Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ ВЕРШИНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

«Слава ― не только величие:
слава ― именно начало падения величия.
Смотрите на царства и царей».
В. В. Розанов

Анализ духовного наследия русских мыслителей освещает мощный пласт русской культуры, восставший из тысячелетней трагической, парадоксальной истории России. Каждый виток ее истории заставляет нас обращаться к своим духовным истокам, к великим историческим личностям ― гордости славянской цивилизации. Об одной такой великой личности и пойдет речь.

Ярослав Мудрый (около 978-1054 гг.) родился в переломную эпоху, когда ширилось и укоренялось на Руси христианство, в период княжения Владимира I, отца Ярослава, наблюдался подъем в государственном, культурном и церковном строительстве. Об отце Ярослава написано много истинного и неверного, нравственная жизнь Владимира совершенно изменилась после благодатного крещения. Довольствуясь одной женой (царевной), с которой сочетался браком по закону христианскому, он отпустил от себя всех прочих жен и наложниц, а Рогнеде (княжне, дочери полоцкого князя, матери Ярослава) послал сказать: «Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же, если хочешь, выбери себе мужа». Вот ответ Рогнеды: «Я природная княжна. Ужели тебе одному дорого царство небесное? И я хочу быть невестою Христовою». Жестокий и мстительный в язычестве Владимир ― христианин — сделался образцом кротости и любви к ближнему, ко всем, с кем он общался. Союз Владимира и Рогнеды подарил Древней Руси двенадцать князей и трех княгинь. Рогнеда приняла христианство и назвалась Анастасией, по ее инициативе в Киеве за городской чертой был основан монастырь в честь Богородицы. Однако Ярослав внес самый большой вклад в русскую историю, и он единственный из правителей был назван его современниками прозвищем Мудрый. Ярослав получил прекрасное образование для своего времени, хорошо говорил и писал на греческом языке. От отца и матери унаследовал уважение к религии, всю жизнь оставался твердым христианином и много способствовал тому, чтобы христианство расширялось и укреплялось на Руси. Ярослав Мудрый стал единодержавным правителем (после четырех лет кровопролитной войны между братьями за власть). Не буду описывать междоусобицы между князьями-братьями, читатели из истории знают, кто такой Святополк (Окаянный), процитирую небольшое стихотворение по памяти, не помню автора:

Икона Бориса и Глеба, трагедия отчей земли,
Над ней только вечное небо да русские избы вдали.
Что зависть, коварство и злоба, и братоубийственный меч?
Встают убиенные оба, чтоб кротостью Русь оберечь.

Ярослав, став правителем Руси, ревностно продолжал святое дело равноапостольного отца своего, употреблял все средства к утверждению в Русской земле веры Христовой, заботился о распространении священных и назидательных книг. Повелевая писцам своим списывать их и предлагать для чтения всем желающим, создал в Киеве великолепный Софийский собор (в память о победе над печенегами, после которой они больше не приходили на Русь) по образцу знаменитого храма, воздвигнутого Юстинианом в Константинополе, и украсил его мозаическими картинами и византийскими фресками. Похожие соборы были построены в Новгороде, Полоцке. Ярослав был женат на дочери норвежского короля Олава Харольдсона, в язычестве Ингигерд, в святом крещении Ирине. По кончине супруга она постриглась с именем Анны, ее матерью, как свидетельствуют источники, была прибалтийская славянка по имени Эстрид.

