Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ (1856–1919 ГГ.) – ФИЛОСОФ, ПУБЛИЦИСТ, ЛИТЕРАТОР


Родился в г. Ветлуге Костромской губернии в семье коллежского секретаря. После окончания гимназии поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, который закончил в 1882 году. Розанов обладал огромной работоспособностью, за два года до смерти составил план издания своих сочинений в 50 томах, но не осуществил задуманное... Биографы В. Розанова считают, что он был продолжателем традиций «почвенников» (Н. Страхова, К. Леонтьева). Он симпатизировал славянофилам второго поколения и можно считать, что и сам вышел из славянофильского лагеря. Мыслитель был одним из творцов религиозно-философского Ренессанса. В 1886 году Розанов опубликовал свое первое философское произведение «О понимании», направленное против позитивизма. Эта работа имела своей задачей попытаться исследовать науку как цельное знание, установить ее границы, дать учение о ее строении, отношении к природе человека и его жизни. Во всех своих многочисленных произведениях мыслитель игнорирует систему изложений своих идей, он субъективен и интуитивен. Он так пишет о себе: «Никогда не догадывался, не искал, не соображал. Эти обыкновеннейшие способности совершенно исключены из существа. Но вдруг поражало что-нибудь. Мысль или предмет. Пораженный, выпучивал глаза и смотрел на эту мысль или на предмет, иногда годы. В отношении к предметам и мыслям была зачарованность». Стиль философа, публициста Розанова уникален. Он пишет в форме «кристальных афоризмов». Однако то, что им написано, несмотря на отсутствие системности, читается легко и с огромным интересом. Приемами интонационной стилистики он владел в совершенстве. Афоризмы философа и писателя сияют и переливаются как изумруды. В его сочинениях причудливо переплетались тяга к чувственному, плотскому язычеству с уважением к Православию. Розанов был глубоко религиозным человеком. Его заинтересовала проблема религии и пола, их соотношение. Пол, как некая космическая величина, в которой берут свое начало человеческая история, разные виды религий. Если в книге «О понимании» тема бытия, которая по замыслу философа, должна объединить «все схемы разума» со «всеми сторонами бытия», то тема пола как бы продолжает бытийную основу всего существа человека.

Вот как сам пишет автор: «Что такое пол?.. Прежде всего, точка, покрытая темнотой и ужасом, красотой и отвращением; точка, которую мы даже не смеем назвать по имени и в специальных книгах употребляем термины латинского, т. е. мертвого языка. Удивителен инстинкт, удивительно это чувство, с которым у человека «прилипает язык к гортани», он не находит слов, не смеет говорить, как только подходит к корню и основанию бытия в себе. Мы упомянули об ужасе, окружающем пол; вспомним Эдипа и ужас, с которым он выколол себе глаза... Что за сочетание жажды остаться непременно тайной, но с мучительной надеждой, жаждой, чаянием, что кто-то некогда сорвет и разорвет эту тайну?» Что-то слышится в данных рассуждениях о «тайновидениях пола» дофрейдовского понимания данной проблемы. Но в центре розановской интерпретации пола стоит не фрейдовское «либидо», а глубокая тайна, связанная с Богом. «Связь пола с Богом – большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом».

Пол у Розанова насквозь индивидуален и христианизирован. В ряде своих работ он бьет тревогу по поводу разложения и дехристианизации семьи. Тема «Христианство и мир» волновала его на протяжении всей творческой деятельности. Многие события, происходящие в России в начале XX столетия, он связывал с тем, что революция обезбожила людей. Она исключила из жизни традиции соборности, общинности, мирского владения землей, склонности к артельной форме труда и т. д. В статье «Иисус сладчайший» Розанов писал: «Иисус, действительно, прекраснее всего в мире, и даже самого мира. Когда он появился, то, как солнце, затмил Собою звезды. Звезды – это науки, искусства, семья. Во Христе если и смерть, то сладкая смерть истома. Как только вы вкусите сладчайшего, неслыханного, небесного, так вы потеряете вкус к обыкновенному. Все обыкновенно сравнительно с Иисусом. Во Христе прогорк мира». Это гениальная религиозная интуиция, последние слова его прославления Христу облетели всю Россию.

Кстати сказать, последние слова, перед смертью, произнесенные великим мыслителем, в передаче дочери, были: «...поцелуемся во имя Христа».

_ТЕКСТ:_Пол_в_понимании_Розанова_

_...Пол_есть_странное_Физиолого-мистическое_явление,_где_так_необыкновенно_запутаны_нити_романа_и_церкви,_«мяса»_и_духа;_где_столько_земного,_и_так_очевидно_есть_небесное._Нет_еще_явления,_куда_сходилось_бы_столько_и_из_самых_разнообразных_областей_тропинок:_наука_и_поэзия_равно_спешат_сюда,_сюда_подходит_искусство_и_сюда_торопится_священник._Каждый_находит_здесь_свое,_себе_пищу,_свою_тему._И_между_тем_нет_области,_менее_освещенной_и_даже_едва_ли_осветимой_в_глубине:_эпитет_тайны –_особенно_приложим_сюда._Неисследуемое,_«непознаваемое»_или,_по_крайней_мере,_с_великими_усилиями_и_очень_малыми_дозами_познаваемое._Эмбриологи_замечают,_что_в_важнейшие_секунды_процесса_развития_живого_существа_и_в_важнейших_точках,_где_сосредоточено_это_развитие,_происходит_помутнение:_процесс_двигался_расчлененно,_прозрачно;_он_будет_далее_двигаться_столь_же_прозрачно_и_расчлененно,_но_на_критической_точке,_в_критическом_переломе_вдруг_появляется_мутность,_и_все_силы_микроскопа_и_острота_скальпеля_или_иголки_оказываются_неприменимы._Мутность_длится_минуты,_получасы:_в_ней_совершается_что-то_очень_деятельное._Но_об_этом_можно_только_догадываться,_ибо,_когда_поле_наблюдений_вновь_становится_прозрачно-видимым,_все_части_прежнего_эмбрионального_существа_являются_существенно_преобразованными:_как,_какими_силами –_это-то,_очевидно,_природа_и_вырвала_из–_под_любопытствующего_взгляда_человека._

_«Брак» –_тема_физиологии_и_канонического_права,_Данте_и_Григория_Гильдебранда,_Соломона_и_Офенбаха,_есть,_в_темной_глубине_своей,_такое_же_неясное_пятнышко_всемирного_«помутнения»._Сюда_входят_миры;_отсюда_выходят_миры._Здесь_утро_нашего_«Я»,_с_бессмертною_душою,_в_красоте_форм._И_так_хочется,_и_так_трудно_заглянуть_сюда;_трудно –_и_все_таки_опять,_и_еще_хочется_нагнуться_над_колодцем,_сруб_которого_прост_и_беден,_а_глубь_воронки_уходит_до_центра_земли_и,_кажется,_выходит_другим_«срубом»_в_исподние_страны,_в_преисподние_области –_где,_как_гадали_при_Колумбе_об_Америке,_«те_же_люди»,_как_и_в_Европе,_но_«ходят_ногами_вверх_и_головою_вниз»._