Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ПОЭЗИЯ ЧУВСТВА


Поэт Владимир Романович Гундарев – мой земляк. Мое знакомство с его поэтическим творчеством не ограничивается только знаменитой песней «Деревенька моя», хотя, не скрою, интерес к нему как к поэту и человеку пролег через эту песню. Она привела меня к более обстоятельному прочтению книг поэта и, соответственно, к пониманию его творчества. Поэзию Гундарева можно сравнить с негромким многоголосием, которое не утратило свежести с годами, а обрело ровное спокойствие, несмотря на расшатанное трагической встряской в последние несколько лет здоровье России. За назойливым, раскатистым грохотом дней, коими живет Россия, он умеет увидеть оттенки современной жизни и оценить тех, у кого есть нужная тональность и слова по отношению к своему Отечеству. Как русский человек (сам он живет в ближнем зарубежье – Казахстане), поэт болеет душой за все происходящее в России.

Завидую по-доброму я в жизни
Тем, кто по зову кровного родства,
Чтоб высказать свою любовь к Отчизне,
Найти умеет главные слова....
Я не писал о Родине, боюсь,
Что, как влюбленный в первый раз, – собьюсь.
Особый нужен дар, чтоб воспевать
Достойно и Отечество, и Мать.

Не забывает поэт высказать свое особое отношение к деревне – малой родине, где прошло его детство, где его истоки. Он слышит тихие шорохи, едва внятную, приглушенную музыку природы, нравственных отношений между дорогими его сердцу людьми. Настоящий поэт всегда связан неразрывными узами со своей малой родиной, он выражает ее суть, душу. Мне очень нравятся небольшие стихотворения В. Р. Гундарева, в которых он пишет о природе, деревне, о бесхитростных, простых тружениках.

Плывут от солнца рыжебокие
Стогов хмельных купола,
И синева, как сон, глубокая
Стекает мягко на поля.
Душа из оболочки просится –
И в эту просинь, в эту синь
Несут колеса околесицу
Вдоль расступившихся осин.

Читаю такие стихи и мысленно вижу перед собой милые картины детства, связанные с речкой, лесом, полем. Стихи производят на меня разное воздействие, некоторые вызывают ощущения, когда чувствуешь запахи трав, они возвращают в счастливую пору юности. Не могу согласиться с теми искусствоведами, которые утверждают, что живопись и скульптура воздействуют на чувства, а поэзия обращается к разуму человека. Но как определить, чего больше в таком стихотворении – чувства или мысли:

По-бабьи ласков августовский день.
И желтый луг, вчера насквозь промокший,
Сегодня тыщей солнышек над Пекшей
Сияет в полукружье деревень.

Или самые любимые мои строчки:
Берез серебряные волосы
Струятся медленно в снега.
Оставив шалости и вольности,
Умчался ветер за стога.
Стога в тулупах отороченных
Стоят как будто сторожа Дорога.
Сани. Едем молча мы
Сквозь ночь и звезды не спеша.

Для поэта ночь – это лаборатория творчества, где он, придавленный бременем собственного смятенного сознания, обречен маяться, как вырывающийся заложник и ее лирический свидетель, это время, которое помогает поэту находить точные и простые слова, выражающие его состояние духа. Осмысливая стихи поэта, задумываешься о соотношении чувства и разума. Видимо, в пропорциональном соотношении того и другого появляется гармония, действующая на человека. Искусство поэзии призвано, посредством воображения, через образ и слово воссоздать описываемые картины и вызвать у читателя поток чувств и мыслей. Назначение, призвание поэта – пробудить фантазию, затронуть душу, разум, если хотите, вызвать слезы умиления, отчаянья, радости. В стихотворении «Светлынь-река» поэт говорит об истоках реки и истоках своего творчества:

... А в глубине моей Светлынь-реки
Любви не иссякают родники.
И как же ты сумела пронести
Все полноводье чувства по безбрежью,
Не расплескав ни капли по пути,
Впадаешь в жизнь мою светло и нежно.

Внутри текста этого стихотворения действуют законы симметрии, законы стихосложения. Читаешь эти строки и явственно представляешь реку и поэта, судьбы которых время от времени перекрещиваются друг с другом.

Поэзия В. Гундарева граничит с областью музыки, стихи его покоряют сердце, которому доступны аккорды нежной лиры. В его стихах живет всякая деталь, всякое движение чувства, всякое мгновенное ощущение, воплощенное в красоту природы, женщины, души человека. Стихи спорят с музыкой, а может это сама музыка?

... Волшебная тихая флейта
Чистая и прозрачная березовая слеза.
Волшебная флейта – это
То, что всем вместе сразу
Услышать никак нельзя.
Она возникает таинственно
В твоей глубине, в тиши.
Волшебная флейта – истинное
Состояние души.

