Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






НУЖНА ЛИ СЕГОДНЯ РОССИИ РУССКАЯ ШКОЛА?


В ряде своих статей по образованию и воспитанию я ссылался на статью К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими». Статья великого русского педагога написана более ста сорока лет назад, но не потеряла своей актуальности и в наше время. Сегодня на переломном этапе исторического развития России вновь возникает потребность в создании русских школ. Появляются вопросы: а зачем и есть ли в этом необходимость? В педагогических и философских кругах ученые уже обсуждают данную проблему и, как всегда, есть сторонники и противники ее. Но эта проблема родилась не в головах ученых. Она изначально вызрела из самой жизни у практиков-учителей, и ее приятие или полное неприятие, можно сказать, носит мировоззренческий национальный характер. Уже какой год педагоги и ученые говорят и пишут о кризисе образования в России, но образование является производным от общего кризиса всех отраслей и сфер деятельности государства. Жертвой в первую очередь становится подрастающее поколение.

Директор института экономики РАН академик Л. И. Абалкин называет сегодняшний кризис «долговой экономикой» и утверждает, что Россией управляют не из Москвы, а из Вашингтона. А директор Института социально-политических исследований академик Г. С. Осипов о сегодняшнем экономическом кризисе и реформах выразился так: «Если люди вымирают, а ветераны войны и труда вынуждены копаться в мусорных бачках, значит, реформы реакционны или, точнее, преступны».

Школа сегодня, как, впрочем, и всегда, является главным институтом национальной культуры, проводником идей государства. Однако функции нынешней школы меняются, она все больше становится средством получения определенной специальности, профессиональной пригодности ученика и все больше пренебрегает воспитанием, богатейшим опытом отечественной мысли в угоду западной.

Огромное количество учебников и учебных пособий, выпущенных по программе «Обновление гуманитарного образования в России» при финансовой поддержке «Культурная инициатива» фонда Сороса, посвящено России. Даже непрофессионалу становится ясно при чтении данных учебников, что в них прослеживается четкий замысел искажения цепи исторических событий, нарушение принципа историзма. Школьнику дается возможность войти в мир мысли, сомнений, духовных прозрений, но при этом материал так излагается, что ученик не способен восхититься своими выдающимися соотечественниками. Авторы учебных пособий находят такие тексты историков, прозаиков и поэтов, в которых выражено сомнение в самоотверженности, подвиге признанных героев во все времена истории развития России. В учебниках чувствуется целевая методическая отработанность подачи материала. После каждой главы – список вопросов для самопроверки, темы рефератов, отдельно выделенные рубрики, «Спорные мысли» и «Это интересно» и т. д. Но учебная литература подобрана соросовскими летописцами и лауреатами как представление множества разнообразных существующих и существовавших точек зрения по рассматриваемым вопросам, не связанным между собой принципом историзма. Более того, допускается сознательное искажение исторических фактов, посвященных различным периодам истории развития России.

В учебных пособиях по истории нет никакого теоретического обоснования какой-либо государственной идеи, а весь разнообразный материал складывается в единое целое за счет выделения главного аспекта учебника – критики, скажем, истории советского периода и умолчания о его достижениях, а также противопоставления России Западу с позитивной оценкой последнего. Цель подобных учебников – разрушить преемственность традиционных методов обучения и воспитания. За всеми этими методическими приемами просматривается план реализации сверхзадачи: сделать наших детей космополитами, гражданами мира, не любящими свое Отечество. А граждане мира или, как их сегодня называют, глобалисты, проповедуют идеологию космополитизма, они все больше дистанцируются от народа и живут своими корпоративными интересами. При таком подходе к образованию утрачивается функция национального самосознания. В свое время премьер России П. А. Столыпин, выступая в Думе, сказал: «Нельзя к нашим русским корням, нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужеродный цветок».

Самым большим преступлением реформаторов 90-х годов явился разгром образования и науки. Под видом внедрения инновационных проектов (прозападного толка) на всех уровнях образовательного процесса, начиная от дошкольного и кончая высшим, шло экспериментирование, целью которого было разрушить национальные традиции и ценности, и именно те традиции и ценности, которые позволили России в области образования и науки быть в числе ведущих стран мира в 60–80-е годы (при оценке результатов по самым высоким стандартам). Цели разрушители достигли и, чтобы теперь восстановить науку и образование, требуется беспрецедентная концентрация сил и капиталов. Глобалисты – космополиты атакуют всех, кто пытается сохранить традиции и ценности. Метод осуществления этой политики в России известен – насаждение идеологии постмодернизма, что влечет за собой откровенное внедрение американского образа жизни.

Глобализация России означает уничтожение ее как страны и русского народа как нации, превращение родины в сырьевой придаток Запада. Когда появились образовательные концепции «вальдорфской школы», «Марии Монтессори», школы развивающего личностно - ориентированного обучения Эльконина – Давыдова – Занкова, педагоги присматривались к этим экспериментам, пока не убедились в их изначально, мягко скажем, негативном отношении к образу жизни культуре и традициям русского народа. Перечисленные концепции в основном ориентируют учителей на формирование западных ценностей – рационализма, индивидуализма, прагматизма, доказывая, что «личность выше государства».

