Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ИЛАРИОН. ПЕРВЫЙ МИТРОПОЛИТ ДРЕВНЕЙ РУСИ


Каждый новый виток в истории развития России заставляет нас обращаться памятью к своим духовным истокам, к великим историческим личностям – гордости славянской цивилизации. Это необходимо, чтобы каждое новое поколение не прерывало связь времен, знало историю такой, какой она представлена в документах, объективно отразивших события прошлых лет. В начавшемся новом тысячелетии, новом веке исполняется 950 лет первому великому именному философскому творению Руси – «Слову о Законе и Благодати», написанному митрополитом Иларионом. Иларион был первым русичем, поставленным во главе киевской церкви (1051). До него существовала традиция: на роль архипастыря приглашались духовные иерархи от Вселенского Патриарха. Идея поставить митрополитом русича принадлежала великому князю Ярославу Мудрому, находившемуся у власти (1019–1054), который хорошо знал благочестивого, мудрого монаха. Ярослав собрал собор епископов и предложил им возвести Илариона в сан митрополита. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет». В ней дается характеристика духовного иерарха: «Бог князю вложи в сердце и постави Митрополитом во главе церкви». Иларион «мужъ благь, книжень и постникъ». Исследователи, историки литературы «Слово о Законе и Благодати» относят к 1037–1051 году, некоторые ученые – к 1049 г., т.к. 26 марта этого года совпадает с праздниками Благовещения и Пасхи, о них шла речь в произведении. Это великое произведение Древней Руси говорит нам, читателям, людям XXI столетия, что его автор был первым русским философом и идеологом, обратившимся к проблемам русской истории и развитию национальной культуры.

В «Слове» Иларион выдвинул концепцию, согласно которой история человечества связана со сменой форм религии, в этом тезисе угадывается принцип историзма, подобный взгляд на историю делает честь митрополиту.

Мыслитель попытался в своем трактате соотнести Ветхий Завет (Моисеев Закон) и Новый Завет (Христова Благодать). Безупречное толкование Ветхого и Нового Заветов, противопоставление их друг другу дает возможность рассмотреть соотношение иудаизма и христианства, различные типы общественных устройств.

В «Слове» Иларион убедительно, корректно «оперировал» православным символом веры, опираясь на доскональное знание решений Вселенских соборов. И те, кто читал и размышлял над «Словом» во времена Ярослава Мудрого, имели подспорье в христианстве, поскольку язычество в то время еще доминировало. «Слово» является своего рода введением в христианство. Иларион выводил два различных принципа общественного устройства. Государствам, основывающим свое общественное устройство на законе, он противопоставляет Киевскую Русь как общество, в основе которого – благодать. Для него превосходство веры над законом очевидно. Древний мыслитель провидчески указал, что русичи превыше всего ставят веру, моральные императивы, но не закон. И действительно, до сих пор население нашей страны больше чтит веру и, соответственно, мораль, исходящую от общинного ведения хозяйства, соборности, и больше беспокоится об общественном мнении, чем о выполнении законов. Припоминаются слова Градобоева из пьесы А. Островского «Горячее сердце», когда он, показывая на запыленные тома законов, спрашивает у крестьян: «Как вас, братцы, судить – по закону или как Бог на сердце положит?». И крестьяне, кланяясь, отвечают: «По-божески, батюшка, по-божески». Приходится констатировать, что и сегодня, в начале XXI века, отношение у россиян к закону почти не изменилось.

Иларион в «Слове» впервые употребил словосочетание «русский народ». Благодать, по его мнению, не уничтожает природу русского человека, а, наоборот, преображает се. Он пророчествует о великой миссии Руси. Как принятие благодати Святая Русь приняла православие, облагородив самобытность нашего национального мышления. Эта печать Промысла, так как корни этого мышления зародились в древнерусском религиозном духе, в исторической практике нашей государственности, в реалистическом восприятии действительности. Первый митрополит пророчески писал о том, чтобы православную веру не загрязняли инословные конфессии. Сегодня в России более двух тысяч оккультных, деструктивных сект, влияющих на сознание и души миллионов людей. Заветы великого мыслителя остаются злободневными и в наше время. В XI веке Иларион писал об этнической самобытности Руси, и сегодня стоит вопрос о самоидентификации России, т.к. любой национальности, проживающей в нашей стране, не зазорно гордиться своими национальными корнями. Только не русским. В течение долгого времени наша национальная политика ориентировалась на «национальные меньшинства», при этом подчеркивалось, что строится эта политика на главной образующей государство нации, т.е. на русских.