Поэт понимает красоту и в своих музыкальных, психологически тонких стихотворениях улавливает самое чистое, человеческое в реальном чувстве, облекая в изящное слово то, что всеми едва осознается, но ощущается.

Он созерцатель и мечтатель. В его стихах мысль, чувство, образ, содержание и форма слиты в единое целое.

Обычна вагонная проза:
Мелькают поля и леса...
Вдруг вижу я: Станция «Роза» –
И в это не верят глаза.
... Спасибо, товарищ, спасибо,
От сердца тебе исполать,
Что станцию в далях Транссиба
«Розой» рискнули назвать.

Нельзя не плениться прелестью этих простых слов, прелестью этого стихотворения. Название станции «Роза» могут заметить тысячи людей, проезжающих мимо, но только поэту оно не будет давать покоя, пока он не выговорится на эту тему.

В книге В. Гундарева «Ветка молнии» (1994 г.) много стихотворений посвящено природе, переживаниям поэта, связанным с нею, его отношению к ней. Неопровержимая истина: природа накладывает особый отпечаток на психологию человека, на его поведение, стиль жизни. Можно узнать человека по его отношению к природе, а поскольку человек является продуктом природы, как говорится, ее венцом, то отношение человека к человеку идет от природы.

Гениальный художник – природа! Сотворила! она и творит Для себя, для веков, для народа Этих чудных картин колорит.

В. Гундарев скорбит о том, что современный город все более наступает на природу. Это наступление заставляет людей отдаляться от природы, ожесточает их. Люди становятся менее эмоциональными.

В стихотворении «Потрясающие события» автор как бы сталкивает два события, разные по времени, два поколения детей. В первом случае – это автобиографическая картина 50-х годов – деревенские дети впервые увидели полуторку – машину. Какой вызвала она восторг у ребятишек! Во втором случае – наше время – городские дети впервые видят идущую по городу лошадь. Мальчишки, привыкшие к технике, к космосу с детского сада, Не поразить которых близостью высоты, – Мечтали притронуться к лошади, шею ее погладить. Но это теперь для многих – несбыточные мечты...

Описанная в стихах Гундарева картина детства мысленно перенесет некоторых читателей его поколения в то далекое уже от нас послевоенное время, которое было привлекательно и мучительно в своих радостях и страданиях. В. Гундарев обладает особенной восприимчивостью, особенной чуткостью к происходящим в мире событиям. Он заставляет впечатления действительности подчиниться его намерениям. Слова его всегда просто и ясно передают мысль; сравнения и метафоры органичны, легко воспринимаются; эпитеты отличаются точностью и меткостью. Все это говорит о глубоком знании родной речи.

Душой поэтического мастерства служит простая и никогда не увядающая истина – вечное сомнение и борьба поэта с самим собой и действительностью. Выход поэта за пределы данной действительности, наличного бытия есть последняя правда его и нашего удела на земле. В одном из стихотворений он подводит итоги сделанного и высказывает свои пожелания как человек, знающий, что финал у каждого свой в жизни. Но поэт до конца остается поэтом и лучше его не скажешь...

Еще бы хотел я, чтоб мама моя
Из жизни ушла бы не раньше, чем я,
Лицо мне закрыла бы кистью рябины,
Да лебеди чтобы в тот миг протрубили.

Поэзия В. Гундарева – не уход в себя, в свой духовный внутренний мир; его поэзия – это выход в мир, к людям. Читая его книги, представляешь собеседника, отмеченного умом, добротой, талантом, культурой. Достоинства его поэзии, на мой взгляд, в том, что «в разговорах» с ним чувствуешь себя легко и просто. Поэзия его не утомляет, не грешит многословием, не давит стремлением всех поучать, не удручает самоуверенностью и апломбом. Поэт умеет слушать людей, а это одно из замечательных качеств человека.

Мы счастливы –
Когда идем мы к людям,
Мы счастливы –
Когда среди людей.

Недавно Владимиру Гундареву исполнилось 60 лет. Древние греки ввели понятие акме (высшее проявление человеческих возможностей, способностей; взлет в интеллектуальном, духовном развитии; пора, когда творец ощущает в себе огромные силы и творческое вдохновение). В таком состоянии находится мой земляк – известный поэт и прозаик, главный редактор журнала «Нива» в Казахстане, который постоянно стремится в творчестве приблизиться к адекватности, т. е. реальности жизни, к художественному факту, основанному на объективности и совестливости. Это позволяет поэту высказать правду, выразить глубину мыслей и чувств, а нам, читателям, по достоинству оцепить его стихи. Пожелаем же В. Р. Гундареву творческого вдохновения на долгие годы и возвращения к своим истокам, т. е. в Россию.