Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ИСТОРИК Н. И. КОСТОМАРОВ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО ОБЩЕСТВА


Выдающийся историк Николай Иванович Костомаров (1817–1885 гг.) по праву занимает почетное место в отечественной историографии, его ставят в один ряд среди великих историков России, таких как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. Н. Костомаров – автор многочисленных книг, переведенных на все цивилизованные языки мира. А его исторические исследования о Иване Грозном, Богдане Хмельницком, Степане Разине, Мазепе, «Смутном времени Московского государства», «домашней жизни и нравах великорусского народа» изучаются во многих университетах Запада. В 1992 году по решению международной организации ЮНЕСКО 175-летие со дня рождения Н. Костомарова отмечалось во всем мире.

Историк В. О. Ключевский, осторожный в оценках своих коллег, о Костомарове выразился очень благожелательно: «Все, что было драматического в нашей истории, особенно в истории нашей юго-западной окраины, все это рассказано Костомаровым с непосредственным мастерством рассказчика, испытывающего глубокое удовольствие от своего собственного рассказа». В 1847 году 30-летний профессор Киевского университета св. Владимира Н. Костомаров организовал Кирилло-Мефодиевское общество. В уставе и программе данного общества (названного в честь славянских апостолов), написанных молодым историком, речь шла об уничтожении в России самодержавия, о всеобщем уничтожении крепостного права. Это была смелая программа, а взгляды членов общества по своей радикальности напоминали идеи декабристов. В Кирилло-Мефодиевское общество входили очень известные писатели и ученые Т. Г. Шевченко, В. М. Белозерский, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, А. В. Таркович, Д. А. Мордовцев. В воззваниях, написанных лидером общества Н. Костомаровым, «Братьям украинцам», «Братьям великороссиянам и полякам» идеологом христианского социализма провозглашалась евангельская мысль «о равенстве и братстве». В этих воззваниях историк говорит о несчастье славянских народов, которые живут розно друг от друга. И как православный мыслитель Н. Костомаров отходит от официальной доктрины николаевской России: «Самодержавие, православие, народность». Он не признает самодержавия. «Истинный славянин, будет ли он происхождения простого или дворянского, должен не любить ни царя, ни господина, а должен любить и помнить Бога Иисуса Христа, царя и господина неба и земли».

Надо признать, что члены Кирилло-Мефодиевского общества в своих частных письмах, воззваниях не призывали своих соотечественников к топору, отрицая революцию с ее насилием. Они строго следовали евангельским заповедям и провозглашали идеи христианской политики как единственный путь для объединения славянских народов. В программе общества было сказано: «Как все общество в совокупности, так и каждый член должны свои действия соотносить с евангельскими правилами любви, кротости и терпения; правило же: цель освещает средства – Общество признает безбожным». В «Автобиографии» Н. Костомаров рассказал о том, что среди членов общества нашелся студент-провокатор, который настрочил донос на членов общества, и весной 1847 года все члены были арестованы, им было предъявлено обвинение в государственном преступлении против самодержавия. Члены общества понесли наказание.

В 1990 году на Украине было опубликовано три тома документов, дающих возможность всесторонне ознакомиться с деятельностью Кирилло-Мефодиевского общества и ролью Костомарова, как лидера, в нем. Главный идеолог общества профессор Н. Костомаров высочайше утвержденным решением от 30 мая 1847 г. внесудебным порядком должен был быть заключен в Алексеевский равелин сроком на один год. Он и отсидел полностью этот срок в Петропавловской крепости, а затем несколько лет служил в Саратове под надзором местной полиции в качестве переводчика (он владел 16 языками) при губернском правлении. И только с ноября 1859 года Костомаров вернулся к преподавательской деятельности, получив должность профессора истории в Петербургском университете. В каждом своем научном исследовании, публичных и академических лекциях профессор продолжал выступать за единение славян. Были случаи, когда восторженные студенты, преподаватели, чиновники после лекции на руках выносили Н. Костомарова из здания университета до экипажа в знак признательности и благодарности за его патриотическую идею о неизбежности братского единения двух народов – русского и украинского – «двух ветвей одного ствола».

В некоторых исторических исследованиях русского историка рассматривают, как «украинского националиста», «украинского певца федерализма». Навешивание ярлыков инспирировано господствующей идеологии Запада, стремление которого – не допустить слияния бывших союзных славянских республик, создать условия для расчленения России.

Как никогда актуальны сегодня произведения великого русского православного историка-патриота Николая Ивановича Костомарова, завещавшего потомкам разных поколений единение славянских народов. Оно будет способствовать идентификации себя в мире, явится синтезом славянских культур, славянской цивилизации, соединит и одухотворит все жизнеспособные структуры, связанные с переустройством жизни славянских народов. Мне представляется, что объединение славянских народов произойдет в ближайшее десятилетие на основе православия. Уже объединились Россия и Белоруссия. Появление в будущем великого православно-славянского государства как мирового универсума произойдет, повторяюсь, не на экономической, национальной основе (они являются производными), а на религиозной. Славянское государство вызревает, это будет государство Русское, т. к. России в XXI веке суждено стать душой будущего возрождения.