Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






СВЕЧА


Люди по-разному входят в литературу, видимо, этот шаг такой же загадочный, как загадочна душа человека. Человек, начинающий интересоваться окружающим его миром, осваивая его пространственно, растёт вместе с ним, осваивает время, социализируется заодно с ним.

В этот период времени личность начинает выражать свой интерес, осознавать своё будущее предназначение. Это особенно проявляется в литературе, когда она властно берёт начинающего поэта в полон, а он в свою очередь безраздельно отдаётся целиком творчеству, как будто пытается оставить потомкам сокровище своего ума и сердца.

Предметом моих размышлений стали прочитанные поэтические книги Ольги Даниловой-Пушкарь «Как хорошо в моей России» и «Весеннее окно», изданные в Санкт-Петербурге в 2008 и 2009 годах. О них и пойдёт речь.

Творческая биография Даниловой мало чем отличается от других людей. Врач по образованию, стихи пробовала писать ещё в школе. Постоянное чтение книг позволило её прикипеть к литературе вообще, и к поэзии, в частности. Язык поэта сдержанный и строгий, но она позволяет себе образные сравнения, причём все они поразительно свежи и смелы в своей чёткой определённости.

Мы привыкли уже к безпределу.
Нынче время разврата и власти.
Душу бросили. Отдали телу
Весь соблазн, удовольствия, страсти.
Безрассудные, страшные годы...
Ах, Россия, моя ты Россия!
Поиграли немного в свободу...
Да, не так у Христа мы просили!

Исподволь, незаметно подкралось к ней разочарование, прозрение. Её вера во всемогущество, справедливость власти была поколеблена после развала СССР. С болью поэтесса осуждает то, что происходит сегодня в России. Она не может смириться со злом, искренне пытается избавить людей от страданий.

Под небом голубым России
Равны богатые, босые.
Сверкают храмов купола,
Звонят в набат колокола.
Чтоб совесть стали снова слушать,
Стучать в черствеющие души,
Как в двери, зовом – «Отвори!..»
Добру откликнемся: «Твори!»

Нравоучительную окраску придают стихи, в которых имеет место повествовательность, они представляют собой прямую речь поэта. В них либо описание каких-нибудь событий, взволновавших автора, либо тревога. И таких стихов достаточно в книгах, они составляют сентенции, т. е. отражают переживания близких ей людей. Это не бинарность, а наоборот, единство. Подобное сочетание в зависимости от характера жизненных обстоятельств на время выступают на первый план, но в конечном счёте, они совмещаются и сливаются друг с другом.

... Я стану верить встречам, людям
И стану ждать хорошее...
Строители своих мы судеб –
Зерно в землицу брошено...

Автор не предлагает какую-либо последовательную и всеохватывающую нравственную основу бытия людей. Она не учит людей, как им жить. Мораль её ситуативна – касается её самой, или близких ей по духу людей и связана с житейским контекстом. Её моральные сентенции опираются на здравый смысл, не претендуя на безусловную общезначимость. Поучительные дидактически-доктринёрские стихи, в которых наличествует мораль, Ольга Данилова применяет только к себе.

Сама себе я прокурор,
Сама и адвокат.
Твержу суровый приговор
И оправданий ряд.

Мне нравятся стихи Ольги Ивановны, посвященные сибирской природе.

Берёзы перламутровы,
А сосны зелены
И небо смотрит утренне
В преддверии весны.

Так, начинается, обновляется, прежде всего весенний запев, а затем переход к другим временам года.

Но этот переход перестаёт быть только данью традиций, соблюдением шаблонного параллелизма, установившейся схемы – именно потому, что уже само изображение весны приобретает у поэтессы лирически впечатляющую жизненность.

Дней ушедших вереницу
Увенчает месяц май –
Синеглазку медуницу –
Хоть в охапку собирай.
Вдаль бегущая тропинка,
Как загадочный узор,
Заплетается в осинках,
Опоясавших бугор.
Там цветущие поляны
В золотистой желтизне,
Там черёмух запах пряный
Кружит голову весне...

Условный пейзаж, отражающий время года, перестаёт быть условным, данью одной лишь традиции, – он обретает воздух, как только почувствует рядом с собой дыхание, биение сердца, влюблённость в природу поэта.

... Берёз белоствольных
Кружат хороводы,
Как дышится вольно
В объятьях природы,
В объятьях России,
Душою хранимой,
Бездонной и сильной,
До боли любимой.

Ольга Ивановна прекрасно передаёт гамму чувств, меняющийся лад, то минорный, то мажорный в стихах о любви. У неё способность любить сочетается с духовностью и не связана с меркантильной озабоченностью.

Любовь дана человеку, как божественный дар и долг личности перед Всевышним и выступает в двух ипостасях: духовной и телесной. Поддавшись страсти, только разумный человек способен остановиться и выгрести золу из сердца.

Ты в жизнь мою вошёл, не прошен...
Каким ты был, я всё же, не пойму.
Твой образ прошлым запорошен,
Не нужен ты – ни сердцу, ни уму.

Пороки души похожи на телесные раны. Счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию. С волнующей откровенностью Ольга Данилова раскрывает драму женского сердца – во всех её противоречиях и сложностях, сумев придал ей духовно-нравственно звучание. Поэтическая биография Ольги Даниловой-Пушкарь только начинается с изданием этих книг. В двух книжках биография спрессована, стянута в малый промежуток времени. Книги стихов являют собой отражение лирической исповеди поэтессы. Ольга Ивановна скромно призывает довольствоваться малым и не удовлетворяться достигнутым. В стихотворении «Свеча» она пишет:

Я выбрала профессию врача.
Гори, свети добром, моя свеча!
И не туши её усталость,
Пусть людям помогу – хоть малость!

Будем надеяться, что поэтесса не ограничится теорией малых дел и разовьёт свой поэтический талант, порадует, ревнителей литературных традиций и чистоты литературного языка, порадует и нас, простых смертных, любителей русской поэзии.