Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ОБЩЕНИЯ


Родовая сущность человека характеризуется различными чертами, такими как потребность в труде, в стремлении к свободе в универсальности, в общении с себе подобными. Последняя субстанция и станет предметом нашего размышления. Гуманизм как принцип мировоззрения, нравственный принцип, в основе которого – любовь и уважение к человеку как высшей ценности, переводится битапиз – человечный, человеческий, образованный. Идея, связанная гуманистическим подходом к вопросам воспитания и образования, сама по себе не нова, но содержание гуманизма от эпохи к эпохе изменялось, наполнялось новым смыслом.

В любую эпоху гуманистический характер общения влиял на становление таких качеств, как доброта, сердечность, вежливость благодарность, деликатность, самоотверженность и требовательность к себе. Как необходимы всем нам эти качества сегодня, в период, когда многие из них обесценены или не являются привлекательными.

Практика показывает, что дети способны на бескорыстную помощь, настоящую любовь к Родине, на очеловечивание мира вещей, если они проходят школу гуманного воспитания. Обратимся к тому таинственному, привлекательному таланту в человеке, который во все времена поражал и удивлял людей, – таланту общения, взаимодействия между людьми. Гуманистический фактор общения оказывается эксплицитно включенным в сферу всех жизненных проявлений, выступает как важнейший ее компонент.

Трудно себе представить жизнь современного человека решившего прекратить на какое-то время связь с людьми. Но и в этом случае человек тем не менее через вещи, созданные людьми опосредованно общается с ними. Приходится мириться с тем, что духовное взаимодействие и общение людей между собой детерминированы, т. е. подчинены строгому закону, в силу которого между психическим миром одного человека и другого, между сознанием двух людей стоит неизбежное промежуточное звено в виде ряда физических явлений.

А. С. Макаренко в свое время писал, что для нашего общества необходима не простая номенклатура нравственных норм, а практически реализуемая цельная, направленная система общения между людьми.

Вслед за Макаренко, В. А. Сухомлинский в ряде своих работ попытался конкретизировать понятие общения, его гуманистическую сущность. Он на практике учил учителей и воспитателей распознавать нравственно-психологическую направленность поступков, мотивов поведения в деятельности людей.

В.А. Сухомлинскому принадлежит особая роль в освещении проблем связанных с общением, он много лет работал над осмыслением их, опираясь на огромный собственный педагогический опыт, подвергая свои находки вдумчивому научному анализу. Через все книги Сухомлинского проходит мысль о том, что общение с детьми должно быть процессом цельным, рассчитанным на духовное развитие ребенка, на формирование его идей и чувств, на укрепление воли и характера. В этом он видел гуманистический характер общения, основанный на признании свободы и прав личности, на уважении в каждом ребенке его человеческого достоинства.

Гуманистическая позиция Сухомлинского четко выражает мысль о том, что целенаправленное общение – это гуманное воспитание, что человека нельзя представить без воспитанного и развитого чувства гуманности. Он в своей практической деятельности опирался на труды выдающихся педагогов, таких как Коменский. Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Макаренко. Духом гуманизма пронизаны все произведения В. А. Сухомлинского.

В. Сухомлинский считает, что нравственным делает ребенка целенаправленное общение. Воспитанным ребенок становится при условии, что среда, в которой он общается с природой и с людьми в годы детства и отрочества, делает его сердце беспокойным, тревожным, хрупким, тонким, легко уязвимым, нежным, отзывчивым.

Причисляя общение к выразительным дарованиям, мы имеем в виду те его стороны, которые связаны не только с межчеловеческим контактом, но и с отношением ребенка с природой, с объектами человеческой деятельности.

«Человек, в самом деле не может ни осмыслить, ни даже прочувствовать свою внутреннюю жизнь иначе как через других, близких ему людей, общение с которыми или страх утраты которых открывает смысл и ценность собственного бытия», – пишет философ И. Кон.

Психика одного человека может оказать воздействие на психику другого лишь с помощью органов чувств, в форме слов, поступков и т.д. Точно так же этот другой, в свою очередь, в состоянии воспринять такое воздействие лишь с помощью чувств, т. е. посредством общения.

