Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДВУХ ГЕРМЕСОВ


Есть у нас Бог, и мы загораемся

под его воздействием:

наш порыв несет в себе

порыв священного разума.

    Овидий. Фасты

Эта статья написана под настроение и не противоречит моим православным воззрениям.

Что мы знаем о греческом боге Гермесе, о «Трижды величайшем» Гермесе Трисмегисте? Что нужно знать современному свободному предпринимателю, простому человеку, не отягощенному эзотерическими знаниями, догомеровском, гомеровском и постгомеровском периодах Древней Эллады? Взяться за перо меня заставила мысль о том, что я могу в доступной для читателя форме высказать свое видение, свое понимание эпохи, связанной с двумя Гермесами, которых часто идентифицируют, представляя как одного Гермеса.

Конечно, не скрою и не буду рядиться в тогу человека, которого и не интересует читательское мнение, ибо наше честолюбие прячется до поры до времени и проявляется только тогда, когда притязания наталкиваются на непреодолимые препятствия. Но утилитарный, т. е. полезный, подход должен доминировать в данной работе. В наш очень не спокойный век многие люди озабочены мистическими идеями – и это понятно, т. к. реальная действительность подвигает людей к этим идеям. Они уходят своими корнями в древнюю мифологию. Миф есть высшее проявление божественного и человеческого, а степень его понимания есть мера отделения человека от божественного. Однако древнейшая мифология не расчленяла картину мира: природа, божество, человек в ней слиты, не происходит дистанцирования поступков, деяний людей и богов. Гомеровская мифология синкретична. Это целая эпоха, древнейшая из известных нам. После Священного писания Гомер самый древний автор, чьи сочинения дошли до нас. На гомеровском мифе держится духовно-историческая сущность греческого народа. Гомер, можно сказать, оплодотворил античность. Софокл, Еврипид, Аристофан, Гораций, Вергилий, Овидий – его духовные сыновья. Ш. Перо, французский писатель (1628–1703 гг.), очень точно дает оценку Гомеру, гений которого 27 веков будоражит мысли и чувства людей:

Гомер великий, ты пребудешь вечно,
И муза чтит моя твой гений бесконечно,
Недаром, чародей, народы всей земли,
В твоих творениях усладу обрели.

Гомер ввел в свои произведения всех языческих божеств, а человека возвысил до богов. Боги в его поэмах «Илиада» и «Одиссея» – настоящие действующие лица, они, как и люди, участвуют во всех событиях: любят и страдают, ревнуют и делают больно другим. Брак, роды, смерть, охота – все это переплетено. В эпосе Гомера действуют люди или полубоги, а боги соучаствуют в человеческой драме, по-разному относятся к простым смертным, к их поступкам и делам. Есть такое понятие «эвгемеризм» – условное обозначение теории, согласно которой образы богов и богинь – это память о реальных людях, о некогда живших царях и царицах. Само слово – от имени греческого путешественника Евгемера (IV до н. э.) впервые изложившего этот взгляд. В произведениях Гомера и его последователей боги и люди соучаствуют в пространстве, мироздании, состоящем из трех частей: Земли, Неба и Подземелья. Боги, которым поклонялись древние греки, не были связаны между собой, но объединение локальных культов привело к образованию Пантеона, где наряду с верховным божеством Зевсом, представлено множество других богов, в том числе и такие, которые когда-то почитались как олицетворение сил и стихий природы. А затем в процессе их «очеловечения», многие боги стали покровителями различных сфер человеческой деятельности. Об одном из богов, находившемся на Олимпе и занимавшемся различными сферами человеческой деятельности, и пойдет у нас разговор.

Итак, бог Гермес (Меркурий), Эрмий или Эриуний. Прежде чем начать разговор о деяниях Гермеса, я хочу напомнить читателю о том, почему этого бога назвали Гермесом? До нас дошел диалог (в «Диалогах» Платона) между Сократом и Гермогеном.

