Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (1882–1937 ГГ.).


Гениальный религиозный мыслитель родился в местечке Евлах, Елисоветпольской губернии на западе нынешнего Азербайджана. Закончил Тифлискую гимназию физико-математический факультет Московского университета. Будущий мыслитель разочаровывается в профессии математика и решает посвятить себя монашеству, поступает в Московскую Духовную Академию, которую заканчивает в 1908 году и через несколько лет принимает священство. В этот период времени, основываясь на естественные научные знания (защитил кандидатскую диссертацию по математике), он все больше погружается в изучение философии и богословских дисциплин. Феноменальные способности Флоренского поражали его современников, его называли «русским Леонардо да Винчи». Ученные, общавшиеся с П. Флоренским, вынуждены были признать, что он обладал «сверхчеловеческими способностями». Гениальный русский мыслитель написал работы в области физики, математики, археологии, кристаллографии, стандартизации, мерзлотоведения, почвоведения, электротехники, материаловедении, радиотехники, геологии, философии.

Тематика его исследований простиралась от поэзии и философии до истории и богословия. В советский период ему предлагали отказаться от священства (он неизменно ходил в рясе) или он разделит судьбу репрессированных. П. Флоренский предпочел последнее, его сослали в Сибирь, а затем в Соловецкий лагерь, где он и был расстрелян 8 декабря 1937 года.

Философские, исторические, гносеологические идеи Флоренского пронизаны христианским откровением. Он убежден в том, что если философская мысль лишена путеводной звезды (христианское откровение), то она с неизбежностью приводит к «скептическому аду» и саморазрушению разума. Избежать «саморазрушения» можно только посредством «подвига веры». Вера может вывести философскую мысль из тупика абсолютного сомнения и «над разрушенным Храмом рассудка вспыхнут зарницы истинного и полного прозрения».

По мнению Флоренского, только вера постигает Истину. В своих философских работах, касающихся гносеологии, он постоянно подчеркивает, что истина «двуединестна» ей присуща антиномичность, он обличает все обманные притязания разума на обладание Истиной «вне подвига веры». Для религиозного мыслителя Бог абсолютно надмирен и все творения мыслятся свободными, т. е. не происходящими от Бога «с необходимостью». Бог мог бы и не творить мира, из Абсолютного нельзя вывести относительного. И поэтому Флоренский считает, поскольку мир все же сотворен, Бог вложил в него от своей божественной сущности – эманации «Его природы», которые он называет «Софией». София представляет живую связь между Богом и миром, она есть творение, а душа и совесть творения – человечества – Церковь – есть София по преимуществу. Отношение Флоренского к западной цивилизации мало чем отличается от славянофильства. Его решительное отличие «русской» православной философии связывает с рассудком. На Западе все определяется в философии силами рассудка, выражается в системе понятий, а у нас, русских, строится «философия идеи и разума».

Интересны его рассуждения о Любви. По мнению Флоренского, красота мира доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутого эгоизма. «Аскетизм создает не только добрую, но и прекрасную личность». Его идеалом личности являются великие святые, аскеты. Стремление к святости раскрывает перед человеком святую вечную сторону любого творения в его « нетленной красоте». Огромное наследие гения русской религиозной философии исключительно многогранно. В наше время, т. е. в XXI столетии, мы начинаем понимать и осознавать величие Павла Флоренского – одного из крупнейших мыслителей русской культуры XX века.

_ТЕКСТ:_София_есть_Великий_Корень_цело-купной_твари,_[...]_т._е._всецелостная_тварь,_а_не_просто_вся,_которым_тварь_уходит_во_внутри-Троичную_жизнь_и_через_который_она_получает_себе_Жизнь_Вечную_от_Единого_Источника_Жизни;_София_есть_первозданное_естество_твари,_творческая_Любовь_Божия,_«которая_излилась_в_сердца_наши_Духом_Святым,_данным_нам»_(Рим._5;_5);_поэтому_то_истинным_Я_обоженнаго,_«сердцем»_его_является_именно_Любовь_Божия,_подобно_как_и_Сущность_Божества –_внутри-Троичная_Любовь._Ведь_все –_лишь_постольку_истинно_существует,_поскольку_приобщается_Божества-Любви,_Источника_бытия_и_истины._Если_тварь_отрывается_от_корня_своего,_то_ее_ждет_неминуемая_смерть._

_В_отношении_к_твари_София_есть_Ангел-Хранитель_твари,_Идеальная_личность_мира._Образующий_разум_в_отношении_к_твари,_она –_образуемое_содержание_Бога-Разума,_«психическое_содержание»_Его,_вечно_творимое_Отцом_через_Сына_и_завершаемое_в_Духе_Святом:_Бог_мыслит_вещами._

_Поэтому,_существовать –_это_и_значит_быть_мыслимым,_быть_памятуемым_или,_наконец,_быть_познаваемым_Богом._Кого_«знает»_Бог,_те_обладают_реальностью,_кого_же_он_«не_знает»,_те_и_не_существуют_в_духовном_мире,_в_мире_истинной_реальности,_и_бытие_их –_призрачное_(1.326-327)._

_Вечная_Невеста_Слова_Божия,_вне_Его_и_независимо_от_Него_она_не_имеет_бытия_и_разсыпается_в_дробность_идей_о_твари;_в_Нем_же –_получает_силу._Единая_в_Боге,_она_множественна_в_твари_и_тут_воспринимается_в_своих_конкретных_явлениях_как_идеальная_личность_человека,_как_Ангел-Хранитель_его,_т._е._как_проблеск_вечного_достоинства_личности_и_как_образ_Божий_в_человеке_(1.329)._

_Пронизанная_Троичною_Любовью,_София_религиозно, –_не_разсудочно, –_почти_сливается_со_Словом_и_Духом_и_Отцом,_как_с_Премудростью_и_Царством_и_Водительством_Божиим;_но_разсудочно_она_есть_совсем_иное,_нежели_каждая_из_этих_Ипостасей_(1.331)._

_София_участвует_в_жизни_Триипостасного_Божества,_входит_в_Троичныя_недра_и_приобщается_Божественной_Любви._Но,_будучи_четвертым,_тварным_и,_значит,_не_едино-сущным_Лицом,_она_не_«образует»_Божественное_Единство,_она_не_«есть»_Любовь,_но_лишь_входит_в_общение_Любви,_допускается_войти_в_это_общение_по_неизреченному,_непостижимому,_недомыслимому_смирению_Божественному._

_Как_четвертое_Лицо,_она,_по_снисхождению_Божию_(–_но_ни_в_коем_случае_не_по_своему_естеству!_-),_вносит_различие_в_отношении_к_себе_промыслительной_деятельности_Троичных_Ипостасей_и,_будучи_для_Триединого_Божества_одною_и_тою_же,_является_сама_в_себе_различною_в_своем_отношении_к_Ипостасям;_идея_о_ней_получает_ту_или_иную_окраску,_в_зависимости_от_того_на_Которую_Ипостась_мы_преимущественно_обращаемся_созерцанием._