Лучшим доказательством общения между людьми в наше время может служить тот факт, что нет такого знания, открытия в науке, той мысли, того чувства, которое было бы недоступно другим людям. То, что сегодня открыто и стало знанием одного, посредством общения может завтра сделаться частицей знания многих или всех людей. Мысль, чувство и фантазия, зародившиеся в головах выдающихся ученых, писателей, композиторов, через средства массовой информации делаются достоянием миллионов людей.

Овладение человеческим отношением к миру начинается у ребенка через общение с людьми и через раскрытие свойств окружающей его действительности, ребенок ищет эмоциональный контакт, учится воздействовать на человека, чувствует инстинктивно потребность в общении.

Воспитание детей – процесс многосложный. Ученые-специалисты по педагогике и психологии, этике и эстетике все чаще отмечают, что в нравственном воспитании огромную роль играет общение ребенка в семье, со сверстниками, со взрослыми, с природой и т.д. Этому вопросу посвящено много работ.

Господствовавшие во все прошлые исторические эпохи экономические отношения и общения между ними менялись. Изменить поведенческие структуры человека пытались и пытаются многие авторы педагогических систем. Сделать это очень трудно, а иногда невозможно.

Созданные нравственные ценности не могли не привести к возникновению совершенно нового типа гуманных отношений между людьми. В отличие от того, что было в прошлом, что представлял человек с точки зрения той или иной социальной системы, в наше время он должен являть собой высшую ценность в системе ценностей и требовать соответствующего поведения от людей, с которыми он общается во всех проявлениях в жизни.

В работах В. А. Сухомлинского мы обнаруживаем суждения, которые выражают потребность человека в человеке, потребность в общении. Смысл своего самоосуществления он находит в общении с людьми, в реализации своей ценности и значимости. Человек – существо общественное по своей природе.

«Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом». В своем индивидуальном развитии ребенок проходит этап социализации. И здесь важная роль принадлежит общению ребенка с другими людьми, имеющими свой эмоционально-нравственный опыт, который усваивается в процессе общения и воспитания.

Сухомлинский в своих книгах достоверно показал, что овладение человеческим отношением к миру начинается у детей через общение и раскрытие свойств людей, окружающих их предметов и самой деятельности. Дети очень рано учатся, не без участия родителей, учителей, чувствовать потребность в сопереживании людям, необходимости разобраться в запутанной схеме отношениях между людьми.

Неистребимая вера Сухомлинского в силу гуманизма, способность уловить проявление нравственной красоты в поступках детей, помогли миллионам читателей его книг разобраться в сложной проблеме воспитания личности.

Воспитание человека, его становление является длительным процессом. Уже маленький ребенок, взаимодействуя с другими людьми, осмысливает их поведение. Это подтверждают психологи, занимающиеся наблюдением за новорожденными детьми. Об этом писал К. Д. Ушинский, утверждая, что первые произвольные движения возникают из потребности общения, чувствования другого человека. «Крики страдания или удовольствия, писал он, – гнева или страха несут первые обнаруживания в звуках душевной жизни человека!» Многочисленные факты повседневной жизни и научные данные показывают, что общение имеет существенное значение для всех функций организма, всех видов деятельности человека, начиная с обмена веществ и кончая его научным и художественным творчеством.

Как мы уже сказали, общение свойственно человеку с раннего возраста. Первый плач ребенка можно рассматривать как начало общения, начало .его эмоциональной жизни, и если в первый год ребенка общение, с ним носит элементарный характер, связанный с уходом за ним, то со временем его эмоциональные реакции, общение начинают приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения.

«Год – это удивительный возраст, – говорит известный американский педиатр, ученый, педагог Б. Спок. – Многое меняется у вашего ребенка его вкусы в отношении еды., его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим ... и он нуждается в общении, в любви к нему не меньше, чем в витаминах и калориях, ребенок осознает, что он человек, личность; что у него есть желания общаться с людьми». С развитием ребенка обнаруживается рефлексия на контакты между людьми, переживания, которые становятся возможными благодаря эмоциям, улучшают средства их выражения, все более специализированными инструментами общения.

Гуманистический характер общения Сухомлинского вобрал в себя лучшее, что было у его предшественников. В книге «Сердце отдаю детям» он развивает идеи педагогов-мыслителей прошлого.

