Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЛОСЕВ (1893–1988 ГГ.).


Философ, религиозный мыслитель-энциклопедист родился в городе Новочеркасске. Учился на двух факультетах: историко-филологическом и философии Московского университета. Основные философские идеи Лосева положили в основание преобразование феноменологии, превратив ее в универсальную диалектику «философия имени». В этом трактате философ показал, что все в этом мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и потому философия природы и философия духа объединяются в философии «имени как самообнаружение смысла». Имя как «идея», «эйдос» существо предмета.

Круг интересов философа необычайно широк: античная философия, типология культуры, математика, философия музыки, история философии, мифология, семиотика, лингвистика, стилистика и др. Лосев являлся философом и комментатором античных и средневековых мыслителей. Он автор восьмитомной истории античной эстетики. Знакомясь с его произведениями приходится удивляться работоспособности ученого. То, что он сделал в области философии – это подвиг, такое количество работ, которое опубликовал ученый, под силу лишь целому коллективу научно– исследовательского института.

Интересны суждения Лосева о соотношении человека и Бога. Он считал, что познать Бога нельзя. И ставить так вопрос – значит нарушить абсолютную персоналистическую границу между Богом и человеком, отождествив их в разуме. Бог непознаваем (в рационалистическом смысле). Однако общее между Богом и тварным миром – коммуникативная энергия первосущности возможно.

В последние годы жизни Лосев обратился к русской философии, он написал книгу «Владимир Соловьев и его время». Истоки русской религиозной философии он находит в античности. «Русская философская мысль», – писал ученый, – развившаяся на основе греко-православных представлений в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание Логос... Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточнохристианским конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом.

Алексей Федорович Лосев был, быть может, последним из великих философов XX столетия, приняв идейную эстафету у своих предшественников – мыслителей серебряного века.

_ТЕКСТ:_Человеческое_слово,_как_и_человеческий_субъект,_есть_результат_всех_энергем,_которые_только_мыслим._Это –_та_удивительная_вещь,_которую_только_теперь_мы_можем_оценить_во_всей_ее_глубине._В_предыдущем_исследовании_мы_говорили_о_чистых_типах_энергии._Мы_говорили_о_чисто_физической,_чисто_сенсуальной,_чисто_поэтической_энергем._Поэтому_мы_не_могли_говорить_о_человеческом_субъекте_и_о_человеческом_слове._

_Человеческий_субъект_есть_носитель_одновременно_и_физической,_и_органической,_и_сенсуальной,_и_поэтической_энергем,_причем_поэтическая_энергема_возможна_для_него_во_всех_своих_видах –_в_виде_перцептивной,_имагинативной,_собственно-поэтической,_или_когитативной,_и_гжер-ноэтической._Равным_образом_человеческое_слово_есть_выражающий_носитель_всех_этих_энергем_одновременно._Ясно,_что_в_таком_случае_ни_одна_из_этих_энергем_не_может_оставаться_в_своем_чистом_виде._Вступая_в_совокупное_существование_с_другими_энергемами,_каждая_из_них_соответственным_образом_меняется,_и_эта_совокупность_всех_энергем,_изменившихся_от_одновременного_действия,_и_есть_общая_энергема_человеческого_субъекта_и_человеческого_слова._

_Возьмем_физическую_энергему._В_чистом_виде_она_рождает_физическую_вещь,_значащую_только_то,_что_она_есть._В_человеческом_слове_она_создает_физическую_оболочку_слова,_значащую_далеко_не_то,_что_она_есть_сама_по_себе._Тут_она –_именно_оболочка_и_покров_всех_таинственных_глубин_слова._Так_и_человеческое_тело –_не_просто_физическая_вещь, –_орудие_выражения_неисповедимых_тайн_вечности._Тело_и_лицо_человека –_не_физический_факт,_но_зерцало_всего_бытия,_откровение_и_выражение_всех_тайн,_которые_только_возможны._Так_преображается_физическая_энергема_в_человеческом_слове._Фонема,_стало_быть,_есть_воплощенность_в_инобытии_физической_энергемы._и,_как_таковая,_оказывается_знаком_и_для_самой_сущности. –_Возьмем_органическую_энергему._В_чистом_виде_она_только_рождает_субъекта_чистого_раздражения._В_человеческом_мире_энергема_раздражения_связана_со_всей_совокупностью_его_духовных_богатств._Раздражается_физическое_ухо,_а_в_сознании_происходит_таинство_общения_с_миром_звуков._Раздражается_физический_глаз,_а_в_сознании_творится_видение_мира_и_себя_в_этом_мире._В_человеческом_слове_органическая_энергема_не_просто_дает_растительное_семя,_но –_органическую_жизнь_разумного_существа,_и_каждая_малейшая_черта_в_росте,_питании,_размножении,_вообще_жизни_этого_существа_продиктована_высшей_его_энерге –_мой,_и_уже_нет_самодовления_физиологической_функции,_которое_мы_встречаем_с_сфере_действия_чистой_органической_энергемы._Органическая_энергема_вообще_как_таковая_есть_только_одна._Органическая_энергема_в_слове_есть_выразитель_всех_смысловых_тайн_слова_вообще._Фонема –_как_проявление_живого_организма_-ив_этом_отношении_оказывается_знаком_самой_сущности._То_же_необходимо_сказать_и_о_сенсуальной_и_поэтической_энергеме._Человек_как_таковой_не_знает_чистой_сенсуальной_энергемы;_она_вся_пронизана_поэтическими_искрами._Субъект_чистого_ощущения_есть_абсолютно_бессознательный_субъект._Человеческий_субъект,_имеющий_ощущение,_имеет_их_обыкновенно_в_форме_того_или_иного_осмысления._Ощущение_переходит_в_восприятие,_восприятие_в_образ_и_образ –_в_мысль._