наших соотечественников и их творения исчезают на неопределенное время, но вдруг по непонятной логике они возрождаются в истории как «феникс из пепла» и становятся достоянием не одного поколения людей. Такова судьба первого профессионального литератора России Сумарокова Александра Петровича (1717–1777 гг.). Он родился в знатной небогатой семье, его отец был сподвижником, приближенным Петра Великого. Александр не без влияния домашних учителей получил хорошее начальное образование, а затем окончил самое престижное учебное заведение времен Анны Иоанновны ― Сухопутный шляхетский корпус. Модель обучения в корпусе позже была заимствована при организации Царскосельского лицея, который считался лучшим в мире образовательным заведением. Будущий поэт, лингвист, прозаик, публицист, критик, драматург, педагог, издатель, журналист, отец русского театра Сумароков высоко отзывался о своих наставниках, давших ему знания и умения красно говорить, писать стихи, штурмуя Парнас. Александр Петрович начал свою карьеру адъютантом крупного военачальника, вице-канцлера графа М. Головкина, затем продолжил помощником всесильного фаворита царицы Елизаветы Петровны Ал. Разумовского, через три года двадцатилетний юноша имел чин генерал-адъютанта. Обладая энциклопедическими познаниями в различных областях, Сумароков мог совершить головокружительную военную карьеру, но он предпочел изящную словесность и театр, посвятив им свою жизнь, испытывая невзгоды, мытарства, недоброжелательность собратьев по перу и искусству.

Подобно ведущим авторам того времени Ломоносову и Тредиаковскому молодой литератор посвятил несколько од императрице Анне Иоанновне, но понял, что уступает им в этом жанре. Ему лучше удавались эпиграммы, песни, басни, сатира, трагедии и комедии, где Сумароков посредством юмора, язвительности, языковой точности, рифмы не имел себе равных. Поэт не без преувеличения писал: «Автор в России не только по театру, но и по всей поэзии я один». Звучит как-то нескромно, но в споре со своими старшими выдающимися сочинителями он в отдельных жанрах литературы их превосходил. В ученом трактате «Эпистола о стихотворстве» Сумароков говорит о необходимости создания русского литературного языка, которым должны пользоваться будущие поколения, посвятив свой талант служению литературе, а значит России. Этот научный трактат стал своеобразным манифестом русского классицизма, который был основой для писателей и поэтов, вступающих на литературную стезю.

Александр Петрович является родоначальником русского театра и национальной драматургии. В отличие от других театров мира, которые брали сюжеты по античным и библейским мотивам, он их заимствовал из русской истории. Первое драматургическое произведение ― трагедия «Хорев» (1747) ― построено на истории былинных времен князя Кия и имело большой успех у зрителей, которые увидели экзотические интерьеры Древней Руси, на их фоне разворачивалась любовная история, связанная с конфликтом долга и чувства, благородства, чести, достоинства, пронизанная живыми диалогами, динамическими сценами.
Великий Вольтер давал высокую оценку сумароковским трагедиям. Немецкий литературный критик И. Готшед писал: «Мы должны поставить этого русского поэта в пример нашим вечным перелагателям иностранных творений, а русский нашел таковых героев в своей истории». Поэт в полемике с литераторами о развитии русской литературы подчеркивал мысль, что нельзя насаждать культ европейской культуры, культ древности, нужно писателю отражать события современной ему действительности. Он стал редактором первого в России литературного журнала «Трудолюбивая пчела», печатал в нем работы талантливых людей, переводы сочинений античных и современных европейских авторов ― Лукиана, Горация, Свифта, Вольтера. Сумароков, став во главе придворного театра, создал несколько сатирических комедий под названиями «Лихоимец», «Ядовитый», «Опекун». После отставки, переехав в Москву, он на основе многочисленных исторических источников написал историческую трагедию «Дмитрий Самозванец», которая имела огромный успех у зрителей. Собранный огромный исторический материал писатель использовал при написании об исторических деятелях, а именно о восстании Степана Разина, стрелецких бунтах в Москве. В эти же годы он выпустил несколько поэтических книг и сборник басен. В последние десятилетия фортуна изменила поэту, его слава стала угасать, чему способствовали нетерпимость к несправедливости, язвительный характер, Он даже поссорился с Ломоносовым, не говоря о многочисленных чиновниках, кои «вытурили» Сумарокова со всех постов, обрекая великого радетеля русской культуры на бесправие и нищету. Почти во все времена, не исключая и сегодняшнее, умные люди в России терпели лишения, несправедливость, неуважение к своему таланту. Как актуально его двустишье и сегодня:

― Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтении меньше ног.

Не умаляя таланта и достоинств сегодняшних хоккеистов и футболистов, стоит признать, что их ноги стоят в сотни раз больше голов профессоров. В конце своего творческого пути он написал строки, полные отчаяния, о неизменной нужде:

― Но если я Парнас российский украшаю
И тщетно в жалобе к Фортуне возглашаю
Не лучше ль, коль себя всегда в мученье зреть,
Скорее умереть? Слаба отрада мне, что слава не увянет,
Которой никогда тень чувствовать не станет.
Какая нужда мне в уме, коль только сухари таскаю я в суме?
На что писателя отличного мне честь, коль нечего ни пить, ни есть?

Упокоился Александр Петрович Сумароков в Донском монастыре, похороны оплатили друзья и почитатели его таланта. Через несколько лет после смерти писателя его друг Н. Новиков выпустил десятитомное собрание сочинений Сумарокова, и для людей, имеющих отношение к литературе, стал очевиден вклад, который он внес в нее и какое место занимает писатель в истории развития великой русской культуры.