Часто Сухомлинский в своих работах ссылается на труды Ушинского, Я. Коменского, И. Песталоцци. Их теория воспитания привлекала Сухомлинского своим общефилософским и общественным содержанием, пониманием задач и методов в нравственном воспитании, она нашла свое преломление в педагогических взглядах Сухомлинского на формирование всесторонне развитой, активной личности. Идеи выдающихся мыслителей привлекают своей гуманистической направленностью, своим подходом к воспитанию как творческой задаче формирования нравственного человека.

Сухомлинский выделяет у них гуманистический подход к воспитанию, предполагающий уважение личности воспитуемого; признание, что всех можно воспитывать, признание достоинства всех людей. Однако, признавая великую силу воспитания, нельзя не указать на такой факт, что необходимо считаться с наследственными факторами. Нам представляется интересной точка зрения покойного академика К. Д. Беляева, который писал: «Благородство и подлинный гуманизм общества, и их воплощение в жизни – главный фактор воспитания людей, но они не нивелируют их наследственной разнокачественности». И далее: «Наследственная разнокачественность людей, их склонность и побуждения ставят перед обществом нелегкие задачи по разработке мер и программ нестандартного воспитания и образования людей».

Еще дальше идет в своих исследованиях известный педагог, психолог Жак Пиаже, основатель экспериментальной психологии, придававший огромную роль общению ребенка с миром. Он утверждал двойственность, бинарность человека в процессе воспитания и становления его, как личности. Неизбежно возникает вопрос: Почему в процессе обучения и общения у одних и тех же учителей (начиная со старта, т. е. поступления в школу, и до ее окончания) выходят разные ученики? Ученый высказывает свою точку зрения, утверждая, что ребенок, на которого воздействуют учителя, не обучается, а самообучается.

Он усваивает наставления учителей извне, манеру поведения, определенные знания при общении со сверстниками и разными людьми, с миром вещей, окружающих его.

Какова бы ни была позитивная основа общения школы и улицы, ребенок переваривает эти наставления на свой лад сообразно эгоцентрическому «Я», которое допускает известную социальную коррекцию, но лишь в пределах, заданных генами. Знакомясь с произведениями В. А. Сухомлинского, убеждаешься в том, что для него социальная коррекция является главным педагогическим принципом становлении и развитии ребенка.

В области общения он считает необходимым строить так отношения между педагогом, родителями и ребенком, чтобы они были целенаправленными. В нашей философской и педагогической литературе нет, по существу, фундаментальных работ, в которых был бы анализ творческого наследия В. А. Сухомлинского, связанный гуманистической позицией общения в процессе воспитания.

Среди работ, посвященных Сухомлинскому, представляют интересными статьи в периодической печати. Все эти немногочисленные работы в основном раскрывают сущность педагогических взглядов педагога и, естественно, не могут дать исчерпывающего анализа, общения в процессе воспитания.

Правомерность исследования гуманистической позиции общения Сухомлинского определяется, на наш взгляд, следующими факторами: в период перехода от одной социальной системы к другой развернулась борьба не только за качественный уровень развития материального производства, но и за будущее подрастающего поколения.

Построение общества с привлекательными идеалами зависит не только от материально-технической оснащенности всех отраслей народного хозяйства, но и от степени возрастания нравственных – в жизни общества, от уровня сознательности, от активной позиции и ответственности людей. Поэтому дальнейшее исследование важнейших сторон жизнедеятельности человека, как нравственность, общение, обоснованность их гуманистических принципов, приобретает особую актуальность.

Представление Сухомлинского о гуманистическом характере общения связано, прежде всего с процессом взаимодействия человека с человеком, с природой, с познанием своего «я» В практической деятельности, в обществе, коллективе, в воспитании в человеке человечности.

Именно дошкольные учреждения, школа и родители призваны воспитывать наших детей в духе гуманности, формировать у них духовно-нравственный облик человека будущего.

Практическая деятельность Сухомлинского в школе, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе, его научные изыскания, связанные с гуманистическим характером воспитания, дали возможность миллионам учителей, родителей, воспитателей использовать этот богатый опыт для правильного ориентирования в тончайших вопросах нравственного воспитания. И чем более опытным становился Сухомлинский, тем чаще он повторял, что дошкольный и младший школьный возраст в большей мере предопределяют будущее человека.