Гермоген: «Давай попытаемся рассмотреть имя Гермеса – что, собственно, оно означает?». Сократ: «Да ведь, это имя, видимо, имеет отношение к слову: он толкователь воли богов – герменевт и вестник, он вороват и ловок в речах, он же покровитель рынка, а все эти занятия связаны с властью слова. Мы уже говорили, что «эйрейн» означает «пользоваться словом». Гомер часто употреблял слово «эмэкато», что значит «измыслил». Так вот, из этих двух слов законодатель и составил имя бога, который измыслил речь и слово – логос (ведь «эйрейн» – то же самое, что «легейн»), как бы говоря: «Люди добрые! Тот, кто измыслил речь, по праву может называться у нас Говоромыслом». Теперь же для красоты, я думаю, мы произносим это имя как «Гермес». Да и Ирида, пожалуй, получила свое имя от глагола «эйрейн», поскольку она была вестницей», – так закончил Сократ свое суждение относительно имени бога Гермеса. Сократ подошел к имени бога этимологически, дал содержательный анализ имени, из которого следует, что Гермес является носителем определенных черт, связанных с его разносторонней, неутомимой деятельностью. Некоторые авторы указывают, что имя Гермес является производным от греческого «Герма». Герма – это каменный столб с изображением головы Гермеса и фаллосом, символизирующий знак мужского, оплодотворяющего или рождающего, начала природы.

Гермы служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями. В данном случае знак и значение совпадали, были едины. Повреждение Герм как путевых знаков, как охранителей дорог и границ считалось страшным святотатством. Гермы ставили в честь бога Гермеса и прославляли его.

Почти все источники указывают, что Гермес – сын Зевса и Майи, дочери Атланты. Интересно, что «Майя» (мать Меркурия – римского бога – Майя, мать Будды – Майя, мать Иисуса – Мария, но Мария есть Маре (Майя) означает иллюзию физического мира, скрывающую за ней высшую реальность). Древнегреческий поэт Гесиод, живший в одно время с Гомером (VII–VIII вв. до н. э.), в своей поэме «Теогония» – «О происхождении богов» пишет: «Майя Атлантова дочерь, взошла на священное ложе к Зевсу и вестником вечных богов разрешилась Гермесом».

В античной литературе бог Гермес представляется как посланец богов, а точнее, как говорит у Гомера Зевс, он – посредник

...меж людьми и богами,
веры достойный моей и почтенным.
Посох прекрасный богатства и счастья
трилистный из злата
Будет тебя этот посох
повсюду хранить невредимым.

Апулей (125 г. до н. э. – ?), римский писатель, софист, в своих «Метаморфозах» говорит о звучноголосом боге Меркурии (Гермесе) как о боге глашатае, принимавшем участие в аукционах, во всех делах, где требуется ум, изворотливость, смелость и изобретательность. Приведенные строки из произведений древнегреческих поэтов свидетельствуют о том, что Гермес в различных сферах деятельности обнаруживает незаурядный талант. Уже на пятом часу после рождения Гермес покидает колыбель, делает лиру, натянув струну на панцирь черепахи, и воспевает любовь своих родителей Зевса и Майи. Изобретательность Гермеса, проворство, ум, соединенный с грацией, хитростью и способностью успевать везде, благодаря золотым сандалиям, золотому жезлу (атрибуты магической силы), сделали его универсальным богом. С возрастом Гермес получил крылья не только на сандалиях, но и на шляпе, на жезле и за плечами. С быстротой молнии носится он (будучи конфидентом) между богами и людьми, оставляя после своего вмешательства добрые дела. Его славят путешественники и творцы, ораторы и ученые, его прославляют даже воры. В книгах древних мыслителей также можно встретить высказывание о Гермесе, который является проводником и советником для всякого умосозерцающего, чтобы он мог нам помочь достигнуть умозрения высшего.

