Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






НА ПОРОГЕ «ДВОЙНОГО БЫТИЯ»


Национальный проект, связанный с образовательно-воспитательной системой развития в России, появился вовремя. За период перестройки демократы-реформаторы привели образование к такому состоянию, когда человеческий разум и сердце не способны подняться над абсурдными идеями, механически перенесенными прозападными деятелями на российскую почву. В августе 1998 года в Бостоне (США) состоялся XX Всемирный философский конгресс, посвященный образованию и воспитанию человечества в XXI веке. На этом конгрессе о России говорилось как о носительнице гуманистических идеалов, заложенных советскими традициями, особо подчеркивалось высокое реноме, статус высшего образования, которое сегодня, надо сказать, стремительно (не без участия реформаторов-либералов) падает вниз. Болонская система высшего образования добьет его.

На мой субъективный взгляд: образовательно-воспитательная система России особенно нуждается в возрождении дошкольного и средне-профессионального образования, которые более всего пострадали за период «реформ», если их можно назвать реформами. Образовательно-воспитательной политики в России нет: хаотично, бессистемно реализуются идеи Запада, связанные с рационализацией, компьютеризацией, коммерциализацией высшей профессиональной и средней школ. При этом замечу, отказ от отечественного опыта приводит к тому, что будущие выпускники школ и вузов будут лишены своих национальных корней, не будут знать своих духовных и нравственных истоков. Прозападная ориентация в области образования в нашей стране, хочется надеяться, не обретет общенациональный масштаб.

Будущее России закладывается в дошкольных и младших классах средней школы. Положение, в котором оказалось дошкольное воспитание, нельзя назвать иначе как катастрофическим. За период перестройки число детских садов сократилось на 2/3, около 4 млн. детей беспризорных, ежегодное убийство неродившихся русских детей путем абортов составляет около 3 млн., по суициду Россия вышла на первое место в мире – 65 тыс. в год, среди них около 16 тыс. детей. Воспитание человека, его становление – длительный процесс. Все выдающиеся педагоги мира, такие как: И. Песталоцци, Я. Коменский, А. Дистервег, Ж. Пиаже, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский в своих научных исследованиях говорили о наиважнейшем периоде в становлении личности, первых годах в жизни ребенка. К. Ушинский утверждал, что первые произвольные движения возникают из потребности общения, чувствования другого человека. Первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни, и если в первый год ребенка общение с ним носит элементарный характер, связанный с пищей, уходом за ним, проявлением ласки, любви к нему, то со временем его эмоциональные реакции, его общение начинают приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения. «Крики страдания или удовольствия, – писал К. Ушинский, – гнева или страха несут первые обнаружения в звуках душевной жизни человека».

Психологи доказали: лишение родительской ласки, любви со стороны матери в течение трех месяцев, в первый год ребенка, приводит к снижению их интеллекта. Дошкольные учреждения и родители являются главными воспитателями детей младшего возраста.

Воспитать гуманного человека может тот, кто сам воспитан; гуманностью должна быть проникнута вся атмосфера в детском саду, семье, школе. Наше телевидение иногда показывает подростковые, детские разборки между собой, а канал НТВ, показывающий «ДОМ-2», убеждает миллионы людей (кто хотя бы раз посмотрел эту передачу), насколько пало наше общество в нравственном отношении за последние два десятка лет.

Припоминаются слова древнего китайского философа Конфуция, не помню дословно, поэтому не буду брать цитату в кавычки: Посмотрите, какие народ поет песни, как он разговаривает, и вы оцените, кто им управляет и какова его нравственность. В центре дошкольного воспитания стоят проблемы психического и интеллектуального развития ребенка. Эти фундаментальные проблемы связаны, начиная с игры, подражания, мышления, воображения, памяти, воли, речи, должны стать предметом научных исследований, т. к. речь идет о людях XXI столетия. Сошлюсь лишь на один пример, взятый из воспитательной практики Японии. Там в дошкольных учреждениях работают люди наивысшего интеллекта, т. е. профессора. В последнее время в Японии в воспитательных, образовательных целях внедряют дидактику К. Ушинского. Они наложили табу (запрет) на использование детьми компьютера, т. к. компьютерная зависимость сродни наркотической. Уже доказано, что компьютеризация не поднимает интеллект и нравственность человека. А теперь сравните нашу систему образования с японской? Комментарии излишни.

Чувства ребенка формируются постепенно, их источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль родителей, т.е. являются для них идеалом. Чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. И качества, приписываемые детьми к себе, не всегда являются объективными, так как малыши видят себя глазами родителей. Константин Ушинский верно замечал: «Каждый из нас более человек в том, что он чувствует, чем в том, как он думает».

В индивидуальном развитии ребенок проходит этап социализации. Здесь важная роль принадлежит общению ребенка с родителями, воспитателями, с разными людьми, имеющими социальный, эмоционально-нравственный опыт, который усваивается в процессе общения. Однако, признавая великую силу воспитания, общения как важнейших фактов социализации, нужно в то же время считаться с наследственными факторами. Они, в свою очередь, ставят задачи по разработке мер и программ нестандартного воспитания и образования детей.

Жан Пиаже, основатель экспериментальной психологии, утверждал, что душа ребенка бьется на пороге «двойного бытия». Я понимаю это так: первое бытие – собственный мир ребенка, заданный в его генах, второе – реальный мир, поставляющий ему учителей с их разным жизненным опытом. Именно дошкольные учреждения и родители призваны воспитывать людей на начальном этапе развития.

Пишу и думаю: кого сегодня интересует мораль, нравственные чувства? Сознание родившегося ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), постепенно, с взрослением, она заполняется стереотипами, культурными доминантами, знаниями прошлой жизни людей и нынешними социализированными способами поведения среди себе подобных. Важно умным наставникам показать детям, что такое добро и зло, честность, порядочность, ответственность, скромность, но, что еще более важно, приобщить их к эмоциональному миру других людей, научить осознавать чужую боль, горе, способность к сопереживанию и даже самопожертвованию в интересах страны. Все это нужно воспитывать в ребенке с младенчества, как говорит народная мудрость, «пока ребенок лежит поперек лавки».

Интересы и наблюдения Корнея Чуковского за детьми, изложенные им в прекрасной книге «От двух до пяти».

Сегодня, когда заговорили о национальных проектах и программах – демографических, образовательных, семейных о непреходящих ценностях, связанных с воспитанием подрастающего поколения (подчеркну еще раз значимость дошкольного возраста ребенка), будущего гражданина, которому предстоит жить в сложнейших условиях современной действительности, усваивать ее стандарты как под воздействием спонтанных факторов социализации, так и через мировоззренческую направленность воспитательно-образовательного процесса. Огромную роль в образовании и воспитании детей, в формировании жизненно необходимых нравственных ориентиров, поведенческих структур должна сыграть, на мой взгляд, Русская Православная Церковь (равно как и другие религиозные конфессии). Она имеет многовековой опыт, который в сфере воспитания способствует появлению у детей жизненной позиции, убеждений, шкалы ценностей.