Он считал, что именно в дошкольном учреждении, в начальной школе закладывается нравственный фундамент необходимых качеств и, эти годы по-особому эмоционально окрашены и очень насыщены острыми проблемами, на которые маленький человек пытается найти ответ. Под гуманизмом Сухомлинский понимал нравственное качество. И воспитание таких нравственных качеств, как сердечность, доброта, отзывчивость, благодарность, деликатность, требовательность к себе, связано с гуманным отношением, прежде всего к человеку.

Сухомлинский на практике показал, что дети способны на бескорыстную любовь к человеку, будь то подросток, бабушка, дедушка, отец. Дети, обучающиеся у него, проходили школу гуманного воспитания, Любое общество нельзя представить без воспитанного и развитого чувства гуманности.

Мы часто говорим с детьми о высших ценностях – коллективизме патриотизме – на вербальном уровне, но прежде необходимо уяснить значение самых простых: участия, сочувствия, доброты и т. д.

Сухомлинский подчеркивал, что в нравственном воспитании на ребенка большое влияние оказывает – человек, способный педагогической мудростью ввести его в мир сложных ситуаций, которыми изобилует наша повседневная действительность.

Моральный облик учителя; воспитателя, родителя, их отношение к людям не должны расходиться с содержанием истин, которые они внушают своим воспитанникам. Учитель – функционер, включенный в коллектив, является частью коллектива. «Именно в младшем возрасте формируется способность поддаваться воспитательному влиянию педагога».

Сухомлинский советовал говорить с учениками как с равными и при этом призывал педагогов, воспитателей, родителей, чтобы они знакомили учащихся с такими категориями, как добро и зло, справедливость, несправедливость, ложь и правда. Духом гуманности, справедливости, непримиримости к обману, лжи, фальши должна жить школа. «Нужно говорить, ученикам только правду», – обращаясь к педагогам, завещал ученый-практик. Приглаживание жизни рождает догматизм в суждениях, сковывает мысль, служит основой скептицизма, неверия в гуманистические идеалы.

Главной задачей, которая стоит перед личностью, является формирование чувства идентичности. Ребенок должен ответить на вопросы: «Кто я? Чем я отличаюсь от других?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки поведения – и других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности. Чувство идентичности формируется у личности постепенно, его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей разного возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей, они часто являются для них идеалами: чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями, другими взрослыми. Ребенок пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идеала, эталона значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между ними. Сухомлинский так строил взаимоотношения между детьми и взрослыми, чтобы интересы коллективные и индивидуальные выступали в единстве, а ценностные ориентации детей обнаруживали себя через социальную справедливость.

Сегодня проблемы воспитания и образования, подготовка учителей волнуют ученых, учителей, родителей – всех, кто в той или иной мере причастен к народному образованию.

В выступлениях крупных ученых, писателей, учителей в средствах массовой информации, поднимается очень много, интересных вопросов, связанных с образованием и воспитанием будущего человека. Многие из выступавших говорили о непреходящем значении в нравственном воспитании опыта выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, творческое наследие которых обобщается, изучается, творчески осмысливается и внедряется в практику работы сегодняшней школы.

Иногда пытаются противопоставить Сухомлинского Макаренко, утверждая при этом, что Макаренко воспитывал своих питомцев в коллективе, через коллектив, для коллектива, а Сухомлинский слишком много внимания уделял индивидуальной работе с отдельными учащимися. Иные ученые высказывают оригинальные идеи в области образования, связывая их с доминирующими структурами поведения людей в определенных жизненных ситуациях.

В настоящее время появляются статьи, в которых утверждается, что люди отличаются друг от друга психологическими особенностями, связанными с доминирующим правополушарным или левополушарным мозгом. Правополушарные более эмоциональные, глубоко верующие, менее подвержены влиянию средств массовой информации, любят свое Отечество, созидатели. Левополушарные – наоборот, предрасположены к атеизму и разрушению. Исследования кинологов подтверждают: при скрещивании волка с собакой в процессе популяции, появляются либо только волк, либо только собака.

Может и у людей в генофонде запрограммировано: либо только разрушители, либо только созидатели. Я не знаю, у меня нет экспериментальных данных, но возникают вопросы, ибо вся история человечества связана с борьбой добра и зла, любви и ненависти, Христа и Антихриста, Сатаны и Бога. И, тем не менее, несмотря на такую категоричность ученых, связанную с детерминированностью черт характера людей, смею утверждать, что социальная коррекция со стороны учителей крайне необходима. Об этом говорится в каждой статье и книге В. А. Сухомлинского. Хотя, конечно, не учитывать генетическую, природную сущность каждого ребенка в процессе образования и воспитания нельзя.

