Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ КАРСАВИН (1882–1952 ГГ.).


Один из выдающихся русских философов XX века. Историк-медиевист, культуролог, богослов, идеолог евразийства. Родился в Петербурге, закончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

Молодой ученый работал в библиотеках и архивах ряда европейских стран и очень рано защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию о религиозной жизни в Италии в XII –XIII веках. После Октябрьской социалистической революции его интерес переместился в философско-богословскую сферу. Он написал следующие работы: «София земная и горняя», «Достоевский и католичество», «Восток, Запад и русская идея», «О свободе», «О добре и зле», Опыт христианской метафизики», «Святые отцы и учителя. Раскрытие православия в их теориях».

Поскольку советская власть не поощряла деятельность православного выборного ректора Петроградского университета, он, в числе многих выдающихся деятелей науки и культуры, летом 1922 года был выслан за рубеж. Карсавин преподает философию в Берлине, являясь профессором Русского научного института. В 1928 году философ принял приглашение Каунасского университета и возглавил кафедру всеобщей истории, чтобы быть ближе к России. В июле 1949 года ученого арестовывают и направляют в воркутинские лагеря, где он и умирает от туберкулеза в июле 1952 года.

Карсавин в своем большом философском трактате «Философия истории» рассматривает историю в русле метафизического всеединства, продолжая идеи Вл. Соловьева. Он пишет: «История должна быть православной». Чувствуется претенциозное суждение, но оно основывается у философа на своеобразной конфессиональное в науке. И он считает, что наши знания о мире даны нам в вере «только верою можно обосновывать знание. Философия должна быть служанкой богословия».

Представляя сотворение мира, Карсавин рассматривает этот процесс как отражение божественной троичности (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой). Данный подход он использовал не только в своих работах по философии истории, но и на учении о личности.

Триединство отождествляется с Богом как Пресвятой Троицей, что свидетельствует и о его стремлении видеть идентичность Личности, Бога и Триединства. Он в своей теории о личности выделяет три стадии Триединства: «первоединство – само – разъединение – самовоссоединение». Эти три стадии в своей совокупности охватывает отношение Бога и мир, в котором Бог есть любовь. Физическая смерть человека достигает свое бытийное назначение. Без смерти нет ни полноты любви, ни полноты бытия. «Жизнь, – у Карсавина, – через смерть». В работах «О личности» и «Поэме о смерти» сливаются воедино его метафизика и жизнь, личная драма переживания, размышления о мире, в котором человек и космос, смыкаясь в единство, «единятся в вечном».

_ТЕКСТ:_Возможен_ли_мир_без_личного_своего_бытия?_Вопрос,_конечно,_важный,_но –_обладающий_только_теоретическим_знанием. –_Единый_в_своем_времени_и_пространстве_мир_осуществляет_свое_личное_бытие,_по_крайней_мере_в_человечестве._Он,_несомненно, –_симфоническая_всеединая_личность_или_иерархическое_единство_множества_симфонических_личностей_разных_порядков,_а_в_них_и_личностей_индивидуальных._Он_похож:_на_пасхальное_яйцо,_состоящее_из_многих_включенных_друг_в_друга_яиц,_которым_еще_так_недавно_играли_наши_дети._Наш_мир_уже_не_может_быть_без_личного_бытия,_ибо_оно_в_нем_уже_есть._Но,_само_собой_разумеется,_симфоническая_личность_ближе_к_своему_совершенству_и_лучше_раскрывает_свою_природу,_если_она_осуществляется_только_в_личностях._Строго_говоря._такой_личности_в_нашем_несовершенном_и_все_же_едином_мире_нет._Однако_с_помощью_некоторого_отвлечения_от_вещного_бытия_мы_с_тем_же_правом,_с_каким_изучаем_индивидуальную_личность,_можем_изучать_и_симфоническую,_поскольку_она_осуществляется_только_в_личностях._Назовем_такую_симфоническую_личность_социальною_личностью._

_Вполне_естественно,_что_несовершенный_мир_не_социальная,_а_симфоническая_личность,_т._е._что_не_все_его_моменты –_актуальное_личное_бытие._Отсюда,_разумеется,_следует,_что_во_всякой_несовершенной_личности,_и_в_частности,_во_всякой_несовершенной_индивидуальной_личности_есть_ее_неличное_бытие,_в_которое_она_упирается_и_которого_личным_сделать_не_может._Есть,_иначе_говоря,_некоторый_предел_«лицетворения»_или_«лицеприятия»,_обусловленный_несовершенством_мира_и_действительный_для_несовершенного_мира._Тем_не_менее_удивительно,_что_столь_несовершенна_актуализация_именно_индивидуальной_личности._В_самом_деле,_всякая_личность,_кроме_индивидуальной,_осуществляет_себя_как_многоединство_моментов-личностей,_моменты_оке_личности_индивидуальной,_т._е._ее_аспекты_(...),_подобны_личностям,_но_самостоятельными_личностями_все_же_не_являются._В_индивидууме_саморазъединяющаяся_сила_личного_бытия_словно_истощается_или_изнемогает._Этот_факт_тем_загадочнее,_что_личность –_всеединство_моментов-личностей._

_Из_понятия_личности_следует,_что_не_может_быть_в_нисходящем_ряду_личностей_«последней»_личности,_ибо_последняя_личность,_не_разъединяясь_на_личности-моменты,_не_была_бы_уже_личностью._По_тому_же_самому_основанию_не_может_быть_и_«первой»_личности,_ибо_она_не_была_бы_личностью_как_не_индивидуирующая_себе_высшей,_не_являющаяся_ее_моментом._Это_соображение_одинаково_относится_и_к_тварному_миру,_и_к_Ипостаси_Логоса_как_Всеединой_Личности,_причастием_которой_личен_тварный_мир._

_Пытаясь_представить_себе_Всеединую_Личность_Логоса,_мы_считаем_Его_личности,_начиная_с_«первой»,_которая_и_есть_сама_Ипостась_Его_как_всеединство_и_даже_единство_Его_личностей,_и_не_находим_конца_счисляемым._Как_же_тогда_возможно,_чтобы_существовала_первая?_Переходя_от_самораскрытия_или_становления_Логоса_к_Его_установленности_или_раскрытости,_сменяя_динамическое_рассмотрение_статическим,_мы_тщимся_понять_Всеединую_Личность_как_некое_количественное_число;_но_всегда_перед_нами_лишь_одна_из_фаз_самораскрытия_Логоса,_до_и_после_которой –_множество_других._Если_бы_Логос_был_только_конечным,_тогда_бы_мы_Его_счислить_могли._Но_Он_и_бесконечен._Поэтому_нет_числа,_которое_бы_Его_выражало,_хотя_всякое_Его_выражает,_как_сама_единица._