Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ИСТОРИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
ГЕОРГИЯ ФЛОРОВСКОГО

«…Он блистал своим отсутствием
и как будто унес с собой свет из комнаты».
Ф. Достоевский

В истории святоотеческой мысли, русского Православия по исчерпывающей философской глубине, исключительной эрудиции, оригинальности подхода, новизне с его богословской ученостью и живым церковным опытом Протоирею Георгию Флоровскому (1893–1979 гг.) среди всех русских богословов не было равных. Отец Георгий родился в Одессе в семье протоиерея, ректора одесской семинарии, окончил семинарию и историко-филологический факультет Одесского университета со специализацией по философии. В наши дни, наверное, есть соблазн порассуждать, задаться вопросом, почему большое число выдающихся русских мыслителей родились в семье духовных иерархов. Складывается впечатление, что священники получали прекрасное образование в духовных семинариях и академиях, становясь образованнейшими людьми России. Правда, надо признать, что Георгий, получив светское образование, не сразу пошел по стопам отца и деда, эмигрировал в Болгарию, не признавал атеистическую советскую власть. Позднее в Праге философ защищает диссертацию «Историческая философия Герцена», некоторое время присоединяется к Евразийскому Движению, но расходится в понимании христианских позиций, отвергая этнические и геополитические подходы в теории и практике движения, призывает вообще отказаться от этого понятия «во имя открытой проповеди Православия и Церкви». В 1925 году он назначен профессором патристики в Православной богословской академии в Париже, а затем руководителем кафедры догматического богословия и патрологии, деканом в Православной богословской академии в Нью-Йорке. Он активно участвует в современном религиозном церковном движении, принимает священство.

Отец Георгий преподавал в различных университетах, до конца жизни был профессором в Принстонском университете на отделении богословия и славяноведения, почетным доктором двух десятков американских и европейских университетов и академий, приобрел всемирную славу благодаря своим научным исследованиям, в основе которых святое писание патристической традиции, своей верности православному учению. Истинными учителями отца Георгия являются отеческие творения русских святых, вся религиозная и культурная жизнь в Православии, в России имеет своим духовным истоком наследие греческих и русских отцов Церкви. Он писал: «Отеческие творения являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости… (путем) к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха. Настал срок воцерковить свой разум и воскресить для себя священные и благодатные начала церковной мысли». Философ своими книгами и многочисленными статьями воскресил своим разумом не одно поколение русских людей. Перечислю некоторые научные труды отца Георгия Флоровского. Само название его работ отражает исторический характер христианского мировоззрения, переведенных на многие языки мира: «Сотворение и творение», «Человеческая и Божественная мудрость», «Смерть на кресте», «Восточные Отцы церкви», «Восточная традиция в христианстве», «Проблемы христианского объединения», «Пути русского богословия». Обращение к святоотеческому богословскому творчеству является, по мнению мыслителя, не движением вспять, но проникновением в сферу духовного опыта людей, лично причастных к единой (кафолической) жизни церкви.

Христианское наследие прошлого нуждается в новом осмыслении, которое, однако, возможно лишь из глубины непрерывного единого церковного опыта. В серии этюдов по русской литературе, истории, философии, школы и просвещения богослов в сочетании проницательного психологизма анализирует творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Соловьева, Розанова, Блока, Белого, рассматривает сотворение человека, проистекающего из любви Бога к творению. Речь в данном случае идет о соработничестве свободной воли человека с Божьей благодатью, совершающей соединение. В процессе творения человека, считает ученый, Бог душу и тело представил, как две стороны единого живого существа. Но в период первородного греха связь между душой и телом становится непрочной, отделяется душа от тела; человек становится смертным. В работе «Смерть на кресте» Флоровский пишет: «Душа без тела ― это призрак. Смерть человека становится космической катастрофой. Так как в умирающей личности природа теряет свое бессмертное средоточие и сама как таковая умирает в человеке». И только Христос достигает своего бессмертия, всеобщее воскресение не есть пока задача людей, не есть всеобщее спасение, как я понял из текста богослова, ибо человечество не проявило стремления к добру. Особо нужно сказать о книге отца Георгия «Пути Русского Богословия». Это огромный фундаментальный труд, имеющий непреходящее значение в изучении истории религиозной мысли, истории русской культуры.

Начал богослов свой научный труд следующими словами: «Эта книга задумана, как опыт исторического синтеза, как опыт по истории русской мысли…Изучение русского прошлого привело меня и укрепило в том убеждении, что православный богослов в наши дни только в святоотеческом предании может найти для себя верное мерило и живой источник созидательного вдохновения». Эти строки можно отнести ко всем произведениям мыслителя. Поражаешься наличию имен, их анализу, концепций автора, обширная библиография в данном труде занимает более пятидесяти страниц. В книге дается характеристика русского человека и в целом народа на различных этапах развития России. Русский народ сумел отстоять свою веру, свои обычаи, свою особую стать во всех исторических испытаниях, многострадальная Русь заслоняла не только себя, но и не раз Европу от нашествия разных народов и упорным жертвенным трудом восстанавливала страну, выковывала свою государственность. «В истории русской мысли, ― писал философ, ― много загадочного и непонятного», как, наверное, во всей жизни русского народа. Отец Георгий говорит о впечатлительном уме русских, который порождает «синкретизм», объединение, вместо стремления к синтезу, неодобрительно (иногда) отзывается о национальном характере, о неустойчивости и непостоянстве в любви. Раздвоенность любви, утверждает богослов, часто приводит русскую душу к трагедии демонической одержимости. Все верно, но подобное суждение можно отнести и к другим народам. В определенные судьбоносные трагические периоды своей истории русский народ показывает такие чудеса героизма, которыми восхищается весь мир. Словом, вклад мыслителя, человека с литературной одаренностью, философской зоркостью, обширнейших энциклопедических знаний, богослова в гуманитарную науку неоспорим. Слависты, историки, педагоги, философы, богословы признали Георгия Васильевича Флоровского (отца Георгия) одним из ярчайших мыслителей русской культуры XX столетия.