В своих многочисленных работах Сухомлинский показывает, сколь сложен процесс нравственного воспитания, особенно в тех случаях, когда все системы жизненных отношений оказываются неблагоприятными: конфликты в семье, равнодушие к судьбе ребенка, отсутствие какой-либо требовательности или, наоборот, чрезмерная строгость и подавление интересов учащегося. В этом случае нужен индивидуальный подход к ребенку. И Сухомлинский призывал учительство работать с учениками индивидуально, знать их запросы, – интересы, волнения, заботы, печали и т. д. Он говорил, что добрые чувства, человечность, ласка, доброжелательность уходят глубоко в детство ребенка.

Наверное, нужно подчеркнуть мысль о том, что время и условия, в которых работали Макаренко и Сухомлинский, были неодинаковы. Да, Сухомлинский предупреждал, что надо быть осторожным с таким сильным воспитательным средством, как коллектив. При этом он исходил из целей высшего гуманизма и уважения личности каждого воспитанника. Индивидуальный подход к ребенку не противоречит идеям о воспитании в коллективе Макаренко.

Более того, Сухомлинский развивает идеи своего предшественника, используя его опыт в решении вопросов нравственного воспитания личности в коллективе. Гуманистическая основа общения между детьми в коллективе, на которую опирался В. А. Сухомлинский, означает, что общение возникает и складывается в результате определенных чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу. За всем спектром эмоций, чувств, которыми связаны дети и через которые осуществляется их общение друг с другом, стоит гуманный характер, их потребность друг в друге. «Я глубоко убежден, что цель воспитания – человек, а коллектив лишь средство в достижении цели».

Индивидуальный подход в нравственном воспитании, по Сухомлинскому, означает не что иное, как совершенствование отдельных черт характера личности в процессе общения.

Книгой «Методика воспитания коллектива» Сухомлинский подвел итог дискуссии о коллективе и понимании роли коллектива вообще и школьного коллектива в частности. Он писал: «Школьный коллектив – это школа гражданства, в которой формируются качества активного участника общества, образно говоря, это то гнездо, из которого птенец отправляется в самостоятельный полет»

Школа утверждает особую роль в гуманном общении между детьми и призвана не только давать знания учащимся, но и целеустремленно систематически влиять на детей, воспитывая и утверждая в них нравственные начала, выраженные в эмоциональной культуре, и добрых чувствах каждого ребенка. Мы особо остановились на общении детей в коллективе, его огромной роли в воспитании личности.

Сухомлинский через учителей, воспитателей, родителей, учащихся пытался так организовать систему нужных гуманистических отношений, чтобы каждый из них осознал, пережил и оценил поведение по отношению к другим.

«Задача воспитания коллектива – сделать это общение таким, чтобы оно облагораживало личность, оттачивало ее моральную красоту, чтобы от общения с товарищами человек ощущал радость непреодолимое желание быть вместе».

При воспитании детского коллектива важно не только противопоставить коллективизм эгоизму, нужно создавая коллектив, исключить абстрактный альтруизм. При этом коллективизм, не отрицая дружбы, ни любви к ближнему, отличается от частных форм проявления тем, что в конечном счете обозначает гармонию интересов личности с интересами общества в целом.

Если ребенок воспитывается в семье, где доминирует мещанская психология, то эта психология продуцирует индивидуализм и эгоизм. Воспитание с детских лет коллективизма – одно из средств, способствующих созданию подлинного иммунитета против мещанства. Только в коллективе человек по-настоящему осознает сущность социальной справедливости.

Сухомлинский больше внимания, чем Макаренко, уделял проблемам всестороннего, гармонического развития личности в рамках коллектива. И тот и другой внесли большой вклад в концепцию социалистического коллективизма. Как исторический этап развития – концепции формирования коллективизма является необходимой частью процесс социализации человека.

