Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ О СУДЬБЕ РОССИИ


_Николай_Александрович_Бердяев_ (1874–1948 гг.) родился в военной семье, поэтому учился некоторое время в военной школе. В книге «Самопознание» Н. Бердяев откровенно писал: «У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Нелюбовь ко всему родовому – характерное мое свойство». Учился Бердяев в Киевском кадетском корпусе, в 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета св. Владимира. Через год он перевелся на юридический факультет. В студенческие годы увлекся марксизмом и в 1898 г. был арестован и исключен из университета. Увлечение марксизмом было непродолжительным и ссылка тоже, сначала в Вологду, а затем в Житомир. В административной ссылке он много читает и полностью отходит от марксизма, примкнув к либеральному «союзу освобождения». Духовная эволюция Бердяева привела его к трансцендентному идеализму. В период революции в России он вместе с другими философами и писателями создает «Вольную религиозно-философскую Академию» и пишет прекрасную книгу «Философия неравенства».

В 1922 г. он был выслан из России в составе большой группы ученых, писателей, оппозиционно настроенной интеллигенции. Некоторое время живет и работает в Берлине, а затем переезжает в Париж, участвует в создании религиозно-философской академии. С 1925 года издает «орган русской религиозной мысли – журнал «Путь». Н. Бердяев написал очень много статей и книг, литературная плодовитость его поражает; он вкладывает в свои произведения блеск, яркость, страсть и свое философское дарование. «Моя личность, – писал он, – не есть готовая реальность, я созидаю свою личность, созидаю ее и тогда, когда познаю себя, я есть, прежде всего, акт».

Особенность отечественной философии в том, что ее движущей силой являются не внутренние проблемы науки, а общественная боль, народное состояние духа. Наша вечно неустроенная жизнь, неудовлетворенность своим трудом и бытом приводили к тому, что лучшие умы и благороднейшие сердца вынуждены, были неизменно ощущать комплекс вины. Н. А. Бердяев, как последователь Н. Федорова и Вл. Соловьева, в своих работах «Русская идея», «Судьба России», «Судьба человека» ставит вопрос о смысле человеческой жизни вообще, русского человека в частности. В работе «Русская идея» Бердяев прямо и бескомпромиссно критикует культурологические, милитаристские формы русофобии, имевшие место на Западе. Он утверждает, что мышление русского человека иное, чем мышление западного человека, воспитанного в духе рационализма.

Русский человек ближе к земле и ему претит сама идея выделения среди подобных себе, а тем более – идея сверхчеловека. Он ссылается при этом на великих русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, философа Вл. Соловьева.

В основе русской идеи Н. Бердяева лежит мысль о братстве, общности (он ее назвал коммюнотарностью) людей и народов, эту идею может осуществить Россия, русский народ. Бердяев подчеркивает такую черту русского народа, как служение делу во имя человечества, которое делает его ведущим в братской семье народов земли. Вот его слова: «Полное отрицание национализма может быть явлением глубоко русским, неведомым западному миру, вдохновенным вселенской идеей о России, ее жертвенным мессианским призванием. Мессианизм не означает, что мы лучше других и на большее притязать можем, а означает, что мы больше должны сделать и от большего способны отречься».

Как религиозный философ, Бердяев считает, что Бог является нравственным идеалом для людей, он являет себя людям, но не управляет людьми. Человек обладает свободной волей, возможностью совершать любые поступки, которые не может предвидеть даже Бог. Человека свободным, считает философ, делает не общество и не Бог, а он сам. Он отвергает всемогущество Бога, ибо не творит воли существ Вселенной, а просто помогает человеку, чтобы воля становилась доброй. И только в творческом искании самого себя человек делает себя свободным. Свобода, творчество, по Бердяеву, первичнее Бога. Творческая природа человека и способна обнаружить и существование Бога, а в человеческих отношениях, в процессе общения человек способен понять не только того, с кем общается, но и себя. «Человек есть творческое существо не только в космическом, но и теогоническом смысле. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию космической». Личность, считает он, не часть космоса, а космос часть личности.

Истинное познание человека Бердяев связывает с углубленным, религиозным взглядом на жизнь. Только библейско-христианская антропология дает возможность целостно рассмотреть сущность человека, его происхождение и назначение в мире. Н. Бердяев считал, что цель жизни – в возврате к мистерии Духа, в которой Бог рождается в человеке, а человек рождается в Боге. Бог у него трансцендентен, т. е. выступает как внутренний голос каждого человека. Бог в каждом из нас и вне нас. Иными словами, сущность Бога в богочеловечении, в преодолении пропасти между Богом и человеком. Пришествие Христа и искупление являются продолжением сотворения мира. Бог стремится к тому, чтобы страдать с миром. Это соединяет человека. Он верит во всеобщее единение с Богом и дарует ему любовь.

Таким образом, философские идеи Н. Бердяева о человеке, как и его предшественников, пронизаны религиозным чувством, он верит в нравственное и духовное самосовершенствование человека (не без помощи Бога), в творческие силы русского народа и мессианское предназначение России. Н. Бердяев-философ повлиял на развитие французского и немецкого экзистенциализма, его чтут во всем мире как выдающегося мыслителя России, выразителя духа православия. Русский философ Г. Федотов очень точно охарактеризовал его: «Н. А. Бердяев войдет навсегда в историю России как образ живого и страстного религиозного искателя и борца, как человека. впервые открывшего Западу, все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину русского религиозного гения». Н. А. Бердяева по праву называют русским Гегелем XX века. Незадолго до смерти Н. Бердяев был одним из кандидатов на Нобелевскую премию.