Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






МНОГОЦВЕТЬЕ ЖИЗНИ


Томскими писателями (супругами) Сергеем Заплавным и Тамарой Каленовой опубликованы книги о Томске и Томском государственном университете. О славном городе и старейшем университете Сибири написано немало. Можно упомянуть еще двух авторов, исследования которых дополняют и расширяют наши знания о Томске и первом сибирском университете Витольда Славнина (Томск сокровенный. Томск, 1991) и Бориса Тучина (Сибирские Афины. Новосибирск, 1988). Почему такой интерес к Томску? Чем он отличается от других городов Сибири, России, что ему посвящают поэмы, стихи, романы, статьи, песни, научные монографии? Каждый из авторов по-своему отвечает на эти вопросы. Городу Томску в начале третьего тысячелетия исполнится 400 лет (1604 г.). Есть в Сибири города и постарше, например, Тобольск и Тюмень (1586 г.). Появление их на карте Сибири связано с освоением огромных пространств. Как писал А. Твардовский, «... а за Уралом – Зауралье, а там своя, иная даль». Этой беспредельной, громадной далью была Западная Сибирь, которую обживали русские люди на протяжении четырех столетий. Названные авторы и их многочисленные собратья по перу – писатели и историки – сходятся во мнении, что Томск, будучи пограничным городом, между Восточной и Западной Сибирью, занимал очень удобное положение на пересечении водных и сухопутных путей.

Сергей Заплавный в книге «Рассказы о Томске» самым подробнейшим образом, хронологически, на основании многочисленных исторических документов показывает становление и развитие сибирского города от его зарождения до наших дней – города науки и студенчества. Читаешь и думаешь, как блестящие Заплавный и Каленова, не будучи учеными (хотя их исследования стоят кандидатских диссертаций), используют принцип историзма. Приходится только удивляться работоспособности писателей, которые пересмотрели, перечитали, переосмыслили тысячи источников, относящихся к разным периодам России, Сибири, Томской губернии.

Томск на протяжении долгих лет был местом ссылки, а Сибирь соборным уложением 1649 г. была официально признана пространством, на которое ссылались неблагонадежные в политическом отношении люди. Многие из них представляли высшие слои русского общества, например, Ал. Меншиков, отбывавший ссылку в Березово. Сибирь, Томск были местом ссылки для людей разного социального положения и интеллектуального уровня. С. Заплавный пишет: «За полтора с лишним столетия «на перекрещении всяких наций» и судеб гонимые и гонители «объединились» в особый сибирский люд. И растворились в сильной крови того люда угрюмость напополам со взрывной веселостью, русская распахнутость вперемешку с азиатской утайливостью, доброта «в одной нитке со злобством». Действительно, через Сибирь, Томск прошли сотни тысяч ссыльных, среди них были выдающиеся люди России. Многие из ссыльных после освобождения до конца своих дней оставались в Сибири. Это было добровольное волеизъявление людей, сроднившихся с Сибирью. Видимо, этим объясняется особый уклад жизни в Томске, особая интеллектуальная атмосфера, которая до сих пор отличает его от других городов Сибири.

Освоение Сибири было связано с неимоверными трудностями. Но люди, ищущие лучшей жизни, быстрее приспосабливаются к суровым условиям, а преодолев их, они прикипают к Сибири, усваивают традиции, привычки, нравы, привнося свой жизненный, социальный опыт.

Огромную роль в создании духовной нравственной атмосферы в Сибири и Томске сыграла православная церковь. Православие на Руси есть высшее проявление духовного, нравственного, а степень его влияния есть мера, благодаря которой русский человек обретает свою истинно человеческую природу.

Влияние русской церкви на население Сибири, его культуру огромно – это ответ на проблемы, возникающие в процессе приспособления человека, освоения Сибири, преобразования ее в соответствии с интересами, планами, целями формирующегося Сибирского региона. Русская православная церковь являлась важнейшим фактором развития культуры Сибири, благодаря ей русский человек начинал формировать свое самосознание и правильный выбор нравственных ценностей. Способность воздействия этих ценностей на человека идеальна, но связана с реальностью опосредованно, через сознание людей. Именно православная церковь, выдающиеся православные ученые мужи стали инициаторами создания в г. Томске первого высшего учебного заведения. С. Заплавный и Т. Каленова с особой любовью, как выпускники Томского университета, описывают историю его открытия.

Большую роль в открытии университета сыграли декабристы, отбывающие ссылку в Томске, ученые и писатели Сибири. Среди них – просветители Н. М. Ядринцев, Г. Н. Патанин, П. И. Макушин, П. Я. Словцов. Они были у истоков могучего идейного движения, призывали интеллигенцию к социальным преобразованиям на основе гражданского равенства в области образования.

