Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ЛАЗУРНОЕ ВИДЕНИЕ


Вторая книга «Лазурное видение» Серковой Милетты мало отличается по тематике от первой. В безграничном океане поэзии и прозы, с их разнообразием жанров, лирика, воспевающая радости жизни, с её грустью и надеждой, занимает далеко не последнее место. В соответствии со своим эстетическим восприятием мира, она стремится придать словесным, иногда прерывистым, неровным ритмам экзотику, красочность, романтизм воображения.

Зажженный свет однажды угасает,
И тленье не всегда несет покой.
Так ветер по песчинкам растрясает
Святой завет, окрашенный судьбой.

В стихах и рассказах М. Серкова раскрывает душевную дисгармонию, разочарование, навеянное жизненными ситуациями, после которых наступает просветленное умиротворение. Но и оно не снимает тревоги, и вместо чеканных строк, выдержанных в канонах классического русского стихосложения, появляются эллиптические фразы, нелитературные, чисто разговорные слова и выражения. Это связано с преломлением чувств, ибо они вырастают из непосредственного опыта эмоциональной жизни автора, вдруг появляются удивительные музыкальные строки, от начала до конца выдержанные в правилах классического стихосложения.

Мой берег жизни возрастает,
Скудеют чувства от тоски,
И год печально прибывает,
Я тень на праведном пути.

В рассказах поэтессы просматриваются черты нашего времени. Она пытается через свой небольшой опыт раскрыть внутренний мир современника. У М. Серковой устремление ощущать закономерности движения общества вообще и России, в частности, предчувствовать её повороты и взлеты. В небольших новеллах «Утро», «Спасение», «Призвание», «Не умирай», «Дремота», «Спасаясь гибнуть», «Последняя радость бытия» ощущается авторское присутствие. Её сочувствие к людям – высшая мера авторской оценки описываемых событий. Новеллы Серковой – это психологические этюды, основанные на личном душевном опыте и окрашенные неповторимым светом добра к своим персонажам. Новеллы ее антиромантичы и по сюжету почти никогда не бывают острыми, скорее грустными и трагичными. М. Серковой больше по душе точность в обрисовке действительности, трезвость взгляда на жизнь, достоверность в изображении страстей и душевных движений.

Читая новеллы Серковой, замечаешь, что она сдерживает свои мысли и чувства, не стремится обнажать их, не решается высказать их вслух, а если и откровенничает, то эти мысли составляют очень небольшую и не ясную для нас их часть. Реализовать себя, означает совершить титаническое усилие над самим собой. Только ценой риска полного уничтожения (как Л. Н. Толстой, Ж. Ж. Руссо в их исповедальности), вырывая себя с корнем из бытия, можно стать настоящим писателем.