Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






«ГЛЯДИШЬ ЗАДУМЧИВО И ЯСНО»


Уже несколько десятков поэтических книг вышло в издательстве «Исеть» города Шадринска. Очередная книга мансийского поэта Андрея Тарханова «Поющие молнии» занимает значительное место в его зрелом творчестве. В пленительной прозрачности, достигнутой простотой и ясностью, отразились его размышления о природе, любви, России. Непринужденностью дышит неподражаемая поэтическая индивидуальность известного в России поэта – Андрея Тарханова.

Я – мученик радостный Бога.
По воле его на земле
Кремнистую выбрал дорогу,
В каменьях она и золе....
Душа моя – знак притяжения
Страданий и болей людских.
И в этом мое вдохновенье,
И обретает паренье
Обласканный муками стих.

Почти в каждом стихотворении чувствуется энергический, стремительный слог. И проистекает он в большей мере из того, что поэт поддерживает душу в состоянии непрерывного и живейшего волнения, заставляет ее быть деятельной, увлекая ее, и зачастую, очень резко, от одной мысли к другой, от одного образа, идеи, предмета к другим. Живость – главное достоинство поэзии Тарханова. Красота стиха связана с простотой и ясностью. Они являются самодовлеющими элементами его поэзии. И об этом хочу остановиться подробнее. В стихотворении «Моя деревня» автор ностальгирует о прошлом, но не прерывает полет души.

У деревьев голос древний,
И душничка на лугу.
Карагаево – деревня
На песчаном берегу.
... Но в период укрупнений
Не разумнейшим пером
Тысячи таких селений
Были списаны на слом.
Нет тебя, моя деревня,
Нет боров, река тиха.
Голос кедров мудрых, древних
Стал тревогою стиха.

Свет и утешение несет нам память поэта. В приведенных строчках нет ни малейшей небрежности или попытки выразить боль изящно и завуалировано. Простота и ясность – производные красоты. Почему красота прекрасна? Да только потому, что она естественна, ненарочита, не подделана искусственно. Главнейшая черта и отличительный признак хорошего вкуса в различных жанрах искусства – простота. Вид прекрасной природы пробуждает восторг у поэта, он испытывает сильные чувства души и с наслаждением вызывает минувшие чувства. Воображение и простота в отображении природы вызывает инстинктивное чувство красоты у поэта. Нельзя описать природу только посредством разума. Поэт достигает должного впечатления у читателя посредством воображения и чувства. Вот как он живописует ночь в стихотворении «Увертюра ночи»:

Соком фиолетовой черники
Август запил розовый закат.
Сразу стихли птиц шумливых крики,
Бор сосновый передышке рад.
Песня в горле иволги уснула,
Затаились звуки в дуплах крон,
Тихо, без веселого разгула,
Укатился гром за окоем.

Очарование природой обуславливается целым рядом явлений деталей, без которых нельзя обойтись, и они привносят какие-то ассоциативные воспоминания у человека, читающего данное стихотворение. Прекрасное остается в пределах недосказанности, ибо ночь, рисуемая поэтом, становится зыбкой и волшебной, словно мечта.

Слышу голос ушедших полей.
Я седею от счастья и муки,
Что Природа вернула мне звуки,
Звуки детства для песни моей.

Природа вдохновляет поэта, а то, что происходит сегодня в России душевно травмирует его.

И, глядя на пустые пашни,
Былому говоришь: прощай.
Но это злое запустенье
Полей – повсюду. Боже мой!
Какого ждать столпотворенье?
Грядет ли вновь переселенье?
Скажи, Россия, что с тобой?

Беспокойство Тарханова о судьбе России тревожит и читателя., так как его суждения относительно разора страны достигли таких масштабов и, соответственно, такой степени его убежденности, что иной раз при чтении стихов и статей поэта невольно встает вопрос: когда же кончатся эти антинародные реформы, когда Отечество обретет стабильность и силу, когда произойдет очищение души, возрождение и воскресение России?

Закончу статью словами прекрасного тюменского поэта Андрея Тарханова из рецензируемой книги «Поющие молнии»:

Мы явились, Земля, ненадолго –
Воссиять, как звезда, и уйти,
Не оставив ни памяти горькой,
И ни зла на коротком пути.