Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ПОЭТ-МЫСЛИТЕЛЬ

«Искусство есть одно из средств единения людей».
Л. Н. Толстой

Создавая целостную картину мира, ученые через духовность человека, символы реальности, «внутреннее Я», самость пытаются определить смысл жизни отдельного человека, ответить на вопросы: зачем он живет, найти и четко обозначить, каково его предназначение в жизни. Эти вопросы волновали выдающегося поэта-философа Иванова Вячеслава Ивановича (1866–1949 гг.). Он родился в Москве в семье землемера, мать происходила из духовного рода и своей религиозностью оказала на сына большое влияние. Обучаясь в гимназии, Иванов проявил интерес к древним языкам и со временем стал настоящим полиглотом: свободно говорил и писал на девяти языках. Гимназию Вячеслав окончил с золотой медалью, учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Образование продолжил в Берлине, написал диссертацию под руководством знаменитого историка древнего мира Т. Моммзена В России издана книга «История Рима» Т. Моммзена, ставшая учебником для студентов исторических факультетов многих поколений, книга, принесшая ее автору всемирную славу и Нобелевскую премию. Иванов, серьезно занимаясь античной культурой, одновременно погружается в философские произведения славянофилов, Вл. Соловьева, Ф. Ницше, предопределивших мотивы его поэзии. В одной из записных книжек Иванов вспоминал: «Как только я очутился за рубежом, забродили во мне искания мистические, и пробудилась потребность осознать Россию в ее идее. Я принялся изучать А. Хомякова и Вл. Соловьева». Современников поражала эрудированность, энциклопедическая образованность поэта, философа Поиски жизненного предназначения привели его к идеям христианского единения людей и спасения мира путем приобщения к культуре. Философ считает, что искусство должно прославлять мироздание и Творца, роль художника ― отражать действительность, он не является святым, поэтому не может изменить мир. Вернувшись в Россию, Иванов сближается с А. Блоком, А. Белым, Н. Бердяевым, активно участвует в деятельности петербургского Религиозно-философского общества, становится виднейшей фигурой в кругу символистов как философствующий поэт, теоретик символизма, драматург, переводчик.

Поэт считает, что символы ― это намеки реальности, не выразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Символизм, по мнению философа, актуализирует таинство реального бытия, двигаясь от видимой реальности вещей к их внутренней и более сокровенной реальности. Символист-реалист, преемник творческих усилий мировой души, открыватель Божественного откровения. Русский символизм родился из той же культурной подпочвы, что и русская религиозная философия того времени. Поэт, по утверждению Иванова, ― «религиозный устроитель жизни», а религия ― «чувствование связи всего сущего и смысла всяческой жизни». В венке сонетов поэт молвит о молнии, зажженной в два ствола:

…Мы ― два в ночи летящих: метеора,
Сев дальних солнц в глухую новь племен;
Мы ― клич с горы двух веющих знамен,
Два трубача воинственного сбора.
Так мы летим (из наших нимбов мгла
Пьет лала кровь и сладость изумруда) ―
Одной судьбы двужильная стрела…

Поэтическая философия ученого, за которой стоит личность мудреца и его отношение к поэзии как одному из высших способов познания, напрямую связывает его с литературой, историей, психологией, объединяет пафос творчески инстинктивного начала жизни и онтологической природы творческого акта. Философия творчества Иванова, по его признанию, символическая, раскрывающая во всех явлениях связь сущего и «знамения иной действительности». Свою эпоху мыслитель рассматривал сквозь призму творческого сознания, в рамках сдвига в глубинах культуры, отпадения ее от религиозного корня. Философские работы мыслителя «Эллинская религия страдающего бога», «Переписка из двух углов», «Борозды и межи», «По звездам», «Достоевский», «Скрябин», «Родное и вселенское» затрагивают проблемы, касающиеся истории и цивилизации, кризиса гуманизма в России и Европе, русской культуры и западной. Разбирая творчество Ф. Достоевского, поэт касается великих святых, считая, что они не только вступают в общение с людьми, но также оказывают влияние на целые исторические эпохи. Иванов проводит исторические параллели между святым Франциском Ассизским и Данте. В подлинном гении есть нечто от святого, Данте не мог бы появиться без Ф. Ассизского, далее поэт прослеживает влияние духа святого Серафима Саровского на великую русскую культуру и мысль XIX столетия. Эти темы напрямую варьировались во время его чтения лекций в европейских университетах. При этом замечу, большую часть своей жизни Иванов прожил в Европе и умер в Риме, он возвращался в Россию, к своим истокам, на краткий период. Хочу затронуть один факт, касающийся общественной деятельности Иванова. На одном из собраний среди ученых он выступил с докладом «О русской идее», опубликованной в журнале «Золотое руно». В докладе дается историография данной концепции, затем применительно к России ученый утверждает, что всенародное единство достижимо лишь на основе синтеза всех определяющих «начал и всех существующих энергий», т. е. благодаря исключительно общему религиозному сознанию. Мыслитель обосновал «дуалистический принцип в историческом бытии России», онтологическую разделенность «земли» и «царства», другими словами, народа и государства, власть предержащих. Подлинная духовная родина нашего народа ― именно «земля», хотя она и находится в подчинении у «царства», последнее не может не считаться с ее волей. Единение, примирение, гармония между ними почти невозможны, ибо их жизненные интересы часто не совпадают. И только религиозный путь ведет к гармонии взаимоотношений национального слияния между людьми. Философ полагал: «Единственная сила, организующая хаос нашего душевного тела, есть свободное и цельное приятие Христа, как единого все определяющего начала нашей духовной и внешней жизни». В истории развития России было предложено множество национальных идей, до сих пор ведутся ее поиски, она может возникнуть и утвердиться только в недрах народного бытия…
Иванов не признал Октябрьскую революцию, всякие революции противоречили его концепции истории: они протекали внерелигиозно, целостное самоопределение народа, полагал мыслитель, не может быть внерелигиозным. Это стало препятствием для его возвращения на родину, так как поэт-мыслитель отрицательно относился к государственной политике воинствующего атеизма. В центре творческого символизма поэт вводит образ Диониса, создавая метафору «положительной религии», которая возвышает свободу творчества до религиозного мифа Иванов видит в эллинизме «второй» Ветхий завет, в боге вина ― предвестника Христа Дионисизм, по Иванову, способ преодоления индивидуализма, рождение личного опыта, сверхличного, по значению, проходит «через всякую истинную религиозную жизнь… независимо от форм ее кристаллизации», что говорит о восхождении человека-творца к Богу в ответ на Его нисхождение к человеку. То, что делает человека человеком, есть принцип с внешне-витальной стороны, не сводимой только к понятию мышления в идеях, и созерцание, эмоциональное существование. Все это связано с божественной субстанцией. Ни тело, ни душа не свободны. Свободен только дух. Интересна прозаическая поэма философа «Повесть о Светомире-царевиче». Для него история России в системе вселенского «кровообращения» представляется трагической загадкой. Поэт не одинок в подобном суждении о России. Вячеславом Ивановичем Ивановым написано много оригинальных произведений, в них классическая строгость мысли и метода, склонность проводить тончайшие умозрительные различия. Но иногда они чрезмерно отягощены философской ученостью и трудны для восприятия, однако богословские, экзистенциальные и культурологические идеи его находят до сих пор сторонников среди интеллигенции России.