Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И ВЕРЫ


Вопрос о соотношении веры и науки – это вопрос о том, какие духовные ценности, приоритеты они утверждают, какое будущее для подрастающего поколения они готовят. Наконец, способны ли, с точки зрения толерантности, наука и вера смотреть на явления и процессы сегодняшней жизни идентично. В конечном счете это вопрос о перспективах развития науки в третьем тысячелетии, о судьбе человечества на нашей планете.

Из истории науки известен такой факт. Великий математик Лаплас, который в правительстве Бонапарта был министром внутренних дел, подарил императору свою книгу «Изложение системы мира». Прочитав книгу, Наполеон выразил удивление тем, что автор ни разу не упомянул Бога. Лаплас ответил: «Я не нуждался в этой гипотезе». Многие ученые в разные периоды истории человечества ответили бы подобным образом. При этом в обыденной жизни ученый мог быть верующим и в то же время понимающим, что наука преображает окружающую нас действительность, изменяет образ мысли и жизни. Ученый У. Томпсон (Кельвин) учил: «...Веру имей, но помести ее в самую глубину сердца, где она никому не будет мешать». Будучи представителем одной из ветвей христианства (протестантизм), У. Томпсон, как и его последователи, ратовал за изучение материальных объектов и не считал нужным задумываться над тем, кто их создал.

Этот призыв в XIX столетии разделяли многие ученые, наука становилась безбожной. Но вот что удивительно: многие открытия, начиная с интенсивного развития науки (особенно с XVII века), были предопределены Библией. При этом нужно сказать, что Библия, данная Богом, не ориентировала людей на занятия естественными науками, она предназначена для совершенствования души человека. Например, в Библии задолго до научных открытий сказано, что мир образовался из бесформенной материи, что Земля круглая и ни на чем не стоит. «Земля, на которой живем, как одна точка посреди неба висит» (Иов, глава 26, стих 7). И сказано это до кругосветных путешествий и появления астрономии. О законе сохранения энергии около 2800 лет назад в книге пророка Исаии говорится, что «по множеству могущества и великой силе у него (Бога – К. Л.) ничего не выбывает» (глава 40, стих 26). В Библии есть описание понятий фотографии, диеты, эволюции; сказано, что воздух имеет вес; говорится о реликтовом излучении, т. е. о том, что свет был раньше солнца. И только в 1964 году ученые США Пензис и Вильсон обнаружили и подтвердили «микроволновое фоновое излучение» – незримый свет, идущий на землю с неба, из каждой мыслимой точки небесного пространства. Библия советует не вторгаться в природу, не переделывать ее, и даже есть пророчества относительно вредности одежды, состоящей из разных веществ (мне представляется, что речь идет из одежды из синтетики): «Не надевай одежды, сделанные из разных веществ, из шерсти, льна и других вместе» (Второзакон, 22, 11).

Когда внимательнейшим образом читаешь в Библии подобные откровения, то невольно закрадывается мысль о том, что научные открытия ученых в разные периоды времени являются вторичными. Они лишь эмпирически, экспериментально доказали то, что было высказано в священных книгах тысячу и более лет назад. Нельзя не согласиться с Р. Бойлем, физиком, химиком, одним из авторов закона Бойля – Мариотта: «В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца». Вот таким солнцем – главной книгой для русских людей – являлась Библия. И когда читаешь высказывания многих зарубежных путешественников о России, их оценку ума, духовности, нравственности русского народа, начинаешь думать о значении Библии в жизни каждого человека. Русские люди в большинстве своем читали одну книгу в течение всей жизни – Библию и, по свидетельствам иностранцев, были мудрейшими, нравственнейшими людьми на земле. Немецкий историк В. Шубарт, исследовавший Россию и Европу, писал, что русские, славяне – люди мессианского типа, в чьих душах живет огонь учения Христа. Они привержены этому учению, как православные, и потому никто так не знает Библию, как русские. С Библией умирали простые крестьяне и высокие умы, такие, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Можно знать хорошо содержание одной книги – Библии – и быть одним из образованнейших людей на земле. Великий русский историк В. Ключевский в письме к Порфирию Гвоздеву от 11 октября 1861 года писал: «Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало». Когда слушаешь сегодняшних ученых-атеистов, радетелей за технологическую цивилизацию, считающих, что компьютеризация – основа всего сущего, то становится страшно не только от исследований генной инженерии, клонирования, международных информационных систем и другого. Страшно от сознания того, что эти люди не соотносят свои научные интересы с духовно-нравственными интересами большинства людей. В наше сложное, противоречивое, многотрудное время все большее число ученых задаются вопросом: что может спасти человечество от злоупотреблений научно-техническим прогрессом. И многие из них отвечают: Вера, Духовность, Нравственность.

Лауреат Нобелевской премии Анри Беккерель, французский физик (открывший радиоактивность), писал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». Директор института мозга, академик РАН Н. П. Бехтерева сделала для себя открытие, помимо научных: «Всю жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца. ...Многие часто задают вопрос: а не мешает ли вам то, что вы верите в Бога? Нет, в исследованиях мне это помогает». И далее академик констатирует, что ее вера никак не ограничивает глубины научных познаний, но она налагает «нравственный запрет на некоторые сферы ее применения».

Отсутствие веры в Бога привело часть русской интеллигенции к роковому шагу в истории России – к революциям. Виной тому увлечение западными учениями и теориями, которое и лишило их веры, принесло огромные страдания народам страны.

Вера и наука являются сегодня предметом размышления не только онтологии, но и искусства, что, конечно же, не исключает их взаимодействия и взаимообогащения. Напомню о библейской последовательности творения: Дух – Жизнь – Разум. Наука, исследующая разум и оставляющая за рамками веру, дух, не имеет возможности разобраться и в разуме. Союз духа и души, веры и науки соответствует поискам нравственной русской религиозной философии конца XIX – начала XX веков в лице Ф. Достоевского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева, И. Ильина, а также великих естествоиспытателей – православных мыслителей Д. Менделеева, В. Вернадского, И. Павлова и других. 'В определенные исторические периоды возникает необходимость решения крайне важных для государства проблем. Для России в данный момент необходим стержень, способный держать все предыдущее и все последующее Таким стержнем является Русская православная церковь.

Медленно, но возвращается к людям вера в Бога. Припоминаются слова одного из самых величайших людей на земле – Блеза Паскаля, физика, математика, писателя, философа, глубоко верующего человека: «Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не искали и не ищут Его, это безумные и несчастные. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастны». Немощный ум наш должен смириться перед Богом, который дает нам нравственные и духовные ориентиры, столь необходимые во всех проявлениях жизни. Как сказал Н. Заболоцкий:

Два мира есть у человека.
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

А поскольку Бог вложил в нас творческие потенции, реализовывать их мы должны нравственно, ибо во Христе – все наши добродетели и успехи.