Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849–1936 ГГ.)


Родился в Рязани в семье священника. Учился в Духовном училище и Духовной семинарии. Окончил Петербургский университет (1875) и Медико-хирургическую академию (1879). Лауреат Нобелевской премии по медицине (1904). Основные идеи мыслителя связаны с закономерностями высшей нервной деятельности, развил учение о рефлекторном характере психической деятельности, обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологического базиса абстрактного мышления. Павлов разработал принцип детерминизма в объяснении поведения организма.

Организм, по мнению Ивана Петровича, сам учится различать сигналы (процессы дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, «предсказывать и модифицировать поведение человека». В своих исследованиях ученый установил существование рефлексов, которые возникают в течение его жизни. Они охватывают все реакции животных и человека на воздействия внешней и внутренней среды организма. Он назвал их условными рефлексами, которые вырабатываются на основе безусловных. Кроме этих рефлексов Павлов выделяет и новые виды рефлексов цели, свободы, им выдвинуто понятие «динамического стереотипа», как относительно устойчивой рефлекторной системы, разработано учение о лежащих в основе темперамента типах высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность) и т. д. Ученый свои идеи доказывал посредством многочисленных экспериментов.

Основываясь на эмпирических данных, считал он, можно объяснить закономерности природы.

Задача ученого «сводится к установлению закона причинности, т. е. к точному описанию фактов и к выискиванию их взаимозависимости». Этого положения великий физиолог придерживался в течение всей своей долгой научной деятельности.

С точки зрения философии Павловское учение вскрыло отражательный характер высшей нервной деятельности. Его учение о рефлексах имеет важное методологическое значение, позволяющее понять, что целостность организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности нераздельны. Открытия Павлова в области физиологии, психологии повлияли на гуманитарные науки, в частности: педагогику, философию, антропологию, а также медицину.

И совершенно прав В. Вернадский, сказав об открытиях Павлова, что они позволяют говорить о нем не только как о естествоиспытателе, но и как о глубоком мыслителе.

Павлов изучал вовсе не секреторные условные рефлексы, и даже не условные рефлексы вообще, а более общие явления – временные связи, те кирпичики, из которых строится все здание мыслительной деятельности мозга животных и человека. Термины «условный рефлекс» и «временная связь» не вполне идентичны. По сравнению с условным рефлексом временная связь – явление общего порядка. Известны такие временные связи, которые условным рефлексом не назовешь, гак как их образование не ведет к возникновению внешних реакций, ни к движению мышц, ни к секреции желез. Временная связь -основной центральный механизм мозговой деятельности.

_ТЕКСТ:_Детерминистское_понимание_психики_

_Совершенно_очевидно,_что_вся_деятельность_организма_должна_быть_закономерна._

_Теория_рефлекторной_деятельности_опирается_на_три_основных_принципа_точного_научного_исследования:_во-первых,_принцип_детерминизма,_т._е._толчка,_повода,_причины_для_всякого_данного_действия,_эффекта;_во-вторых,_принцип_анализа_и_синтеза,_т._е._первичного_разложения_целого_на_части,_единицы_и_затем_снова_постепенного_сложения_целого_из_единиц,_элементов;_и,_наконец,_принцип_структурности,_т._е._расположения_действий_силы_в_пространстве,_приурочения_динамики_к_структуре..._

_Теория_рефлекса_постоянно_теперь,_как_и_с_самого_начала_ее_проявления,_беспрерывно_увеличивает_число_явлений_в_организме,_связанных_с_определяющими_их_условиями,_т._е._все_более_и_более_детерминизирует_целостную_деятельность_организма._

_Постепенную_связь_внешнего_агента_с_ответной_на_него_деятельностью_организма_законно_назвать_безусловным_рефлексом,_а_временную –_условным_рефлексом..._временная_нервная_связь_есть_универсальнейшее_физиологическое_явление_в_животном_мире_и_в_нас_самих._А_вместе_с_тем_оно_же_и_психическое..._

_Мышление_и_речь_

_В_развивающемся_животном_мире_на_фазе_человека_произошла_чрезвычайная_прибавка_к_механизмам_нервной_деятельности._

_Для_животного_действительность_сигнализируется_почти_исключительно_только_раздражениями_и_следами_их_в_больших_полушариях,_непосредственно_приходящими_в_специальные_клетки_зрительных,_слуховых_и_других_рецепторов_организма..._Это –_первая_сигнальная_система_действительности,_общая_у_нас_с_животными._Но_слово_составило_вторую,_специальную_нашу_сигнальную_систему_действительности,_будучи_сигналом_первых_сигналов._

_...Сигналы_сигналов..._представляют_собой_отвлечение_от_действительности_и_допускают_обобщение,_что_и_составляет_наше_лишнее,_специально_человеческое_высшее_мышление._