Причем коллективизм становится действительно глубинным личностным свойством, жизненным мотивом поведения, если он интериозирован и принят «своим» как на уровне сознания, так и на уровне знания. Раннее детство – это тот период, когда коллективизм формируется относительно безотчетно для индивида. Именно в это время вырабатываются социальные инстинкты коллективизма, отсутствие которых потом будет трудно компенсировать даже с помощью логически неотразимых аргументов. Но это не исключает лидерства в коллективе, способности выразить свои индивидуальные качества каждому члену коллектива. Как подчеркивал Сухомлинский, – коллектив – это не какая-то безликая масса, он существует как богатство индивидуальностей. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, какие ему присущи духовные богатства, что он привносит в коллектив.

Особенность, на которую обратил внимание Сухомлинский, чрезвычайно существенна для понимания процесса познания детьми друг друга, у каждого ребенка под влиянием коллектива, членом которого является, формируются общие нравственные требования к друзьям, знакомым, другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми ребенок дает оценку окружающим. Все эти «эталоны», формирующиеся у ребенка в процессе обучения в школе, по мере его взросления, развития, как личности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся все более определенными.

Формирование у ребенка все новых эталонов по мере установления у него контактов со все новыми категориями лиц (в деятельности – участие в работе кружков, общественной работе и т. д.) и накопление все новых впечатлений о них, теснейшим образом связано у ребенка с процессом классифицирования познаваемых людей в ходе сознательного общения. Это обуславливает выработку у ребенка определенных форм поведения по отношению к другим детям в коллективе, ощутимо влияет на культуру общения, на развитие определенных черт характера. Наличие у ребенка таких черт, как доброжелательность, искренность, доверчивость, общительность, или таких, подозрительность, недоброжелательность, всегда свидетельствуют о том, с кем общался ребенок, каково было его окружение, кто были его наставники и друзья.

В процессе общения в коллективе и вне его ребенок формирует представление, как о других людях, так и о себе путем многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми. Это, в свою очередь, влияет на формирование знаний о других людях на их отношение к ним. Ребенок всегда стремится к тому, чтобы знать истинное отношение других людей к себе, т. к. верные суждения о себе приводят к соответственному поведению по отношению к окружающим. Воспитать культуру общения можно только совместными усилиями семьи, школы, общественности, и ребенку нужно помочь, многому научить.

В основе гуманистического характера общения лежит бесконечное уважение к ребенку. Сухомлинский в своих произведениях убеждает нас в том, что в ребенке заложена возможность всех совершенств, в нем заключена человеческая суть в ее самом чистом, неизвращенном виде. Поэтому взрослым людям надо стремиться не детей переделывать, а, общаясь с ними, напротив, самим стремиться к истинному, неиспорченному, святому детскому состоянию души. Идеи его о бесконечном уважении к ребенку далеко не новы, мысли высказывались многими выдающимися педагогами, такими как Песталоцци, Коменский, Дистервег, Макаренко, Ушинский и т. д. Но он необыкновенно ярко, глубоко, обоснованно развил в своем учении о воспитании, подчеркивая, что при целенаправленном общении может реализоваться полное, всестороннее гармоничное развитие всех духовных и физических дарований, заложенных в ребенке.

Гуманный характер общения, которое обосновывал Сухомлинский исходит из того, что учителя, родители, воспитатели должны искать указания прежде всего в потребностях детей, в их природе,; и если они подходят к детям с каким-либо планом действий, то должны немедленно отбросить ненужное, как только первое соприкосновение с детьми покажет им, что метод не соответствует их желаниям, потребностям, и заменить его другим, вытекающим из требований природы, интереса самих детей. Став учителем, Сухомлинский подверг тщательному анализу многочисленные труды по психологии и педагогике, этике, эстетике, извлекая все позитивное и утверждая при этом свою педагогическую систему, основанную на собственном опыте, связанную с работой в школе.