Интересен вопрос: почему Гермесу, наделенному столь великими талантами, говоря современным языком, инкриминировали воровство. Воровство было всегда тяжким грехом (взять случай с похищением коров у Аполлона, который не одобрил верховный бог, отец Гермеса, Зевс). Гермес ублажил Аполлона игрой на семиструнной лире, и тот простил ему тяжкий грех. Изобретенная Гермесом лира семиструнная означает семисложные структуры физического мира и смерть свободной энергии. Кража Гермеса есть просто облегчение энергии материей. И своим особым способом музыка, издаваемая материей, способна искупить грехи. Аполлон получил лиру, так пленившую его, а Гермес стал обладателем коров. Такой договор устроил братьев-богов. Случай с коровами отнесем к детским шалостям Гермеса, как и кража у отца Зевса скипетра, у родного дяди Посейдона – трезубца, у брата Аполлона (сын Зевса и Лето) – золотых стрел и лука, у брата Ареса (сын Зевса и Геры) – меча, эти грехи молодого Гермеса – лишь игра воображения мускулов, самоутверждение в своих глазах и глазах родственников – богов Олимпа. Он потешал святое семейство своими шалостями. Напомню строчку Горация: «Краж веселых мастера». Здесь чувствуется не осуждение, а, скорее, восхищение ловкостью и хитростью Гермеса. Конечно, деяния «краж веселых мастера» читатель может интерпретировать по-своему. В осмыслении текста человек сталкивается с проблемой истолкования, когда он сомневается в правильности и истинности прочитанного. И здесь нужно напомнить, что с именем Гермеса связывалось искусство, умение объяснить, раскрыть смысл прочитанного и услышанного.

Так возникла наука герменевтика, которая сегодня, по мнению некоторых западных ученых, притязает на звание всеобщей. Мы смотрим по-разному на происходящие события, явления, процессы, и этому есть объяснение, т. к. у нас различный социальный опыт. Древние греки, чтобы убедить в чем-либо друг друга, для доказательства клялись Гермесом, видя в нем высший авторитет. Гермес был для них богом долга. Так, поэт-драматург Софокл (469-406 гг. до н. э.) в трагедии «Трахинянки», где не фигурирует как персонаж Гермес, вкладывает в уста Лихаса следующие слова: «Примерно соблюдая долг Гермеса, я поручения выполню твои».

Конечно, я мог бы изложить деяния бога Гермеса, взяв за основу мифические словари, замечательную книгу Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или «мифы народов мира» (под редакцией С. А. Токарева) и др. но это будет не мое восприятие, не мое видение поступков Гермеса, ибо я волей-неволей буду следовать за авторами перечисленных источников о Гермесе. Попробую проиллюстрировать свое восприятие поступков Гермеса. Читаю трагедию Эсхила (ок. 525-456 гг. до и. э.) «Прометей Прикованный». В конце этой драмы Гермес бросает слова людям, имеющие морализаторский характер:

Ну так помните: я вам заранее сказал –
Я предупредил вас. И, пойманы вдруг,
Не корите судьбы и не смейте роптать,
Что Зевс в нежданное бедствие вас
Повергнул. Не он, а вы сами себя!
Ведь, зная заранее все, не врасплох
И не тайными кознями будете вы
Запутаны в сеть безысходной беды,
Но ввергнет в нее вас безумье.

Кокой же я делаю вывод из прочитанного монолога Гермеса? Он всегда спешит на помощь, туда, где нужно разрешить конфликт, где только его вмешательство возымеет действие. Но не это главная моя мысль. Главная заключается в том, что Гермес, с точки зрения опережающего отражения, оказывается в нужном месте всегда вовремя. Он словно прогнозирует исход тех или иных событий. Даром Гермеса, считались неожиданные находки, приносящие удачу людям. До нас дошли художественные изображения Гермеса, больше копии. Они разнообразны, как и его деятельность: пастух, купец (с кошельком), иногда с лирой, вестник, глашатай на аукционе. Гермес, несущий барана перешел в христианскую символику в виде изображения доброго пастыря. Строго выдержанным изображением Гермеса как покровителя ораторского искусства является его статуя в Риме (автор Лудовизи) с характерным жестом приподнятой правой руки и скульптура с младенцем Дионисом на руках из Олимпии (единственный дошедший до нас оригинал великого скульптора древности Праксителя, около 340 г. до н. э.). Во многих скульптурах, посвященных Гермесу, просматривается движение, жизнь фигуры проявляется в судорожном напряжении какого-либо мускула, в характерной складке кожи. Эти движения отражают готовность к действию, выражают почти инстинктивные, невольные ощущения и реакции, т. е. выражают опережающее отражение.

