Там за мостом
Павел сергеевич Ситников









Павел Ситников

А там, за мостом…











_Почти_все_туристы,_что_едут_в_Крым_и_выпадают_«в_осадок»_на_южном_побережье,_так_и_не_видят,_как_там,_на_севере_полуострова,_рождается_новая_автотрасса,_по_масштабам_строительства_не_уступающая_знаменитому_мосту!_










Собственно, сам подход к Керченскому мосту – это ещё сравнительно небольшой участок, длиной 8,6 км, но даже и он каком-нибудь административном районе считался бы «стройкой века». Но настоящий строительный авто-бум - это совершенно новая автотрасса, отчасти параллельная старой, общей длиной 250 километров, что зацепит по пути в Севастополь такие города, как, Феодосия, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай. Финансирование идёт из федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Заказчиком является, конечно, ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», а генеральным подрядчиком и проектами занимаются специалисты из Питера: АО «ВАД» и АО «Институт «Стройпроект». Как бы даже и не удивительно! Но нам, тюменцам, будет приятно узнать, что наши люди, сибиряки, находятся в авангарде этой стройки века. Например, начальник строительного управления АО «ВАД» по Республики Крым Лозорский Андрей Владимирович - выпускник Омского института «СибАДИ», строивший дороги на Тюменском Севере. Плечом к плечу с ним работает выпускник Тюменского Нефтегазового Университета, руководитель геодезической службы АО «ВАД» Максим Жарников, он тоже работал на Тюменском Севере. И уж тем более важно отметить, что руководителем группы технического надзора ООО «ИК»Петротрасса» является коренной тюменец, выпускник Тюменского Инженерно-Строительного Института, Сергей Иванович Кононов, с которым автор гонял футбольный мяч в 1970-е годы в одном дворе на ул. Мельникайте, 92-94-96. Там у нас были «настоящие» полноразмерные футбольные ворота, - наверняка единственные в Тюмени, если не считать, конечно, спортивных стадионов.










Но вернёмся к трассе, хотя особо не будем вдаваться в технические нюансы технологии дорожного строительства, которые у нас, на «материке», легко нарушаются, где только можно, дабы накормить досыта тех, кто, наверное, ни разу в жизни и лопаты-то в руках не держал. Но на взгляд обывателя процесс крымской стройки выглядит таким образом (подсмотрено тюменскими экотуристами по пути в Казантипский заповедник). Сначала спиливают деревья вдоль старой трассы, выкорчёвывая под корень. Любителей природы этот процесс, конечно же, напрягает, но есть-таки надежда, что в степи посадят новую лесополосу, вдоль новой обочины, проходящей параллельно.










Потом в некоторые участки запускают археологов, дабы на долгие годы не закатать в асфальт какие-нибудь археологические памятники. И те ведь находят: скифские курганы с чудом не разграбленными захоронениями, даже целые крепости и мини-города, неизвестные науке, нашпигованные историческими артефактами! Одну такую прекрасно сохранившуюся погребальную камеру, сложенную из крупных каменных блоков, перенесут в музей под открытым небом Пентикапей. В ходе земляных работ показался взору и так называемый пиритакский земляной оборонительный вал и ров, возрастом почти два с половиной тысячелетия. Всё это уже гораздо приятнее и интереснее, - значит, будут новые объекты для любознательных туристов.










Не менее кропотливая работа и у сапёров, - в земле Крыма немало неразорвавшихся снарядов с Великой Отечественной, от ручных гранат до авиабомб. Никак не хватало воли и средств с ними разобраться за 70 с лишним лет, - мы и сами их видели на бесхозном берегу Азовского моря.



















Потом снимают пару-тройку метров коренного грунта и послойно отсыпают из песка дорожную насыпь, начиная с основания дорожной «одежды» из мелкого камня, и не забывая пропускать, где положено, «маты» из синтетических материалов.










Параллельно меняются все встреченные по пути инженерные сооружения на новые. Строятся дорожные развязки и мосты через все водотоки, мощные основания путепроводов, причём процесс забивки свай и монолитной бетонной заливки не останавливается даже ночью.










По трассе, уже ни от кого не скрываясь (как это было три года назад), можно увидеть военную самоходную технику и системы ПРО, без всякой маскировки. Защита крымской земли, по праву принадлежащей теперь России, ни у кого уже не вызывает сомнений.










Будущим туристам, да и самим крымчанам, стоит только позавидовать, хотя, как и любой другой ремонт, приходится пока потерпеть. Но хочется надеяться, вдруг да здесь тоже появятся «вечные» дороги. Как тот 9-километровый участок в Тверской области, который уже много лет не требует ремонта. Помните такую сенсацию в СМИ ровно год назад? (http://ren.tv/novosti/2016-09-02/v-rossii-obnaruzhili-dorogu-ne-trebuyushchuyu-remonta ) – Там журналисты с невиданным пристрастием пытались вызнать чудо-рецепт дорожников. Он оказался предельно прост! Не нарушались технологии, использовались качественные стройматериалы, никто не воровал и никому откатов не платил. Вот и весь «фокус»!!!

Вот тут-то мы и надеемся на своего земляка Сергея Кононова, ведь процесс контроля за качеством строительства как раз именно на нём и его ближайших коллегах. Не подведи нас, дружище!!!

От лица всех друзей детства и будущих крымских туристов,

Павел Ситников. 5.09.2017

Фото автора и Сергея Кононова.