Все идеи Сухомлинского пронизаны упорно повторяющейся мыслью о необходимости гармоничного сочетания воспитательных средств при воздействии на ребенка. Средства эти будут тем успешнее, чем они будут применены. Важно, «чтобы человеческое общение ранней юности было колыбелью мысли и убеждений каждой личности! Все это зависит от воспитателя»! Советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение и воспитание нужно проводить на всех стадиях развития начиная с первого года жизни. Но для этого необходимы специфические методы взаимодействия воспитателя и ребенка, которые должны учитывать особенности мышления, чувства ребенка. Для Сухомлинского этими условиями было общение ребенка со взрослыми и себе подобными. Он писал: «Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой». Здесь речь идет не только об общении ребенка в семье, но и с его сверстниками, что является немаловажным в становлении и формировании личности. И еще. Чувствование другого человека связано с социальной справедливостью. По мнению педагога, воспитание ребенка с самого раннего детства должно происходить без отрыва от семьи, но носить широко общественный характер. Замкнутое семейное воспитание, даже самое идеальное, отражается самым пагубным образом на индивидуальности ребенка, Обреченный с пеленок впитывать в себя предрассудки семьи, ребенок превращается в представителя взглядов и чувств только своей семьи и теряет способность понимать идеи и переживании представителей других общественных групп. Однообразие и скудность впечатлений, постоянное общение со старшими накладывают психологический отпечаток на развитие ребенка. Авторитет старших порабощает младших: дети стремятся быть такими, как взрослые, и, подражая им, становятся бледными копиями, пародиями как в добре, так и во зле, иначе сказать утрачивают свою индивидуальность. «Нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла», – писал Сухомлинский. Он настаивает на том, что ребенок осознает свое поведение только тогда, когда эмоциональные связи между детьми и взрослыми приобретают целенаправленный характер.

Как указывал А. С. Макаренко, «...человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается».

Для ребенка все важно. Общаясь на уровне межличностных контактов, в коллективе, с природой, с предметами человеческой деятельности, он начинает осмысливать нормы поведения в нашем обществе, и тем лучше, по мнению Сухомлинского, если к осознанию этих норм поведения ребенок придет самостоятельно.

«Человек становится воспитателем самого себя в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».

Общение, по Сухомлинскому, должно осуществляться как осознание гуманной нравственности воспитательного воздействия на ребенка. Оно должно быть непосредственно связано с формированием у детей системы не только межличностных отношений человека к человеку, но и к природным объектам окружающего мира. Выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой сфере человеческой деятельности. Личные отношения ребенка к окружающему миру формируются только в деятельности осуществляющейся всегда в определенной системе общественных и личностных отношений. Иначе говоря, всякая деятельность ребенка, его отношения с людьми имеют нравственную основу, причем сущность ее составляют гуманистические отношения человека к человеку.

Нравственное воспитание не может осуществляться путем отдельных мероприятий, специально организуемых воспитателями и родителями от времени до времени. Необходимого слияния нравственных чувств и поступков у детей можно добиться лишь тогда, когда формирования гуманистических отношений к окружающим, к природным объектам постоянно находятся в центре воспитательного процесса, протекающего как в семье, так и в школе. Только при наличии такого слияния нравственные знания превращаются в убеждения, подлинность которых провернется в конкретной ситуации.

Для Сухомлинского этой конкретной ситуацией служит деятельность, когда ребенок делает добро и не может делать зла. Гуманистическая позиция Сухомлинского в нравственном совершенствовании личности в какой-то мере идентична взглядам гуманиста, Лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который, анализируя историю нравственных идей на различных этапах развития человеческого общества, приходит к пониманию того, что человек есть высшая ценность, и делает ставку на повышение чувства ответственности человека за все, что его окружает. Взгляды Швейцера говорят о гуманном отношении ко всему живому, и прежде всего к человеку. «Открой глаза, – пишет он, – где век или группа людей нуждаются в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем груде. Может, ты окажешь добрую услугу человеку, чувствующему себя одиноко или озлобленному, или больному, или неудачнику. Может, это будет старик или ребенок. Необходимо проявить интерес ко всем людям и их судьбам и отдавать свою человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается».

Сухомлинский не ограничивается только призывами ко всему человечеству – это делать легко. Труднее практически, сознательно осуществлять воспитательные принципы и управлять поведением детей. Он пытается убедить родителей, воспитателей в том, что любовь к Родине, к человечеству начинается с любви и заботы о матери. «Самое святое и прекрасное в жизни человека – это мать. Очень важно, чтобы дети чувствовали нравственную красоту труда, который приносит радость матери. Чем больше духовных сил вложил ребенок в труд во имя матери, тем больше, человечности в его сердце». Мать – самый главный воспитатель, ибо первым, самым дорогим человеком для каждого является мать.