Античная мифология считала, что планеты Гермеса, Меркурия соответствовали влиянию богов в системе мироздания и на жизнь человека. Что касается звезд, то древние мыслители Греции полагали, что звезды влияют на людей. Так, например, древнегреческий философ Секст Эмпирик (конец II – начало III вв.) называет звезду (Меркурий) Гермес, которая при определенных обстоятельствах может не только творить добро, но и зло. Это зависит от того, находится ли она в собственном жилище. «Жилище для Солнца, – пишет Секст Эмпирик,– является Лев, для Луны – Рак, для Сатурна – Козерог и Водолей, для Юпитера – Стрелец и Рыбы, для Марса – Овен и Скорпион, для Венеры – Телец и Весы, для Меркурия (Гермеса) – Близнецы и Дева».

Формирование созвездий происходило в глубокой древности, на заре становления человеческой культуры. С течением времени названия созвездий менялись, и, конечно, каждый народ «заселял» небо в пределах своих названий. Так, древние греки позаимствовали многое в очертаниях и названиях созвездий у вавилонян, халдеев и египтян, но все это окутали утонченной поэзией своей мифологии. Мыслители Древней Эллады, в частности Платон, утверждали. что Солнце является главной планетой по своей потенции. Так было угодно Богу, и он разместил семь видимых тел в соответствии их сферам. Солнце всем управляет, все обнаруживает и являет. Бог расположил на втором круге утреннюю звезду, посвященную Гермесу, скорость которой совпадает с солнечной, а расположение не совпадает. Планета Луна, считал Платон, занимает второе место. Луна задает меру месяца, поскольку за это время она завершает свой круговорот и настигает Солнце, а Солнце – меру года, обходя зодиакальный круг, оно отмечает смену времен года. Древние египтяне лунного бога – одного из интереснейших представителей египетского мира богов – называли Теут или Тот. Его изображали в виде Ибиса или с головой Ибиса. Значение этого Бога выяснилось благодаря многочисленным египетским памятникам и найденным папирусным свиткам. Как бог Луны, Тот является богом времени и периодов времени, т.е. последние определяются движением Луны, а затем «измерителем» богом меры, в нем олицетворялся присущей миру дух порядка и закономерности. Бог Тот впоследствии стал представителем духа вообще, в особенности же богом – покровителем всех земных законов. Он является божеством разума, учредителем богослужения, творцом искусств и наук изобретателем языка и письменности, покровителем библиотек и торговли. Он имел отношение к загробной жизни, оправдывая души тех умерших, кто жил праведно и благочестиво и по своему усмотрению допуская их к общению и солнечными божествами. Один из мифов о боге Тоте рассказывает, что он выиграл у Луны в шашки одну семьдесят вторую часть каждого дня (богам не были чужды азартные игры; так, греческий Гермес любил играть в карты) и, сложив из этих частей пять полных дней, прибавил их к египетскому календарному году, т. е. к тремстам шестидесяти дням. Так миф объясняет происхождение тех пяти дополнительных дней, которые египтяне в конце каждого года добавляли для того, чтобы привести лунный год в соответствии с солнечным.

Египетский бог Тот считался творцом всей литературы, и греки, ознакомившись с его произведениями по математике, астрологии, медицине, музыке, назвали их герметическими книгами. Эти священные книги египтян заключали в себе не только научные идеи, но и догмы их культа и вероучения. Когда в 323 г. до н. э. полководец Птоломей основал в Египте династию Птоломеев, произошло сближение греческой культуры с египетской, греки отождествляли своего бога Гермеса с египетским Тотом и дали ему прозвище «Трижды величайший». В 240 г. до н. э. папирусы Тота были переведены на греческий язык под названием книг Гермеса, или герметических книг.