Создать первый вуз Сибири был приглашен профессор Казанского университета В. М. Флоринский, известный ученый-медик, работавший в области зарождающейся тогда науки генетики. В ходе строительства выяснилось, что средств, выделенных правительством России, явно недостаточно. Сибирская общественность призвала создать фонд, чтобы недостающую сумму собрать всем миром. Вот в такие ситуации жизни и проявляется то, что называют на Руси соборностью. Сбор средств производился во всех городах и весях Сибири среди православных. Малоимущими людьми, в основном крестьянами, было собрано более 125 тысяч рублей. Известный на всю Россию уральский промышленник Павел Демидов пожертвовал 100 тысяч рублей, но с условием (дело в том, что еще два университета притязали на открытие – в Киеве и Тобольске, и деньги его предназначались для них). Условие Демидова таково: «Пока приспеет время образования сих последних прошу, дабы мой капитал положен был в государственное место с тем, чтобы обращением своим возрастал в пользу тех университетов, предоставляя дальнейшее распоряжение оных благоразумию министра народного просвещения». Когда «приспело» время для Томского университета. Демидовский фонд составил 150 тысяч рублей. Известный Сибирский купец А. М. Сибиряков, интересовавшийся освоением Северного морского пути, внес 110 тысяч, томский голова З. М. Цибульский – 100 тысяч рублей.

Университет начинался с одного медицинского факультета, на котором обучались 72 студента, из них – 42 выпускника духовных семинарий. Авторы указанных книг свидетельствуют, что открытие Томского университета в 1888 году знаменовало собой новый этап в изучении Сибири. Оно стало не эпизодическим, а системным, научным. Уже в первые годы при университете были организованы ряд музеев, ботанический сад и гербарий, хорошо оборудованные по тому времени лаборатории.

Тамара Каленова в своем двухтомном романе, который писала более десяти лет, рассказала о выдающемся ученом – биологе, ботанике, основоположнике фитоценологии Порфирии Никитиче Крылове (1850–1931 гг.), одним из первых профессоров Томского университета, и его ученице, не менее выдающемся профессоре Лидии Палладиевне Сергиевской (1897–1970 гг.). Она использовала научные материалы, какие были в библиотеке, о Томском университете, встречалась со всеми, кто прямо или косвенно общался с ее героями.

Несколько слов о библиотеке Томского университета. Она является важной составной частью учебного процесса. А начиналась ее история до открытия университета. В 1978 году в издательстве Томского университета вышла коллективная монография «Библиотека В. А. Жуковского в Томске», из которой мы узнали, что Томский университет получил в дар или приобрел несколько личных библиотек, одно из собраний книг графов Строгановых. Книжное собрание В. А. Жуковского купил у сына поэта сибирский меценат А. М. Сибиряков и подарил Томскому университету.

Библиотека В. А. Жуковского состояла из 4674 книг и содержав издания на русском, английском, немецком и французском языках. Сегодня в библиотеке Томского университета насчитывается несколько миллионов книг, она является одной из крупнейших научных библиотек мира.

Читатель может задать мне вопрос: «Для чего описывать то, что и так многим известно из различных источников?». Не скажите. Во-первых, не всем, а во-вторых, мне – выпускнику исторического факультета Томского университета – приятно лишний раз напомнить о достоинствах учебного заведения, которое по праву называли «Сибирские Афины» и которое до сих пор остается одним из лучших в России (несмотря на падение престижа образования в наше смутное, смурное время). В университете за сто с лишним лет его существования сложились научные школы, известные в России и за рубежом, они связаны с именами выдающихся представителей отечественной науки. В главном корпусе университета открыта галерея известных ученых, работавших в университете в разное время. Вот лишь некоторые: животный мир Сибири исследовал основатель школы зоологов академик Н. Ф. Кащенко. Академики П. Н. Крылов и С. И. Коржинский оставили капитальные труды о растительности Сибири. Хорошо известны имена хирурга Э. Г. Салищева, физиолога А. А. Кулябко, академиков-медиков И. Н. Бурденко, В. Д. Тимакова, А. Г. Савиных, академика-физика В. Д. Кузнецова. Математическая школа возглавлялась профессором П. Н. Куфаревым, химическая – профессором Б. В. Троновым, историческая – 3. Я. Боярщиной, А. И. Даниловым. В Томском университете работал выдающийся философ, будущий директор Института философии АН СССР П. В. Копнин. Заключая небольшую статью о книгах С. Заплавного и Т. Каленовой – патриотов Сибири и Томска, замечу: их книги возвышают душу, вселяя в нас мужество и благородные порывы. В одном из стихотворений «Слова» С. Заплавный, прекрасный сибирский поэт, написал:

Люблю простые русские слова
За строгость и глубинное движенье.
Они всплывают в нас, как синева,
И полнят душу радостным волненьем...

От их книг душа наполняется «радостным волнением». Низкий вам поклон, Сергей Алексеевич и Тамара Александровна, от всех нынешних и бывших томичей, от всех выпускников Томского университета, которые живут и работают в разных уголках нашей планеты и считают проведенные годы в Томске, Томском университете лучшими годами своей юности, ибо свет ТГУ размножился на многоцветье и до конца будет освещать нам жизненный путь.