Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ПРОФЕССИОНАЛИЗМ АЛЬМАНАХА «АРИОН» ВОЗРАСТАЕТ


Литературно-художественный студенческо-преподавательский альманах Тюменского государственного нефтегазового находится на подъёме. Растет число людей опубликоваться в сборнике, появилась конкуренция, конкурс. Студенты, аспиранты, профессора ежемгновенно испытывают в чем-то недостаток, выражающийся в изменении, в переходе из одного творческого состояния в другое, дабы достичь чего-то и тем самым исключить состояния недостаточности, открывая тем самым новые стороны своей творческой биографии.

Мне представляется, в будущем альманах «Арион» выйдет за рамки нефтегазового университета и станет изданием для талантливых людей независимо от возраста, социального положения и мировоззренческих пристрастий. Я думаю о присутствии в нем обыкновенных смертных, в этом неумолимом потоке, сотканных из великого желания совершенствовать свой талант. В последних трех сборниках («Арион» №8,9,10) читатели, наверное, обратили внимание на стихи и рассказы, представленные несколькими членами Союза писателей России.

Альманах «Арион» прекрасно оформляют известные художники России, тюменцы Б. И. Паромов и А. Н. Павлов, которые пробуют себя, не без успеха у читателей, как поэты и прозаики. Хочу подчеркнуть одну немаловажную особенность, присутствующую почти во всех сборниках, это не равнодушное отношение к происходящим событиям в России.

Реальность, её постижение не ускользает от взора литераторов и, порою столкнувшись с грубым чувственным прикосновением, с действительностью, словом и делом они ведут нескончаемый диалог души и природы в котором духовное, незримое опредмечивается, расцветает и сохраняет глубину душевных впечатлений. Некоторые авторы сборника принимают участие с момента его создания. И любопытно наблюдать за их творчеством, их интеллектуальным, гражданским ростом. В их стихах и рассказах отчетливо просматривается строгость и ориентированность смыслового содержания, говорящее о подлинной заинтересованности в судьбе России. Данилова Ольга пишет:

День распят отчаяньем и болью,
Он теперь в стране, богатый голью.
День вобрал трагедии и горе,
Он теперь уходит к новым зорям.

Чувствуется красота завершенных гармонических форм, полновесно значащее и звучащее слово. Анализируя произведения, приходишь к убеждению, что авторы становятся мудрее, мировоззренчески определившимися. Их отличает не смутность постижения зримости, не зыбкость творческого процесса, но безусловная гармония предварительных итогов определённость чаемого ими результата. Каждая клеточка словесной ткани заполнена смысловым настоем, густота которого так многословна, вариативна, что рассудочно-трезвое здравомыслие перед ней недоуменно теряется.

Моральные установки и принципы – одна из особенностей сборников «Арион». Это сочетание прозы, поэзии к публицистики. Эмпирия жизни заставляет авторов глубже постигать, происходящие события в России, ее прошлое и настоящие. В жизни каждого человека рано или поздно наступает этап духовного взросления, который характеризуется утратой, разрывом привычной культурной средой. Человек словно поднимается на одну или более ступенек в своем интеллектуальном развитии. На какое-то время исчезает внутренний разлад, и он обретает утраченную гармонию со средой, с миром.

Это все проявляется в творчестве, особенно начинающих авторов. Стремление к целостности, попытка воссоздать разрушенную гармонию, является целью духовной деятельности авторов, это свидетельство выполнения ими своей задачей и по отдельным произведениям можно проследить этапы и шаги ее решения. Переживания творческого человека, связанное с личностными невзгодами, накладывает отпечаток на работы художника, композитора, писателя. Писатель отличается от любого другого переживающего человека тем, что свой путь фиксирует в тексте. Текст для него – основа творчества, основа судьбы.

Текст ведёт писателя к цели, иногда вопреки изначально задуманному сюжету произведения, поскольку сам процесс создания поэмы, повести, подключает его к источнику смысла, более глубокому, чем индивидуальное сознание к языку.

Природа языка, является в слове, открывается через эмоции, мысли, переживания писателя.

Созвучие подлинного (речения) слова связано с душевной опорой, практикой жизни, наблюдениями, большим жизненным опытом, без которых не может состояться писатель, каким бы талантливым он не был. Понять это каждому творческому человеку, значит обрести истинный метафизический центр, неизменно координирующий человеческую активность в мире.