Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834–1907 ГГ.)


Великий ученый-химик родился в г. Тобольске. Он был последним семнадцатым ребенком в семье. В родословной Менделеева со стороны отца были священники, учителя, а со стороны матери – купцы. Д. Менделеев окончил Тобольскую гимназию, затем главный педагогический институт в Петербурге. Творец периодической системы химических элементов был очень разносторонним ученым. Научное мировоззрение ученый рассматривал как важный этап в становлении каждого исследователя независимо от его сферы деятельности. Дмитрий Иванович не только интересовался результатами научных исследований в области естественных наук, его интерес распространялся и на гуманитарные науки. Он исследовал историю государств древней Азии, Европы, Америки. Историю человечества ученый связывал с развитием промышленности и земледелия. Соотношение промышленности и земли позволило ему создать периодизацию истории развития человеческого общества, выделив, пять ступеней: дикость, первобытно-патриархальное общество, оседлое земледелие, современный промышленный строй и будущий всеобщий промышленный строй. Последний период ученый характеризует как гармоничный, в котором исчезнут социальные антагонизмы, будут созданы все необходимые условия для развития людей, материального производства и роста уровня культуры. Огромный резонанс в России и за рубежом имела статья Д. Менделеева против антинаучных и антисоциальных влияний. Он основательно интересовался сверхчувствительными феноменами человеческой психики и издал «материалы для суждения о спиритизме», доказывая их несостоятельность, назвав спиритические учения «суеверием».

Интересны идеи Менделеева о христианстве. Как православный мыслитель ученый считал, что противодействие христианству со стороны крупных государств в период средневековья «вскормило» индивидуализм и привело к крупнейшему меркантилизму, прагматизму, рационализму в Европе и Америке. Это действительно точное замечание русского мыслителя и вся история развития народов упомянутых континентов совпало с пророчествами ученого. Он предвидел влияние новохристианских идей на личность и что их культивирование исчерпает свои возможности в новой истории.

Д. И. Менделеев, как патриот своего Отечества, в своих философских, социологических, исторических воззрениях поднимал вопросы социально-экономического развития России. Его интересовали различные стороны жизни русского народа, начиная от народного просвещения до области искусства. Он положил начало россиеведению, глубоко верил в потенциальные возможности Родины, ратовал за технологическое обновление промышленности, рациональное использование энергетических ресурсов, экономическую самостоятельность, сильную суверенную ни от кого не зависящую Россию.

_ТЕКСТ:_...А_потому_можно_смело_сказать:_лучше_держаться_такой_гипотезы,_которая_может_оказаться_со_временем_неверною,_чем_никакой._Гипотезы_облегчают_выращивание_полезных_растений._

_Изучать_в_научном_смысле –_значит:_а)_не_только_добросовестно_изображать_или_просто_описывать,_но_и_узнавать_отношение_изучаемого_к_тому,_что_известно_или_из_опыта_и_сознания_обычной_жизненной_обстановки,_или_из_предшествующего_изучения,_т.е._определять_и_выражать_качество_неизвестного_при_помощи_известного,_б)_измерять_все_то,_что_может_подлежать_измерению,_показывать_численное_отношение_изучаемого_к_известному,_к_категориям_времени_и_пространства,_к_температуре,_массе_и_т.п.;_в)_определять_место_изучаемого_в_системе_известного,_пользуясь_как_качественными,_так_и_количественными_сведениями:_г)_находить_по_измерениям_эмпирическую_(опытную,_видимую)_зависимость_(функцию,_«закон»,_как_говорят_иногда)_переменных_величин,_например,_состава_от_свойств,_температуры_от_времени,_свойств_от_массы_(веса)_и_т._п.;_д)_составлять_гипотезы_или_предположения_о_причинной_связи_между_изучаемым_и_его_отношением_к_известному_или_к_категориям_времени,_пространства_и_т._п.:_е)_проверять_логические_следствия_гипотезы_опытом._

_У_научного_изучения_предметов_две_основных_или_конечных_цели:_предвидение_и_польза._Предвидеть_или_предсказать_то,_что_еще_неизвестно, –_значит_во_всяком_случае_не_менее_открытия_чего-либо_существующего,_но_еще_не_описанного_(напр.,_новой_страны_или_неизвестных_явлений,_тел,_приемов_промышленности_и_т._п.),_а_имеет_то_высшее_значение,_что_указывает_на_возможность_людям_проникать_в_самую_Сущность_вещей,_в_тот_высший_Разум,_который_руководит_всем._Научное_предвидение_может_так_примирять_прирожденное_людям_понятие_о_Божестве,_с_прирожденными_же_стремлениями_к_любознательности,_к_общему_и_личному_благу_и_к_обладанию_природою,_так_и_согласовать_гордую_кичливость_воли_и_разума_с_беспечною_покорностию_и_безответственностью,_потому_что_в_научных_предсказаниях_всегда_видна_тесная_связь_конечного_с_непостижимым_бесконечным,_а_конкретного_или_единично-реального_с_отвлеченно-абстрактным_и_общим._Но_торжество_научных_предсказаний_имело_бы_очень_малое_для_людей_значение,_если_бы_оно_не_вело_под_конец_к_прямой_общей_пользе._Она_проистекает_из_того,_что_научные_предсказания,_основываясь_на_изучении,_дают_в_обладание_людское_такие_уверенности,_при_помощи_которых_можно_направлять_естество_вещей_в_желаемую_сторону_и_достигать_того,_что_желаемое_и_ожидаемое_приближается_к_настоящему_и_невидимое_к_видимому._Религиозные_и_философские_понятия_живут_и_развиваются_уже_многие_тысячелетия._А_те_понятия,_которыми_руководится_точно_предсказывающая_наука,_возродились_всего_лишь_несколько_столетий_назад_и_успели_охватить_лишь_очень_немногое._Химия_же_вошла_в_состав_таких_наук_всего_лишь_разве_два_столетия._Впереди,_наверное,_предстоит_от_таких_наук_много,_много_и_предсказаний_и_пользы._В_большинстве_случаев_первое_суждение_о_множестве_предметов,_не_повторяющихся_в_ежедневном_опыте_с_различными_видоизменениями,_а_всегда_в_одном_виде,_ила_всего_только_однажды,_или_немного_раз,_обыкновенно_бывает_неверно._Так,_ежедневная_видимость_восхождения_и_заката_солнца_и_звезд_дает_неверное_суждение_о_том,_что_свод_небесный_движется,_а_мы_с_землею_остаемся_неподвижными._Эта_видимая_правда_далека_от_истины_и_ей_даже_противоположна._Точно_так_же_повседневный_опыт_заключает,_что_железо_не_горюче,_а_между_тем_оно_горит_не_только_в_виде_опилок,_но_и_в_виде_проволоки._В_обычной_жизни_мы_судим_часто_с_первого_раза_совершенно_верно_лишь_по_той_причине,_что_ежедневный_опыт_научил_нас_верному_суждению._