Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ – 1-Й ЦИВИЛИЗАТОР РОССИИ (1749-1802 ГГ.)


Родился в дворянской семье, ведущей свое происхождение от татарских князей, принявших православие. Учился в Москве у преподавателей Московского университета. В 1762 году Радищев был зачислен в Пажеский корпус и уехал в Петербург. Будучи придворным пажом при Екатерине II, он в числе 12 молодых дворян был послан в Германию, в Лейпциг, для дальнейшего обучения, где и закончил Лейпцигский университет. В Германии он усвоил философские идеи Лейбница, материалистов-просветителей XVIII века, энциклопедистов Франции. Вернувшись из-за границы в 1771 г., Радищев делает блестящую карьеру; поступает на службу в Сенат, затем переходит в штат петербургского командующего. В 1775 году он выходит неожиданно в отставку. В это же время Радищев обращается к литературной деятельности. Усвоив дух западного гуманизма, он резко критикует русский быт, основанный на крепостном праве, как несовместимый с достоинством человека. А. И. Радищев пишет книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Появись эта книга до пугачевского восстания (1773-1775 гг.), она вряд ли бы вызвала столь резкую реакцию со стороны Екатерины II, но напуганная крестьянским восстанием и французской революцией императрица устроила суд, который приговорил мыслителя к смертной казней, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Интеллигенция России зачислила Радищева в свой мартиролог как первого мученика. Сын императрицы Павел I освободил его, но надломленный ссылкой Радищев покончил с жизнью при Александре I.

Главный философский труд А. Радищева – «Трактат о человеке, о его смертности и бессмертии». В нем автор пытается ответить на вопрос: бессмертна ли человеческая душа? Работа построена как своеобразный диалог: в первых ее частях приведены доводы, свидетельствующие против бессмертия души, в последних – доводы, обосновывающие ее вечность.

А. И. Радищев написал свой основной философский труд в Сибири во время ссылки. Трактат имеет четыре части. В первых трех он анализирует произведения западных философов, таких как: X. Вольф, И. Гердер, Ш. Бонне, Г, Лейбниц, М. Мендельсон.

Комментируя эти произведения, А. Радищев дает понять, что его идеи о человеке возникают не на пустом месте, В четвертой части своего трактата он высказывает свое оригинальное, отличное от западных философов, суждение о человеческом бытие, его сущности, о смертности и бессмертии человека. В центре учения о человеке Радищев рассматривает принцип изменчивости. Изменчивость природы человека связана с многообразием взаимодействий человека с человеком, с вещами, с природой, окружающей его. Взгляд Радищева на развитие человека был односторонне эволюционистским. Однако он одним из первых заявил о становлении человека как мыслящего существа. Радищев показал, что изменчивость природы имеет место во всех проявления – от неорганических форм до человека. Он писал: «...человек по смерти своей пребудет жив: тело его разрушится, но душа разрушится не может: ибо несложная есть; цель его на земле есть совершенствование, то же пребудет целью и по смерти; а из того следует, как средство совершенствования его было его организацией, то должно заключать, что он иметь будет другую, совершеннейшую и усовершенствованному его состоянию соразмерную...»

Человек в понятии А. Радищева имеет два начала – чувственное и разумное. Совершенствование, по Радищеву, есть сущностная способность человека, определяющая его место в мире. Связь человека с окружающим миром составляет органическое единство, и человек в своей физической и духовной сущности выступает как часть природы, являя собой высшую меру совершенства. Просветительское учение Радищева о совершенствовании человека является своеобразным фундаментом более поздних взглядов на человека в русской философии, в частности, Л. Толстого и Ф. Достоевского, Представляя человека как часть природы, Радищев перенес на общество закономерности природы. А общество он представляет в виде формаций, исторических ступеней от возрождения к расцвету, а затем – к упадку. Очень отдаленно, но он угадал некоторые черты развития человеческого общества. А его идея о цикличности развития общества получила развитие в западной и русской философии ХIХ–ХХ веков.

Радищев, с его идеей цикличности является первым мыслителем, заложившим основы цивилизационных концепций последующих учений.