Содержание этих книг первоначально передавалось в качестве тайного учения от учителя к ученику, и эта преемственность называлась «герметической цепью». Дальнейшее развитие герметических идей можно проследить в книгах, приписываемых «Гермесу Трисмегисту», часть которых сохранилось до нашего времени. У египетского бога Тота и греческого бога Гермеса обнаруживается идентичность в их деятельности. Наша соотечественница Е. П. Блаватская (1831–1891 гг.) в своей книге «Тайная доктрина: синтез науки, религии и философии» ссылается на известного востоковеда М. Миллера (1824–1900 гг.), который в своих работах указал на связи между богами многочисленных народов. На близости греческого бога Гермеса египетскому богу Тоту указывали евгемиристы, неоплатоники и христиане. Совпадение имеется даже в эмблемах богов: пальмовая ветвь Тота и Гермеса кадуцей – эмблема бога Тота (Анубиса), а как известно, пальма у египтян – эмблема астрологии и магии. Кадуцей – символ того, что Гермес (Меркурий), Тот (Анубис) – проводники душ умерших (психотомпа) в подземное царство. Египетский бог Тот (Анубис) предстает в сочинениях древних авторов как мудрец, египетский царь, научивший людей разным наукам и написавший несколько десятков таинственных книг. Автор таинственных книг предстает как «Трижды величайший», его имя Гермес Трисмегист. В этих книгах отчетливо прослеживается смешение греческих и египетских воззрений. Они приписывались Гермесу и имели огромное распространение во всем мире. Греко-египетское воззрение нашли доступ к сирийцам и к магометанам и надолго сохранились среди них в разнообразных формах, смешавшись с иными религиозными традициями, о чем поведала Е. П. Блаватская в уже помянутой книге «Тайная доктрина». Православные теологии совершенно справедливо отрицают мистические идеи Блаватской.

Выдающийся русский религиозный философ В. С. Соловьев (1853–1900 гг.) в своем очерке о Гермесе Трисмегисте (в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона) говорил о 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, «обнимавших всю иератическую мудрость Египта, от гимнов богов до медицины и физиологии женщин». Советский писатель Еримей Парнов в своей книге «Трон Люцифера» (М.: Политиздат, 1991 )в разделе «Изумрудная скрижаль», посвященном Гермесу Трисмегисту, указывает на те же источники, что и В. Соловьев, и говорит о дошедших до нас 14 трактатах Гермеса Трисмегиста, объединенных в общий сборник «Пемандра, или Пастырь мужей» (Берлин, 1854). И среди них: «Вселенское слово Гермеса к Асклепию», «Священное слово Гермеса Трисмегиста», «Невиденный бог весьма явен», «Благо в одном боге и нигде больше», «Ничто не исчезает», «Дева мира», «Изумрудная таблица» и др. К. Александрийский (ученый II–III вв.), не упоминая Гермеса Трисмегиста, подробно перечисляет папирусы бога Тота. Ученый Лактаций (2-я пол. III-1-я пол. IV вв.) уже ссылается на Трисмегиста как на огромный авторитет. Из этого следует, что упомянутые трактаты Гермеса, написанные на коптском, греческом, латинском языках созданы в период с III в. до н. э. по III в. н. э. В работах Гермеса Трисмегиста наличествует своеобразное сочетание трех элементов: египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма, тяготеющего к эзотерическому синтезу, и греческого философского идеализма. Гермес определяет бога в качестве Разума. Разум порождает из себя Слово (логос), как свет от света. Разум у него – бог-отец, Логос – сын Божий. В «Пемандре» он пишет: «есть зародыш мысли, блистающее Слово, сын Бога».

