Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ (1845–1916 ГГ.)


Русский ученый – биолог, антрополог, зоолог, иммунолог, микробиолог, основоположник эволюционной эмбриологии, медик, родился в деревне Ивановке Харьковской губернии в семье помещика. Окончил Харьковский университет, прошел научную специализацию в Германии, Италии, где исследовал эмбриологию беспозвоночных. Последовательно проходил все научно-должностные ступени, доцент, профессор (профессор в 23 года в Одесском университете), профессор Петербургского университета. С 1887 года работал в Париже в сотрудничестве с Л. Пастером, заведовал лабораторией в Пастеровском институте до конца своей жизни – 1916 года.

В 1908 году Мечников удостоен Нобелевской премии за фагоцитарную теорию иммунитета. Основные идеи, связанные с происхождением и развитием многоклеточных организмов, основанные на экспериментальных исследованиях, изложены мыслителем в работах: «Этюды в природе человека», «Этюды оптимизма», «Сорок лет искания рационального мировоззрению). В этих монографиях Мечников прослеживает судьбу бактерий, попадающих в живой организм. Он обнаружил существование особых клеток, способных самостоятельно передвигаться внутри организма и пожирать инородные тела, в частности, микробов. Эти клетки ученый назвал фагоцитами. С разработкой фагоцитарной теорией связаны его исследования в области теории воспаления, иммунитета, а затем и по одному из коренных вопросов биологии – по вопросу о причинах старения и смерти. Он приходит к выводу, что смерть становится желанной в итоге длительной жизни человека. Для ученого несовершенство человека можно исправить посредством науки. Понятие «артобиоза» связано с научной регуляцией жизни. Вывод ученого таков: чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью не нужно думать о смерти».

Принцип артобиоза Мечников связывает со своеобразной «этикой души и тела» в их гармоничном соединении на основе физических, антропо-биологических, психосоматических, этических и социальных факторов.

В совокупности всех перечисленных факторов можно говорить о гармонии здорового образа жизни.

Счастье, по его мнению, заключается в нормальной эволюции инстинкта жизни. Величайшее счастье заключается в нормальной эволюции чувства жизни, приводящего к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщения жизни. Чтобы достичь долголетия, общество, по мнению мыслителя, должно создать необходимые условия для каждой личности, обеспечить возможности для развития индивидуальности. При этом он постоянно упоминает в своих работах, что от человека зависит его долголетие. Человек должен изменить свою природу, используя знания природы, только в этом случае он сможет стать гармоничной личностью и прожить достойную, долгую, интересную жизнь.

_ТЕКСТ:_..._Человек_не_может_существовать_вполне_изолированным_в_природе._Рождается_он_слабым_и_беспомощным_и_поэтому_должен_быть_связанным_с_существом,_питающим_и_защищающим_его._Хотя_ребенок_эгоистичен,_но_он_привязывается_к_своему_покровителю,_и_таким_образом_возникает_чувство_симпатии._Под_руководством_последнего,_а_также_вследствие_сознания_собственного_интереса_ребенок_рано_начинает_упражнять_свою_волю_для_обуздания_некоторых,_однако,_вполне_естественных_инстинктов._Так,_боязнь_лишиться_пищи,_заставляет_его_слушаться_своих_покровителей._Следовательно,_даже_ребенок_не_может_совершить_своего_нормального_цикла,_не_придерживаясь_известного_нравственного_поведения._

_Достигнув_молодости_и_половой_зрелости,_человек_ощущает_потребность_сближения_с_лицом_другого_пола._Потребность_эта_налагает_на_него_известные_обязанности._Несмотря_на_то_что_любовь_юноши_менее_эгоистична,_чем_привязанность_ребенка,_она_тем_не_менее_далеко_не_носит_характера_самоотверженности_и_самопожертвования._Молодая_женщина,_пройдя_школу_жизни,_совместно_с_матерью_и_мужем,_в_свою_очередь_становится_матерью._Материнский_инстинкт_подсказывает_ей_некоторые_правила_поведения,_но_этого_естественного_инстинкта_не_достаточно_для_достижения_цели,_т._е._для_воспитания_ребенка_до_поры,_когда_он_сделается_самостоятельным._Руководимое_чувство_симпатии_к_своим_детям,_молодая_мать_следует_советам_более_опытных_женщин,_чтобы_оградить_своих_детей_от_грозящих_опасностей._В_течение_первых_годов_жизни_нравственное_поведение_матери_почти_исключительно_сводится_к_физическому_уходу_за_ребенком._Для_этого_она_должна_приобретать_многочисленные_и_разнообразные_сведения._Если_она_этого_не_делает,_то_мы_вправе_обозначить_ее_поведение_безнравственным._Нравственная_задача_сравнительно_проста,_когда_дело_идет_о_воспитании_маленького_ребенка:_все_сходятся_на_том,_что_главным_образом_при_этом_следует_стремиться_вырастить_его_и_сохранить_ему_сколь_возможно_хорошее_здоровье._Если_ребенок_рано_обнаруживает_привычки,_идущие_в_разрез_с_этой_целью,_как,_например,_онанизм,_то_следует_всячески_бороться_с_этим,_не_останавливаясь_перед_теорией,_по_которой_счастье_состоит_в_удовлетворении_всех_потребностей_нашей_природы._Но_когда_ребенок_прошел_первый_столь_опасный_возраст,_то_перед_матерью_возникает_вопрос_о_цели_дальнейшего_воспитания._Она,_естественно,_желает,_чтобы_ребенок_ее_был_сколь_возможно_счастлив._Здесь_то_и_будет_ей_полезно_понятие_об_артобиозе._Оно_научит_ее,_что_величайшее_счастье_заключается_в_нормальной_эволюции_чувства_жизни,_приводящего_к_спокойной_старости_и,_наконец,_к_чувству_насыщения_жизнью._

_Проходя_науку_жизни_с_самого_рождения,_сначала_совместно_со_своими_родителями,_а_затем_с_лицом_другого_пола,_человек_этим_самым_приобретает_уже_некоторые_элементы,_необходимые_для_общественной_жизни._Убеждение_в_неизбежности_помощи_себе_подобных_для_достижения_целей_личной_жизни_заставляет_его_сначала_ввиду_собственного_интереса_сдерживать_свои_противообщественные_инстинкты._