Сегодня происходит дегуманизация, денационализация нашей школы. Отменены сочинения как основная форма проверки знаний русской словесности. В новых школьных программах предмет «литература», вопреки мнению научной и педагогической общественности, официально выведен из числа базовых дисциплин. А ведь литература и русский язык являются основными предметами, формирующими личность, национальное государственное сознание учащихся.

Возможно, читатель поставит вопрос: а что нужно делать, чтобы дети не учились по соросовским учебникам, чтобы уберечь их от растления со стороны тех, кто реализует западный международный проект «Основы планирования семьи» по половому воспитанию школьников. Существуют разные методы борьбы с этим. Так, например, уже есть прецедент: депутаты Воронежской областной Думы приняли постановление о прекращении преподавания истории по учебнику А. А. Кредера «Новейшая история XX века». Подобные рекомендации приняли думские депутаты и еще нескольких регионов страны. Другой пример: родители детей нескольких петербургских школ возбудили судебные иски против директоров школ, в которых без их ведома детям преподавали половое воспитание, которое они оценивают как растление. И хотя Министерство образования и здравоохранения подписало приказ «О ликвидации центра планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья», тем не менее, программа продолжает реализовываться во многих регионах страны.

Русская школа нужна для того, чтобы оградить детей от бесконтрольного или сознательного преподавания по несовершенным учебникам и методикам, по программам и технологиям прозападного толка, без участия национального опыта просвещения. Выдающийся современный философ-мыслитель А. Зиновьев, проживший на Западе 20 лет (бывший диссидент, недавно вернулся в страну), говорит о насильственной западнизации России. «Эта насильственная западнизация России началась под давлением победивших сил Запада и пятой колонны Запада, которая пришла к власти в России.

Конец XX и начало XXI веков ознаменовалось тем, что ученые-педагоги, оснащенные западными технологиями, принесли радикальный новационизм, нигилистическое отношение к опыту традиционного русского образования и воспитания. И задача сегодняшней русской школы – вернуть тот опыт, то лучшее, что имела советская школа и ей предшествующий отечественный опыт обучения. А он заключается в формировании нравственного, гуманного человека, а не просто внедрение знаний посредством новых технологий.

Содержательное начало русской школы – в ее христианской ориентации. Ориентация образования на православные ценности отвечает истории развития образования и сегодня необходима. Православием должны быть пронизаны все изучаемые предметы в русской школе. Оно несет стремление к истине, правде, к нравственным нормам, основанным на христианских заповедях, желание гармонизировать нелегкие социальные отношения. Русская школа должна объективно отразить историю России, русскую культуру, гуманизм, выразить своеобразные черты русского национального мышления. Это своеобразие отлично от западноевропейского и несет в себе духовность, самобытность русского самосознания, которое стало явлением уникальным, не имеющим аналогов в истории развития культуры других народов. Русская школа должна быть носительницей православного христианства как особого типа культуры, включающего в себя историю, географию, антропологию и этнографию, философию и богословие, этику и эстетику, экономику и право, литературную теорию и критику, художественное творчество и фольклористику и, конечно, предметы естественного цикла. Таков неполный перечень предметов, который должен изучаться в русской школе, это жизненно необходимо для воспитания национального мировоззрения, чтобы уберечь учащихся от «западнизации» и «американизации».

Возникает вопрос: только ли русские должны учиться в этой школе? Нет, конечно, русская школа доступна для учащихся любой национальности, проживающих в России. В Тюмени при школе открыты классы, например, армянские, украинские, белорусские, есть татарские школы. Это нормально. Не во всем разделяя взгляды А. И. Солженицына по многим проблемам, замечу, что его отношение к созданию русских школ в стране справедливо. Он ратует за создание таких школ, тем более что во всем мире национальные школы – естественная вещь. Вот его суждение по этому вопросу: «Что значит русская национальная школа? Боже упаси думать, что это значит – принимать учеников по этническому принципу, ничего подобного. Принимаются все желающие, но родители, отдавая своих детей, понимают, что программа будет строиться на русской национальной традиции, культуре, языке, истории». Практика показывает: в тех регионах России, где открыты русские школы, дети разных национальностей по инициативе родителей предпочитают учиться именно в таких школах. Наша страна – многонациональное и многоконфессиальное государство (по данным социологических исследований, около 70 процентов жителей считают себя верующими). Вера является не интеллектуальным актом, а способом жизни. Нельзя не учитывать духовную силу тысяч храмов, монастырей, мечетей, семинарий, духовных академий, медресе, большого числа газет, журналов, издательств, верующих представителей творческой интеллигенции. Нужно сохранить и приумножить духовные богатства, т.к. культура вырастает из прошлого и на его фундаменте. Фундамент настоящей и будущей" культуры России закладывается в национальных школах, и прежде всего – в русской школе, хранительнице исторического, духовного и культурного наследия Отечества.