Современники великого князя отмечали неизменную страсть Ярослава к книгам, он имел большую библиотеку и постоянно пополнял ее новыми книгами. Особым благочестием, ревностью к знаниям отличались супруга князя Ирина, дочь Анна и сын Владимир, они были прославлены от Бога святостью и нетлением. Ярослав Мудрый правил Киевской Русью с 1019 по 1054 годы. Кстати, в этом году исполнилось 1000 лет со дня его восшествия на великокняжеский престол. Эти тридцать пять лет его правления превратили Киев в один из крупнейших и красивейших городов христианского мира Так, парадный въезд в город был украшен Золотыми воротами, в городе было построено около четырехсот церквей, несколько рынков, появились учебные заведения, где готовили священнослужителей, летописцев, которые отражали жизнь Древней Руси во всех ее проявлениях. Летописцы, переводчики, писцы переводили богословские и исторические сочинения не только византийских, но и греческих авторов. Списки этих переводов распространялись по разным монастырям. Таким образом, Русь приобщалась к великой культуре античного мира. В 1051 году Ярослав собрал собор епископов в Киеве и предложил им посвятить Илариона в сан митрополита. Тогда, в первый раз, первосвятитель Русской Церкви был избран и посвящен собором русских святителей по воле русского самодержца. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет». В ней дается характеристика духовного иерарха: «Бог князю вложи в сердце и постави Митрополитом во главе церкви. Иларион муж благъ книжень и постник».
До избрания Илариона митрополитом существовала традиция: на роль архипастыря приглашались духовные иерархи от Константинопольского Вселенского Патриархата. Во время священнического служения блаженный Иларион написал удивительное, можно сказать, первое философское произведение «Слово о Законе и Благодати». Уже самим названием читатель начинает думать о том, что есть государства, живущие по законам, и только Русь живет по Христовой (сердечной) благодати. В «Слове» Иларион выдвинул концепцию, согласно которой история человечества связана со сменой форм религии, в этом тезисе угадывается принцип историзма, подобный взгляд духовного иерарха XI века делает ему честь. Иларион прославляет настоящее через прошлое, четко очерчивая национальную идею, единство русского народа (впервые вводит понятие «русский народ»), с одной стороны русская история ― это часть мировой, с другой стороны ― собственными, достойными памяти событиями прошлое, отталкиваясь от него, прогнозируется в надежде на великое будущее Руси.

Трактат митрополита ― это доктрина национальной независимости, в онтологическом плане она строилась на сближении божественного и земного. И еще мне представляется, что «Слово» ― это мировоззренческая основа христианской идеологии, сгусток мощной национальной духовной энергии, являющийся предтечей русской религиозной философии, литературы, истории, всей великой русской культуры.

Для закрепления положения Руси среди других стран Ярослав установил родственные связи с монархами христианского мира. Сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IX, а дочери Анна, Анастасия, Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии, Норвегии. Особо хочется сказать об Анне Ярославне ― одной из образованнейших женщин Европы. Когда она короновалась во Франции, для этой церемонии из Киева привезли специальную Библию, которая после торжественного обряда Анны с Генрихом I осталась в Реймском соборе, и впоследствии на ней короновались французские монархи вплоть до второй половины XIX века. Королеву Франции Анну Ярославну помнят до сих пор, французы почитают ее за доброту, скромность, щедрость, молва о ней докатилась до XXI столетия. Надо сказать, она свободно говорила и писала на семи языках и оставила потомкам интересные воспоминания о Европейской цивилизации того времени. Анна построила в Санли монастырь Святого Винцента, в память о ней там до сих пор хранится ее скульптурное изображение. После смерти Генриха I королева Анна правила Францией до совершеннолетия сына, будущего короля Филиппа I.

Ярослав Мудрый старался укрепить и внутренний порядок в русских землях, по его инициативе был составлен перечень необходимых законов, получивший название Правда (от глагола правити ― т. е. совершать суд). В ней вводилась система денежных штрафов за уголовные преступления, посягательство на жизнь и достоинство разных слоев населения. Изучая законы Ярослава, делаешь для славян лестное заключение, что русичи того времени презирали людей с воровскими наклонностями, не терпели никаких телесных наказаний, виновный платил или жизнью, или свободой, или гривнами. Законы, все судопроизводство были грубы, кратки, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше смерти. Ярославская Правда позднее стала основой Русской Правды Владимира Мономаха. Во время правления Ярослава Мудрого были прекращены междоусобицы, историки называют этот период Золотым веком Древней Руси. Незадолго до своей кончины Ярослав Мудрый по свидетельству «Повести временных лет» дал своим сыновьям завещание, наставление, ― вот оно: «…Имейте любовь между собой, потому что все вы братья от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит ваших врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которые добыли ее своим великим трудом, живите мирно, слушаясь брат брата, сообща берегите русскую землю». Издалека, из глубины веков эти простые, бесхитростные слова великого русского князя значимы и для нынешней России, людей, ее населяющих, живущих в XXI столетии.