Однако это декларирование не имело самодостаточной национальной политики, и дело сегодня дошло до того, что русская нация, по результатам отечественных и зарубежных исследователей-демографов, вымирает, а стало быть, прерывается историческая связь времен. С 1992 года в России имеет место депопуляция, когда в ряде регионов страны число умерших в 2-3 раза больше, чем родившихся. По нам внушается идея, что русская нация не лучше и не хуже других. Все это так, и многие русские мыслители всегда подчеркивали не исключительность русских, а отличительность от всех других наций. Если мы и это не признаем, то это прямой путь к космополитизму, к исчезновению великой нации.

Иларион, сохраняя принцип историзма в своем «Слове», делает исторический экскурс. Он пишет о славных делах князей Игоря и Святослава, которые, побеждая врагов «мужеством, храбростью прослыли во многих странах и победами силою поминаются ныне и славятся». Переход от «Славы» к «Похвале» князю Владимиру, при котором происходила христианизация Руси, сочетает в себе историко-христианскую тематику с древнерусской. Приход христианства на Русь в 988 году митрополит рассматривает не как избранничество, а как приобщение русского народа к христианской семье народов. Но в то же время, несмотря на то, что византийские корни были слишком глубоки и крепки, он ратует за самостоятельное становление и развитие национальной церковной организации, становление христианского мировоззрения. Мыслитель ставит князя Владимира в один ряд с апостолами и открывает новую тему – вопрос о княжеской власти и образе идеального правителя для Руси. В прославлении великих предков Ярослава Мудрого Иларион говорит не только о божественном происхождении светской власти, но и убеждает читателей о сакральности наследования власти. Он даже поднимает вопрос о наличие мудрости и интеллекта государственного мужа, притязающего на власть.

Обожествляя князя Владимира, говоря о его посмертной славе, Иларион думает о продолжателях великих дел князя и обращается к нему: «Восстань из гроба, устреми очи и увидишь, какое тя чести Господь тамо сыюдобивь и на Земли небеспамятна оставиль, сынамъ твоимь» – речь идет о преемственности власти. По мнению Илариона, сын Владимира Ярослав, поставленный Богом, является прямым законным наследником власти.

В данном вопросе древний мыслитель вводит наследственный принцип государственной власти, говорящий о самостоятельности взглядов, т.к. Византия не знала наследственной власти. В конце своего произведения Иларион написал молитву Богу от лица всего русского народа: «Не оставь нас, хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой... Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог нам, и мы люди Твои... Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к тебе, истинному Богу, возводим наши очи, к тебе воздеваем руки, молимся Тебе». А мы молимся западным лжепророкам сегодня. Не без православия происходит созревание Русской идеи, именно из глубины религиозного чувства возникли государственность и патриотизм, моральная сила и самоотверженность в трудные периоды развития России. Иларион в «Слове о Законе и Благодати» призывает к сплочению разных национальных этносов на христианских ценностях и идеях. Древний мыслитель пророчески писал об исторической мессианской сущности русского народа, т.к. он не был испорчен язычеством и, будучи кротким, принял спокойно христианство, в отличие от европейских стран, где было немало пролито крови в период его введения. Он оптимистически смотрит в будущее России и даже гордится за Древнюю Русь, за ее ратные и духовные подвиги, видя в них указание на то, что она прославится в веках. «Слово о Законе и Благодати» – великое философское произведение, признанное многими мыслителями разных стран мира. О популярности сочинения Илариона говорит хотя бы количество списков «Слова» – 52, тогда как «Поучение Владимира Мономаха» и «Слово о полку Игореве» известны в единственном списке каждое.

«Слово о Законе и Благодати» стало в истории России сгустком мощной национальной духовной энергии. От него, можно считать, начиналась великая русская литература и история. Это произведение является предтечей русской религиозной философии, всей великой русской культуры.