Разум Гермеса Трисмегиста олицетворяется со Змием. Змий у него является самым духовным из существ на Земле. Он символизирует Божественную мудрость, совершенство и означает психическое возрождение и бессмертие. Но нужно в этой связи заметить, что разные народы делали различие между добрым и злым Змием (астральным светом кабалистов), между первым воплощением Божественной мудрости и последним – Злом на планете Материя. Змий, у Гермеса – посредник магии и в герметической философии означал «жизнь, влитую в изначальную материю», т. е. субстанцию – сущность, образующую все вещи, дух, определяющий их формы. «Откуда, – спрашивает Трисмегист, – произошли стихии природы?». «Пемандр» отвечает: «Из воли Бога, который, взяв свой Логос и созерцая в нем порядок и красоту, создал мир по этому прототипу». Но одной воли бога для создания стихий явно недостаточно, и Гермес Трисмегист в своих книгах постоянно подчеркивает силу разума, т. к. без этой силы нельзя управлять природной стихией. Разум у него – Бог мужской и женский, жизнь и свет рождает через Логос еще другой творческий ум – Божество огня и духа, который в свою очередь, образует семь служебных духов, обнимающих своими кругами мир управляющих посредством так называемой судьбы. Значит, в сотворении мира у Трисмегиста участвует воля бога и Божественная мудрость.

Для него существуют две тайные герметические операции – одна духовная, другая материальная, соотносящиеся и навсегда объединенные. Трисмегист говорит: «Ты отделишь Землю от Огня, тончайшее от твердого, то, что восходит от Земли к небесам, нисходит снова с небес на Землю. Он (тончайший свет) есть великая сила, ибо покоряет тончайшую вещь и проникает в твердое тело. Так мир был сотворен». Как и древние философы, искавшие первооснову мира (Фалес – воду, Аниксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анксимандр – апейрон, Демокрит – атом). Гермес Трисмегист тоже ищет первоматерию, первооснову, единое начало всего сущего, лежащее в основе мира. Поиски Трисмегиста, философов, привели к осознанию того, что Вселенная эволюционирует. Эзотерическая философия (доктрина) примиряет всех древних философов, доказывая, что каждый из них прав по-своему, ибо оккультная наука говорит о разнородности субстанций в пределах нашей земной сферы. Гермес Трисмегист считает, что материя была изначально. «Материя есть проводник того, что становится (выявление), выявляется результат. Она есть способ деятельности несотворенного, все предвидящего Бога. Материя, еще не зачатая, не имела формы, она становится таковой, когда приведена в действие». Из этого отрывка можно сделать вывод: Разум – Бог, у Гермеса, приводит в действие все сущее. Гермес идеалист, он очень умный, проникающий в суть вещей, явлений объективного мира. Он признает, что знание о мире достигается божественным разумом, а умопостигаемые предметы доступны только Богу. Мне представляется, Гермес считает, что каждый уровень развития материи соответствует определенному уровню развития Духа, наделенного Божественной мудростью, т.е. сознанию. «Божество есть абсолютная истина и абсолютное могущество, а абсолютное неизбежное не может быть понято на земле» (Трактат Асклепий). Правда, Гермес делает снисхождение для людей – гениев, которые обитают между людьми и Богами.

Гений – это абстрактные духи, они управляют человеческими делами, контролируют мирские поступки. Сам Гермес является таким гением, наделенным Божественной мудростью и совершенными знаниями. Соединиться с Божеством могут только те люди, которые обладают совершенными знаниями, недоступными большинству смертных. Тот – Гермес получил божественную мудрость от верховного творца Вселенной – Солнца. «Его отец – Солнце, его мать – Луна, Ветер носил его в своем чреве. Земля его кормилица. Солнце – отец всякого совершенства во Вселенной. Его могущество безгранично на Земле. Оно собирает силу «верхних и нижних вещей». «И если человек – гений, приблизившийся к Богу, познает, т.е. если он будет наделен Божественной мудростью, он получит Славу мира, и всякий мрак удаляется от него. Эта могущественная сила, продолжает Трисмегист,– всякой силы, она уловит все неуловимое и проникает во все непроникаемое, потому что так сотворен мир! Вот источник удивительных применений... (совершенных знаний. – С. Л.), вот почему был назван Гермесом Трижды величайшим, владеющим тремя отделами Всеобщей философии. Я сказал все о деле Солнца».

