Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ РОДИНЫ



Стихи Анатолия Федоровича Суздальцева знают немногие ценители современной поэзии. Он редко печатается и, как говорят в таких случаях, еще не вошел в обойму известных поэтов России. Но то, что опубликовано в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Сибирские огни», являет собой ощущение нежности, радости, тонкой лиричности. Его стихи откровенны, прозрачны, сдержанно-эмоциональны, в них чувствуется простота, которая дается огромным житейским опытом и талантом. Наверное, и я обошел бы своим вниманием стихи Анатолия Суздальцева, если бы не знал его лично. Написал эти строки и задумался: а знал ли? Нет, пожалуй. Учились на одном факультете Томского университета, он – тремя курсами старше. Здоровались, как принято среди студентов, и все. Университет он закончил более 30 лет назад. Сейчас Анатолий Федорович живет в Магаданской области, работает в районной газете, о чем сам поведал в стихотворении «Зима на Колыме».

Коченеют в сумрачных снегах
Куржаком обросшие березы.
Ничего не видно в ста шагах
Сквозь туман игольчато-морозный.
Даже слышно: воздух шелестит,
Как фольга, от твоего дыханья.

При всем разнообразии душевных переживаний, затрагиваемых тем – поэзия А. Суздальцева объединена общим чувством – чувством любви к родине, природе, женщине.

Это чувство исполнено большой внутренней силы, духовной красоты. Поэтические пейзажи родины присутствуют во многих стихотворениях, хотя он и не произносит это святое для каждого русского человека слово.

Поэт, много повидавший на своем веку, часто возвращается к своим истокам, к малой родине, где он родился и куда, судя по стихам, иногда приезжает. Поэтическое изображение родных мест сочетается у него с непредвзятостью, которая позволяет раскрыть его душевные порывы и думы, соотнести детские впечатления с сегодняшними.

Напрасно с улыбкой дурацкой
Спешил я в то утро сюда.
Затянута тиной и ряской
Безвольная эта вода.
... А где же заветная заводь?
И вновь содрогнется душа:
В местах, где учился я плавать, –
Сплошная стена камыша.

Настроение поэта – в звучащих личностных оттенках на восприятие дорогих ему детских воспоминаний, связанных с речкой; он венчает стихотворение такими строчками:

Стою, и смотреть тяжело,
И болью в груди отдается –
Как много воды утекло,
Как мало ее остается.

Впечатление такое, что сегодня на все происходящее в России «смотреть тяжело», «все затянуто тиной и ряской».

А. Суздальцев по-разному описывает любимое время года осень. Уходящая осень с ее цветовым непостоянством меняет мироощущение поэта и состояние чувств.

Тонкое наблюдение и непосредственность восприятия, чувство соразмерности, ясности осенних дней заставляют нас, читателей, переживать и даже совершать поступки, т. е. вырываться на природу, чтобы застать чудесные осенние дни, о которых так прекрасно написал поэт:

... Их так немного, этих ясных дней,
Прозрачных, но уже холодноватых,
А ночи все длиннее и темней,
И тише шум реки на перекатах.
... И легче вроде бы забот житейских груз,
И не пугают мрачные пророчества.
Такая красота, такая грусть,
Что плакать хочется.

Какой же поэт минует тему любви к женщине, но у А. Суздальцева эта любовь, связана с природой, с его отношением к ней. Благоприятная или неблагоприятная перемена в судьбе влюбленных особенно пристально заставляет всматриваться поэта в природные явления, словно от них зависит счастье.

То, что мы называем судьбой,
У деревьев, наверно, иначе.
Листья падают сами собой,
И береза, как женщина, плачет...
К потемневшей шершавой коре
По-сыновьи прижавшись щекою,
В бесприютном сыром октябре
Чем, родная, тебя успокою?

В жизни людей получается так, что они ищут расположения тех, кому хотят помочь, а не тех, от кого желали бы помощи. В данном стихотворении слышится потерянность, духовная неустроенность двух людей:

Мы стоим, цепенея в тоске,
В непонятном постылом смиренье.
Чуть приметно звенит вдалеке
Паутина синичьего пенья.

Грусть, тоска, страдание – вечные спутники талантливых поэтов. В такие минуты рождаются стихи, которые поражают не только читателей, но и самих авторов. А. Суздальцев обладает не только поэтическим даром, но особой зоркостью. Поэт подмечает туманную дымку морозного воздуха, окутывающую дали Севера, и светло-молочное небо с резкими прорывами облаков, и лежащие повсюду голубоватые тени на фоне обнаженных ветвей и стволов деревьев. Стихотворение «Лебеди» поражает нас простотой и безыскусностью, трогает своим чистосердечием и каким-то благоговейным отношением к природе.

Пролетая осенью
Над излучъем рек,
Лебеди на озере
Выпали, как снег.
Улетали, таяли,
Вот уж их и нет,
Только и оставили
Легкий, легкий след.

После этих строк уже не думаешь о тяжести повседневных забот, а испытываешь чувство радости от того, что есть другой мир, который не может быть в разладе с собой и действительностью. Поэт продолжает:

Скажут: в этом лепете
Капли правды нет.
Ты, деревня Лебеди,
Отзовись в ответ.
Но, когда взгрустнется мне
О краю родном,
Деревенька Лебеди
Машет мне крылом.

Видимо, у каждого человека есть своя деревня Лебеди, она – как запасной аэродром, как последняя надежда – малая родина, которая исцеляет от болезней, возвышает душу и дух.

Анатолий Суздальцев – мудрый, спокойный, тонкий художник слова, чья пейзажная лирика дарит радость, побуждает к раздумьям, облагораживает.