Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ВСЕВЛАСТИЕ ЛЮБВИ О ПРОЗЕ НИКОЛАЯ ОЛЬКОВА


В издательстве «Шадринский Дом печати» вышли две книги Николая Олькова: «И ныне и присно» (2008 год), «Глухомань (Земля крови)» (2009 год). Он автор 25 художественных и публицистических книг. В своем творчестве мне он представляется как документалист и бытописатель, православный писатель.

Сюжетная канва рассматриваемых работ – любовь. В рассказе «Крутые Озерки», в повести «И ныне и присно» выделяется индивидуально-эмоциональное содержание, впрочем, и обобщения сформированы так, что явственно слышится голос самого автора, свойственная ему страстность и нежность, прихотливая смена бодрости и грусти, предметность воображения. Любовь властвует над поступками человека, её верховная власть такова, что нельзя спрогнозировать линию поведения, она властно вторгается и изменяет природу человека вплоть до нарушения самих ее законов. В любви сконцентрированы лирические и психологические обобщения автора, его опыт, мысли о своей любви к женщине и самой природе этого чувства.

Повесть «И ныне и присно» открывается описанием, как польская семья историка Леопольда Лячека по приглашению самого Государя Николая Второго прибывает из Варшавы в Петербург, чтобы привести в порядок найденные в архивах важные документы и дать им толкование. Семья въехала в Царскосельский дворец, где ей были отведены комнаты. Сын историка тринадцатилетний Бронислав знакомится в Царскосельском саду с младшей дочерью царя Анастасией. Нот как описывает их первую встречу автор:

_«–_Ну-с, –_обратилась_она_к_покрасневшему_незнакомцу._

_Он_уже_понял,_что_перед_ним_одна_из_Великих_Княжен._

_–_Меня_зовут_Бронислав,_мы_только_что_прибыли_из_Варшавы._

_–_Замечательно!_Это_вас_поселили_с_северной_стороны_Дворца?_

_–_Право,_не_знаю,_я_еще_не_ориентируюсь,_где_здесь_север._Девочка_залилась_веселым_и_громким_смехом»._

Несколько встреч с Анастасией определили жизненный вектор Бронислава, у которого открылись удивительные способности предсказания событий. Встреча с Григорием Распутиным убедила подростка в удивительном его даре, а видения грядущей войны поразили и потрясли родителей.

Н. Ольков описывает простоту Анастасии, её сестер, восхищается чертами характера, воспитанностью царских особ, но не избегает и житейских деталей. Читая повесть, размышляешь о быстротечности счастья, о непорочности и целомудрии молодости, о мимолетности любви. Но любовь, возникшая у подростков и проявившаяся в симпатиях друг к другу, оказалась длиною в жизнь. Она вошла, робкая и чистая и стала возвышенной и бескорыстной для Бронислава.

Выезд семьи в Тобольск, по настоянию Распутина, разлука с Анастасией, стали трагедией для впечатлительного подростка. Писатель не ограничивается тем, что превращает своего героя в носителя любовных чувств, он показывает его многотрудную жизнь. В советское время Брониславу Лячеку пришлось сменить фамилию на Арсения Чернухина, сменить десятки профессий, быть участником Великой Отечественной войны. Человек скромный и простодушный, он, вместе с тем, убедил себя в том, что Анастасия жива, и он должен выполнить обещание, данное самому себе, найти ее, и ради этой цели готов не считаться ни с какими жертвами. Что он выстрадал за годы искания своей любимой, непрерывной душевной пытки и каждодневной борьбы, сталкиваясь с разными людьми, какой жестокий демон втайне терзал его и подрывал в нем рвение к избранному пути. Какой мучительный трепет овладел им, когда, казалось, наконец-то он нашел её, а затем каким тяжелым камнем ложилось на его сердце, что это не Анастасия, и он вновь начинал очередные поиски.

Н. Ольков в свойственной ему манере описывает бытовые будни своих героев с житейскими деталями, где есть и ночные грезы, и подушки, смоченные слезами, когда томление переходит во вдохновение. Власть любви автор ставит выше всякой другой власти. Тут проявляется нечто противоположное сегодняшнему чуть ли не мистическому культу физической любви, здесь речь идет о романтическом, духовном чувстве, любви «издалека». Слово «издалека» имеет для меня чисто географическое понятие и связано с упоением недоступной любовью.

В рассказе «Крутые Озерки» любовь неназванного героя к девушке Варюше безответная. Жизненность этой истории в предметной эмоциональной убедительности. Эта насыщенность переживаний героя подлинными чувствами осознается читающим. Однако понятие искренности, подлинности и связанной с ними простоты самовыражения не такое уж простое дело, искренность в подобных случаях никак нельзя сводить к беспритязательной передаче жизненного материала, мыслей и чувств, взаимоотношении влюбленных всего того, что испытал писатель в жизни. Искренность не сводится к примитивной автобиографичности, а то и противоречит ей. Автор скорбит о несостоявшейся любви, как, впрочем, и в повести «И ныне и присно». В жизни часто видишь угасание любви, понимаешь, что ограничены ресурсы сердца, его пределы. В произведениях Н. Олькова любовь, несмотря на драмы и даже трагедии, является источником радостей, а не уныния и усталости.

В прозе Николая Олькова все движется, меняет цвета, летит и течет, ему свойственна устремленность, в текстах много глаголов, и даже большинство эпитетов не прилагательные, указывающие стабильные свойства героев и обстоятельств, а причастия и деепричастия, обозначающие действие или временное состояние. Постоянным спутником автора является автомобиль, он все время куда-то спешит, эта торопливость чувствуется и в его прозе. Он не шлифует свои тексты, но это не небрежность, она не приводит к оскудению литературного языка, автор точно и тонко отбирает слова, строит и заостряет причудливые обороты. Мы восхищаемся по многовидностью слова. Приведу небольшую цитату из повести «И ныне и присно», описывающую красоты сибирской природы:

_«Седой_зимой_через_убродные_суметы_снега_с_трудом_притискиваются_лоси_и_козы,_направляясь_в_подлески,_где_вихревой_ветер_озорно_выметает_опушки,_оголяя_засохшую_траву,_малый_кустарник_и_золотой_березовый_лист,_который_тоже_годится_в_пищу,_если_неволят_морозы_и_падера»._

Человек, живущий в Сибири, прочитав эти строки, вздрогнет и будет читать книгу до конца. Именно это свойство письма Н. Олькова побуждает читателей углубляться в тексты его повестей и рассказов и перечитывать их. Персонажи книг – люди простые и известные, имеющие разные профессии, разный уровень интеллекта. Благодаря творческой энергии ему удалось избавиться от пут сентиментально-романтических установок, когда он давал волю фантазии и полагался на собственный эстетический вкус. Сейчас под пером писателя действительно рождаются образы, выхваченные из потока подлинной жизни.

В книге «Глухомань» собраны повести, рассказы и очерки, они говорят о душевной терапии, о чувстве исторической безысходности, разочаровании настоящим и влюбленности в прошлое. Разумеется, по своей социально-политической направленности мироощущение Николая Олькова прагматично, направлено на сохранение элементов докапиталистического уклада России. Но жизнь есть жизнь, и нужно исходить из возможности гармоничного сочетания элементов советского периода и нынешнего времени, эта дихотомия присутствует в его произведениях.

Книги Николая Олькова заставляют читателя размышлять, вселяют в него благородные порывы и чувства, они созданы рукой мастера.