Из сказанного Гермесом ясно, что Солнце – творец вселенной, который управляет движением планет, а в воздухе носятся духи и демоны. Под владычеством Луны на Земле живут люди, управляемые Божьими помазанниками, т.е. царями. Царские души божественны по природе и неизменны в своем достоинстве, и если они жестоки и несправедливы, то это связано с тем, что так хотят дурные и злобные демоны. Эти демоны проторили тропы к царским вратам. Гермес, полагал, что звезды и, прежде всего, Луна влияет на происходящую земную жизнь человека. Луна – на появление, в зависимости от приближения или удаления от Солнца, благоразумных, усердных и могучих царей и людей или плохих, бедных и богатых. Знание характера движения Солнца и Луны позволяет определить устремления и желания людей. Герметическая (эзотерическая) философия дала возможность астрологам разных поколений совершенствовать свои знания о небесных светилах и верить в небесные предзнаменования. Необходимо признать, что у истоков астрологии стоял Гермес Трисмегист.

В герметических книгах Гермеса Трижды величайшего дается высокая оценка человеку. Трисмегист создал целое учение о человеке. Человек, считал он, разумен и, уже как следствие этого, обладает руками, ибо только разумное существо может надлежащим образом ими пользоваться. Разум возник и развивается под влиянием естественных причин, среди которых выделяется наличие рук. Наличие рук и разума, по Трисмегисту, объясняется заботой о человеке Бога. «Дерзнем сказать, – говорит Гермес Трижды величайший, – что человек есть смертный Бог, и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком. Господин вечности есть первый Бог, мир – второй, человек – третий. Бог – творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчинять его управлению человека. Этот последний делает все предметом своей активности». Значит, не только Бог управляет миром, вещами, но и человек. Гермес Трисмегист упорно в своих книгах пытается доказать, что человек равен Богу и что он может стать Богом, но для этого необходимы условия. Микрокосм человека включается в творческий Вселенский акт, переходя к состоянию бессмертных, таких как Гермес Трисмегист (Анубис – Тот). Однако переход к этим божественным качествам, считает Трисмегист, не всегда поддается описанию. Видимо, этим нужно объяснить сложность, трудность, запутанность некоторых положений о человеке, когда Трисмегист рассматривает его сущность, которая умирает и воскресает для новой жизни, одновременно присутствует на Земле и вне Земли. в астральном плане. Гермес в роботе «Изумрудная скрижаль» писал: «То, что вверху, подобно тому, что внизу, и то, что внизу, подобно тому, что вверху».

Речь идет об адекватном отражении происходящих явлений в Космосе и на Земле. Человек является частью Космоса и земной природы, он носитель энергии – проводник влияний из Космоса на Землю и Земли в Космос. Подводя итоги, можно сказать, Что Гермес Трисмегист – явление уникальное в научном мире. Августин Блаженный (354 – 430 гг.) в «Граде божием», М. Монтень в «Опытах», русские религиозные философы Вл. Соловьев, Н. Бердяев утверждали, что под именем египетского Бога Тота (Гермеса) скрывалось несколько ученых (с этим, пожалуй, можно согласиться), создавших для своего времени поразительные, глубокие философские произведения (астролого-алхимические, оккультно-магические). Эти произведения были изданы на разных языках, и люди, читавшие их, искренне полагали, что они читают божественные книги (как, кстати, и Библию), написанные не простыми смертными людьми. А сами ученые, писавшие их, я убежден, уверовали в свою гениальность и, отдаляясь от людей, полагали, что все ближе и ближе приближаются к Богу. Думаю, что они (ученые) тоже искренне заблуждались, но верили в свое бессмертие. И не ошиблись в своей вере! Жизненное предназначение Гермеса Трисмегиста обнаружилось в древности, а влияние его идей имеют место и в наше время. Начал я работу со стихов поэта Овидия (в качестве эпиграфа) о том, что в каждом из нас есть Бог, а закончу стихами выдающегося русского поэта Н. Гумилева, и тоже о Боге и Человеке:

Есть Бог, есть жизнь, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно и убога,
Но все в себя вбирает Человек,
Который любит жизнь и верит в Бога.

В России, в 90-е возникло акционерное общество НТЦ «Гермес». Сотни тысяч людей поверили в благородные цели этого общества, стали его акционерами. Но, похоже, Бог Гермес не одобрил деятельность руководителей данного общества, и оно, как и многие финансовые пирамиды, перестало существовать...