Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






«И ГОРДЫЙ УМ ПРЕД НИМ СКЛОНЯЙ»


«Мы не европейцы, мы просто русские»

    Н. Страхов.

Отличительной чертой Пушкинской эпохи является ориентированность талантливых людей, размышлявших о роли России в истории развития человечества, о ее будущем.

Одним из ярчайших мыслителей той эпохи был Дмитрий Владимирович Веневитинов. Он прожил всего лишь 21 год.

Поэт, философ, историк родился 14 сентября 1805 года в родовитой дворянской семье. Получил блестящее домашнее образование и в 17 лет поступил вольнослушателем в Московский университет, сдав через год на отлично выпускные экзамены за все курсы. Дм. Веневитинов обладал уникальными, необыкновенными способностями. Его интересы простирались от живописи, музыки, скульптуры, поэзии до философии, истории, древнейших и новейших языков.

И еще два штриха, характеризующие юного гения. Он был очень красив, его лицо имело прелесть неизъяснимую. Современники Веневитинова писали о его феноменальной памяти и работоспособности, огромном ораторском даре. В своих мемуарах некоторые друзья считали, что ранняя смерть талантливого юноши связана с неразделенной любовью к красавице и умнице Зинаиде Волконской. Она, как и сотни стихотворений, посвященных на смерть поэта, писала:

...Из под тумана сновидений;
Лучи того огня, которым светит гений.
Пустеет храм... Безжалостной косою
Все разрушается – и, жертвою святою
Наполненный, фиал могилою сокрыт.

Юный поэт, философ умер от стремительно развившейся болезни легких 15 марта 1827 года. А. Пушкин, обращаясь к друзьям, писал: «почему вы позволили гениальному философу умереть?». В 1823 году возникло общество «любомудров», руководителями которого стали Дм. Веневитинов и В. Одоевский.

В этот кружок входили многие выдающиеся учёные, общественные деятели, будущие славянофилы, такие как: братья Иван и Петр Киреевские, А. Кошелев, М. Погодин, А. Хомяков, Н. Рожалин и др.

Душой, сердцем «Любомудров» был Дм. Веневитинов. Первоначально участники кружка занялись изучением философских трудов западных мыслителей и прежде всего работ немецкого философа Фридриха Шеллинга. Они стремились найти теоретическое обоснование, абсолютную теорию, посредством которой хотели ответить на вопрос: в чём предназначение России? Любомудры видели свою задачу в построении мировоззренческой концепции развития русской культуры и философии.

Русская философия, мыслилась Дм. Веневитиновым, должна сплотить все области умственной и художественной деятельности, прояснить историческую роль России.

В сентябре 1826 года в доме Веневитиновых А. Пушкин читал своего «Бориса Годунова». После обсуждения было решено создать новый журнал «Московский вестник». Программу журнала сформулировал Веневитинов, определив его общественно-воспитательное значение.

Главной темой будущего журнала должен был стать вопрос об отношении русского просвещения к западной цивилизации. Дм. Веневитинов в статье «О состоянии просвещения в России» и своих страстных выступлениях высказал мысль о том, что западные ценности такие как: рационализм, прагматизм, индивидуализм не приемлемы для России. Он и его сторонники отрицательно относились к слепому подражанию Западу. Вот его слова: «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в русской философии. ... Мы любим Россию, имя отечества воспламеняет нас. Мы готовы для него жертвовать своим существованием и не устранились бы для блага его пролить последнюю каплю крови». Так пишет 19-летний патриот, мыслитель России. Философский стиль Дм. Веневитинова может быть охарактеризован как своеобразный синтез методологического и исторического, идеального и реального, придающий его немногочисленным статьям особый характер. В них логическая стройность сочетается с глубоким историческим проникновением в различные культурные, языковые, философские традиции русской общественной мысли.

Историю человечества Дм. Веневитинов делит на три периода. В основе мира лежит идея (абсолют), которая объединяет всё существующее, а оно в свою очередь представляет мир как органическое целое.

Самопознание целостности мира должно привести мыслящего человека к тому, что обязанностью его является стремление к содействию общему благу, которое станет постоянным ориентиром для каждого человека, живущего на земле. С этой целью справится философия, ее цель, как науки о познании – достижение гармонии между человеком и миром (между идеальным и реальным).

Подобное единство (реального и идеального) – идеал человека. Оно осуществляется только в процессе исторического развития человечества на путях самопознания. Три этапа развития: сначала идет «золотой век» – это период единения человека и природы. Следующий период – время разлада с природой и одновременно расцвета творчества, мыслительной деятельности человечества. Последняя ступень установление совершенной полной гармонии между человеком и миром, содействие общему благу всех и каждого. «Обязанность каждого мыслящего гражданина, – пишет он, – определенно содействовать для пользы народа, которому он принадлежит». Это своеобразное завещание философа далеко от действительности в наше время – начала XXI столетия.

Эстетические взгляды и вкусы Д. Веневитинова, это, прежде всего, проблема значения эмоционального воздействия произведения искусства в контексте понимания его смысла, это вопрос эстетического наслаждения, критерия эстетически действующего произведения. Он писал: «Чувство порождает мысль. И потому истинные поэты всех народов были глубокими мыслителями». Такими поэтами были: Пушкин, Лермонтов, Тютчев и сам Веневитинов. Пушкин по особому относился к юному мыслителю, о чем свидетельствуют их современники. Дм. Веневитинов написал статью о первой главе романа «Евгений Онегин». Пушкин так о ней отозвался: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или переслащенная дичь». Великий поэт делился с молодым философом и поэтом своими творческими замыслами – идеей «Моцарта и Сальери», сцен из «Фауста», «Графа Нулина», новых глав «Евгения Онегина».

В стихотворении «К Пушкину» юный, подающий большие надежды, поэт писал:

Известно мне: доступен гений
Для гласа искренних сердец.
К тебе, возвышенный певец,
Взываю с жаром песнопений.
... И, может быть, плененный,
Последним жаром вдохновленный.
Ответно лебедь запоет
И, к небу с песнею прощанья
Стремя торжественный полет,
В восторге дивного мечтанья
Тебя, о Пушкин, назовет.

В поэзии Веневитинова мы чувствуем не только физически выраженное пространство, но и породненные с ним время и движение, т.е. пространство прожитой жизни России и его собственной. Естественность движения мысли, оставляющей читателя наедине с безмерным подтекстом. Каждая строфа поэта вбирает в себя большую часть его жизни, жизненных коллизий, не упуская подспудной мысли. Вчитавшись в его стихи, мы все более и более понимаем, что перед нами особый поэтический мир, высшая точка завершенности в искусстве слова. Процитирую одно из последних его стихотворений написанное за две недели до смерти, оно так и называется «Последние стихи».

Люби питомца вдохновенья
И гордый ум пред ним склоняй;
Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй.
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Так и прожил свои последние годы «с глаголом неба на земле» гениальный юноша-мыслитель, о котором великий критик России В.Белинский написал так: «Д.Веневитинов сам собою составил бы школу, если б судьба не пресекла его прекрасной жизни, обещавшей такое богатое развитие». Полна самобытности и новизны та жизнь человека, которая пробуждает в нас любовь и восхищение. Это относится к удивительной жизни русского гения Дмитрия Владимировича Веневитинова.

Каждое новое поколение должно помнить своих великих предтечей. Друг и наставник Д. Веневитинова Л. Пушкин завешал нам: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Размышляя о России и ее великих сынах, их деяниях, приходишь к мысли: если для народа прошлого не существует, если он забыл своих предков – это уже не народ...