Отдельным педагогам-теоретикам казалось, что Сухомлинский высказывает банальные вещи: о чуткости, отзывчивости к близким – бабушке, дедушке, матери, отцу и т. д. Но человек, не способный сострадать другому человеку, не способен по-настоящему любить Родину. Для правильного эмоционального развития ребенка с самого начала его жизни необходимо внимание матери, постоянное общение с ней; внимание и любовь со стороны окружающих. Исследования педагогов и психологов показали, что отсутствие гуманности по отношению к детям, внимания, ласки, любви приводит к тому, что они делаются замкнутыми, нервными, жестокими, ведет к снижению интеллекта, порождает в детях агрессивность и нервное напряжение. Лишение родительской ласки со стороны матери в первый год ребенка вызывает необратимые процессы в его психике, которые невозможно ничем устранить и которые могут проявиться как асоциальные в подростковом возрасте.

Воспитывать гуманного человека может только тот, кто сам воспитан. Гуманностью должна быть проникнута атмосфера семьи, в которой ребенок осознает себя как личность, как равноправный член.

Жизнь родителей происходит на глазах детей. Поэтому исключительно важную роль в их воспитании играет отношение в семье друг к другу. Об этом приходится говорить, т. к. в наше время в связи усложнением человеческих отношений все весомей становится ценность душевности человека, гуманистического отношения к нему. Сухомлинский с большой страстью обрушивается на тех, кто унижал, оскорблял человеческое достоинство, кто даже в своих воспитательных принципах применял антигуманный метод и рукоприкладство.

Вот как писал он о педагогах и родителях: «Стыд и позор нам, педагогам, стыд и позор тому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды ребенок нередко боится идти, потому что знает: учитель скажет отцу о его плохом поведении или неудачах учебе, а отец будет бить. Это не абстрактная схема, а горькая истина: об этом часто пишут в своих письмах матери и даже сами дети.

Записывая в дневник школьника «Ваш сын не хочет учиться, примите меры», учитель, по сути, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына ... Ребенок ненавидит того, кто бьет, он очень тонко понимает и чувствует, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя, школу, книгу».

Сухомлинский резко и категорично возражал против любых форм унижения личности ребенка.

Для него было важно, чтобы ребенок жил настоящей, непосредственной, яркой, эмоциональной жизнью, сердечная чуткость, внутреннее движение души которого способны были бы проявиться не в период душевного подъема, а когда у него сформировано качество, как общественный инстинкт. Общественный инстинкт является сочувствием другим людям, умением понимать их. От формирования такого инстинкта зависит многое.

Богатство духовной жизни личности в большей мере зависит от того, насколько глубоко человек не только понимает, но и чувствует благородство идеи гуманности, человечности. В этом высказывании выражается и проявляется целостная педагогическая система Сухомлинского, в рамках которой особенности общения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметами духовной культуры, природой помимо его воли незаметно превращается в нечто внутреннее присущее только данному индивидууму.

В связи с изложенными положениями об общении, следует: Сухомлинский, во-первых, рассматривает общение ребенка со сверстниками, взрослыми как гуманный контакт, носящий гуманный характер отношений с людьми. В процессе общения появляются эмоции разных видов и разных оттенков, характеризующиеся уже определенным опытом. Отсюда в процессе общения возникает у ребенка свой способ внешнего выражения эмоций. Во-вторых выдвигая фактор гуманного контакта на первый план Сухомлинский предполагает, что само присутствие разных людей около ребенка (не только общение в школе, семье, коллективе) дает ему возможность удовлетворять свои потребности в понимании, в самом выражении и т. д., а также отвечает человеческому отношению к людям в целом. Ребенок удовлетворяет свою высшую нравственную потребность – потребность в человечности. В-третьих, Сухомлинский придает большое внимание общению в семье, так как поучением ребенка руководят родители. Родители оказывают большое влияние на нравственное становление ребенка. В-четвертых, общение должно носить не только стихийный характер, но и целенаправленный. В-пятых, гуманистический характер общения является эталоном, особенно сейчас, когда утрачены прежние нравственные идеалы. Мы вынуждены констатировать увеличение роста преступности среди молодежи, негуманное отношение молодежи к пожилым и старшим людям, жестокое отношение друг к другу. И вот на фоне такой действительности идеи В. А. Сухомлинского могут быть эталоном взаимоотношений между людьми.